Золотое платье

Накануне дня рождения т.Нюры (01.12.1911 – 05.10.1991) вспомнила я о ней. Особенно вспомнился её подарок – «золотое платье», которое привезла из Таллинна моя сестра Галина. Она по 2 раза в год ездила к тёте Нюре, и т.Нюра ей сказала: пусть Светлана не вздумает его порезать, ибо с неба я всё увижу. Так вот платье и сохранилось до сих пор.
Так как я верю, что все мои тётушки являются нашими ангелочками и наблюдают за нами, то я сегодня нашла это золотое платье, которое сумела сберечь и не порезать на свои любимые лоскуточки.
Впервые я его одела для вечера выпускников Юриного Витебского медицинского института (ВГМИ). Тогда я была девушкой юной 44-го размера и подарок т.Нюры пришёлся очень кстати.
Родилась т.Нюра 1 декабря 1911 года. В семье она была старшая. Мать её Афанасья Егоровна была рукодельницей и лучшей певуньей. Прожила она 57 лет, умерла в Архангельске в 1930 году. Отец был в 1937 году расстрелян. Тётя Нюра стала для остальных детей матерью. А дети потом стали трудоустраиваться в Иваново. Соня и т.Надя поступили в мед.училище, Николай стал учиться на вет.врача. А сама т.Нюра хотела поступить на мануфактурную фабрику, но в это время заболела. Одна односельчанка посоветовала ей пойти в домработницы к бездетной паре врачей Льву Яковлевичу Шостак и Валентине  Яковлевне Домбровской. Вот с этой семьёй она и прожила всю свою жизнь. Жила с ними в Москве, потом в Витебске, затем в Таллинне (ЭССР, г.Таллин, ул.Лембиту 14-43, Попова Анна Павловна).
В 1947 году Лев Яковлевич защитил докторскую диссертацию, после чего был утверждён заведующим кафедрой факультетской хирургии Витебского мединститута, где проработал до 1950 года. В конце 1948 года он получил звание профессора. В 1950 году по конкурсу назначен главным хирургом Министерства здравоохранения Эстонской ССР в Таллинне и проработал на этой должности до 1960 года, а по совместительству был главным хирургом Института экспериментальной медицины Академии наук ЭССР.
Валентина Яковлевна с 1950 года в Таллинне заведовала физиотерапевтическим кабинетом больницы лечебно-санитарного управления и по совместительству была заведующей физиотерапевтическим отделением 2-й городской больницы. С 1955 по 1980 г. Она работала в Таллиннской республиканской 4-й больнице вначале в должности врача и заведующей физиотерапевтическим кабинетом, а затем – заведующей физиотерапевтическим отделением.
Лев Яковлевич Шостак умер в 1970 году в возрасте 71 года, похоронен в Таллинне. Валентина Яковлевна Домбровская скончалась в 1983 году в возрасте 78 лет, похоронена там же.
В январе 1971 года я вышла замуж за Платунова Ю.П. и поменяла фамилию Румянцева на Платунову. На «свадебные» деньги я предложила Юре съездить в Таллинн и посмотреть книги Льва Яковлевича, которых у него была целая библиотека. Юра как будущий врач накупил целый чемодан медицинских книг у Валентины Яковлевны. Побывал он в Старом Таллинне, в парке Кадриорг и привёз ликёр «Вана Таллинн».

А теперь из воспоминаний моей двоюродной сестры Ирины Марсовой - Вершининой (Балякиной):

" Я приехала в Таллинн после окончания учёбы в фармацевтическом училище г.Иваново, имея право на свободное распределение как одна из лучших учащихся, и это была воля Льва Яковлевича (я приехала на каникулы, и он предложил прописать меня и устроить на работу на фармацевтический завод). Таллинн я с детства любила, поэтому с радостью согласилась. Очень жаль, что он не дожил до моего приезда.
Я тоже часто вспоминаю тётю Нюру. Она много рассказывала о своей жизни, о давних временах. Жалею, что мало интересовалась и не всегда понимала её. Теперь бы с удовольствием поговорила с ней и послушала её рассказы. Через неё я узнала других родственников, которые приезжали к ней в гости.
Она обо всех заботилась и любила всех, несмотря на свой характер.
Все мы родом из детства, у неё детства не было. Жизнь сложилась очень тяжёлая, как у многих из её поколения. Но она стала хранителем для своих родных и хозяев, у которых проработала всю жизнь. Светлая ей память! Ничего не вернуть. Надо беречь, что есть" ...

 
Светлана Платунова (Румянцева), Минск, 01.12.2020 г.


Рецензии