Системы цифровые и аналоговые

Заметки старого схемотехника

В конце 20-го века победило "цифровое" направление цивилизации. Сейчас происходит глобальная оцифровка всей жизни, создается виртуальная "цифровая реальность". Но я не уверен, что другое направление исчерпало свой потенциал и не исключаю, что следующий этап развития окажется совсем другим.

В 1971-м году я был принят на работу в ЦНИИ Приборов Автоматики (впоследствии ЛНПО "Гранит"). В то время интегральные микросхемы еще только начинали свое триумфальное вхождение в производственную практику, а до этого долгое время технические задачи решались иначе. - Зависимости, существующие в реальности, описывали уравнениями, которые моделировались на разных элементах, - механических, электромеханических, электрических, - создавали схемы и конструкции, поведение которых с большой точностью повторяли поведение реальных систем. - На их основе и строились устройства для управления реальными объектами. - Все как сейчас, но происходила не оцифровка или сотворение "цифровых моделей", но подбирались элементы с необходимыми свойствами и они вводились в необходимые связи с другими элементами, которые "на выходе" контактировали с объектом управления. Подобные модели, в отличие от цифровых, назывались аналоговыми. В начале 70-ых были сильны позиции обоих сторон, и еще было не очень понятно, как далеко могут зайти цифровые модели и каковы их возможности. У аналоговых было большое преимущество - многолетний опыт. В то время существовали и развивались аналоговые вычислительные машины. (К аналоговым вычислителям можно отнести популярную среди инженеров того времени логарифмическую линейку). Как молодой инженер, я стал энтузиастом цифрового направления.

Цифровики победили. Но я не уверен, что эта победа окончательная. У аналоговых методов есть некоторые особенности и преимущества, которые могут получить неожиданное развитие. Одно из таковых, - потенциально более высокая точность и сохранение отношений в "первозданном" виде, без упрощения. Аналоговыми методами можно воспроизводить такие системы, работа которых до конца не понятна. Если с этих позиций посмотреть на различные направления культуры, обнаружим, что они преимущественно "аналоговые". - Живопись, музыка предполагают плавные (не дискретные) переходы, хотя некоторые направления уже давно тяготеют к разрывам и к дискретности, с переходами резкими, скачкообразными. К "цифровым" направлениям культуры я бы отнес литературу, где сильна логика и моделируется не вся система в целом, но отдельные ее части и отношения.

Пожалуй, основное различие между "цифровым" и "аналоговым" направлениями культуры состоит в том, что "аналоговые" варианты далеки от аналитики, о произведении можно говорить только как о едином целом. Именно здесь, - в живописи и музыке я готов ожидать новые прорывы в развитии цивилизации. Их методы, как мне кажется, могут найти применение в разных других областях деятельности, в том числе и хозяйственной.

Аналитическое направление получило распространение в Европе (начиная с Древней Греции), вышло на передний план в Новое время, добилось больших успехов и стало доминирующим. Восточная цивилизация другая, - как я ее понимаю, в ней приоритет не анализа, а образов-фантазий, вытекающих из созерцания существующих вещей. Предполагаю, что она еще не сказала свое слово. Россия, расположенная на перекрестке цивилизаций, имеет в этом смысли особое значение. Считается, что русский менталитет тяготеет к холизму. Это философское направление утверждает качественное своеобразие и приоритет целого по отношению к его частям (цитата из и оно противоположно "буржуазному индивидуализму", которому привержен Запад.

Цивилизация, построенная по "аналоговому" принципу будет сильно отличаться от того, что мы имеем сейчас. В свою очередь, природа, квантованная в своих глубинах, при плавных переходах подчиняется жесткой логике, т.е. демонстрирует единство двух противоположных принципов. И это дает надежду на позитивное взаимодействие.

25.09.2018
Ханов О.А.


Рецензии