Лошадь и та может

В понедельник 23 июня 1975 года поездом Адлер-Ленинград я прибыл на московский вокзал Ленинграда из шахтёрского городка.
Весь 10 класс я занимался на заочных подготовительных курсах в Ленинградском институте точной механики и оптики, который мне рекомендовал старший товарищ уже обучавшийся в этом ВУЗе. Сергей рекомендовал мне идти на специальность «Квантовая механика», учиться на инженера-исследователя и разработчика лазеров и систем с использованием лазеров. Поскольку я чувствовал себя подготовленным на приличном уровне, то стремился к поступлению на популярные специальности. Ну а лазеры и лазерная техника были в центре моего внимание, так как все мы в ту пору увлекались прозой блестящих фантастов – Ефремова, Лема, Брэдбери и свято верили в бескрайние возможности современной техники. К слову, уж если речь пошла о лазерах то аспиранты профессора Артура Афанасьевича Мака Витрищак и Коробицын бахвалились, что лазерную генерацию излучения можно получить даже используя рабочую среду из красного южнобережного портвейна, намекая видать на тот факт, что алюмо-иттриевый гранат имеет почти аналогичный цвет лазерного стекла.

Короче, в среду, пройдя от метро «Горьковская» по проспекту Максима Горького, мимо старейшего в Петербурге Сытного рынка я оказался в приёмной комиссии ЛИТМО на Саблинской, 14. Здание ЛИТМО заметно в этом районе. Прежде всего благодаря необычной архитектуре дореволюционного здания архитекторов М.М.Перетятковича и М.С. Лялевича постройки 1912 года. Кстати здание было увенчано характерной башней с ротондой и куполом. Мне здание напоминало Цейсовское здание Pentacon, которое изображалось на фирменной продукции всемирно известной фирмы Сarl Zeiss AG из германского города Йена. В начале века в этом здании находился городской музей, после победы Февральской революции на верхнем этаже располагался первый легальный Петербургский комитет РСДРП. В 1917-1929 г.г. в здании находилась Петроградская Биржа Труда. «До сих пор не могу без ненависти смотреть на это здание», - говаривал писатель Глеб Успенский. На площади Сытного рынка до революции традиционно торговали лошадьми. Наверное, именно поэтому литмовские острословы расшифровывали ЛИТМО – "лошадь и та может окончить".

На период прохождения месячных подготовительных курсов и вступительных экзаменов всем иногородним предоставлялось общежитие. Я оказался в одной комнате с абитуриентами оптического факультета Будыльниковым Сашей из Башкирии и Сашей Спиридоновым из Осташкова на Селигере.

Жили мы дружно, весело, помогая и поддерживая друг дружку, кормились из общего котла, покупая продукты в магазинах и на Сытном рынке. Мы напряжённо готовились к вступительным экзаменам, редко, иногда, разинув рты бегали по площадям Ленинграда, осмотреть его знаменитые достопримечательности. Когда ходили на подготовительные курсы, мы всё удивлялись, какой сильной подготовкой обладают питерские ребята из физмат-школ, глядя на них, мы самую малость, по провинциальному комплексовали. Как показали дальнейшие события ходили на курсы мы совсем не зря. Нам действительно там предлагали решать многие задачи, весьма подобные тем, с которыми нам в последствии довелось столкнуться на экзаменах.

Ещё что было в диковинку – отсутствие в умывальниках и кухнях общежития горячей воды. А невская вода в ту пору отличалась весьма низкой температурой, была просто ледяной и очень мягкой. Намылишь руки, а потом долго и нудно пытаешься их отмыть от мыльной пены, а оно всё не смывается, уже и руки сводит, а они всё-равно мылятся. Так что волей-неволей пришлось закаляться. Общие душевые располагались в подвале в соседнем корпусе, можно было пользоваться через день с лучшей половиной обитателей общаги.

Ну а главный сюрприз – это ленинградский трамвай. Наши окна выходили как раз на Вяземский переулок, по которому ходили 3, 13 и 31 трамваи. И хотя мы жили на пятом этаже, утром часов с пяти начинали движение первые дежурные трамваи, а движение их сопровождалось просто страшным грохотом и лязгом. Возникало впечатление, будто тебе на голову одели жестяной или алюминиевый тазик и со всей дури лупят по нему поленом!

Но вернёмся к основной теме нашего повествования.

Первым экзаменом в моём потоке был устный экзамен по основному профилирующему предмету-физике. Должен признаться, что мне по жизни везёт на встречи с интересными и выдающимися людьми. И в этот раз мне посчастливилось сдавать экзамен не просто институтскому преподавателю, а как я уже узнал позднее, самому Виктору Кирилловичу Кобушкину, автору нескольких популярных учебников и сборников задач по физике. В частности, у меня дома был его двухтомник «Минимальная физика» издания Ленинградского государственного университета. Вот уж сюрприз так сюрприз! Но об этом я узнал позднее.

А на предстоящем экзамене меня ждала неожиданность вот какого рода. Я пошёл в первых рядах и вытащил экзаменационный билет под номером №100. И тут совершенно для меня неожиданно, человек, сидящий за столом с разложенными билетами, взял карточку с экзаменационными вопросами, просмотрел задачу, прилагаемую к билету и недовольно сморщив нос, хмыкнул. Чуть подумав, чётким, хорошо поставленным голосом он сообщил мне, весело глядя на других членов комиссии: «Молодой человек, Вам крупно повезло – Вам выпал билет под №100, а в нём такая неинтересная задача. Давайте, я Вам предложу свою задачку!» Честно говоря, я просто опешил и даже рот не успел открыть, как он, пожав крепким рукопожатием мою руку, вручил мне экзаменационный билет с вопросами и карточку с условием его задачи. Я молча пошёл на указанное место и погрузился в изучение условия задачи и выпавших мне вопросов.

Вопросы для меня оказались простыми, а вот задача!...

Я прочитал её первый раз и понял, что я влип как кур во щи, по полной… С ненавистью посмотрел на весёлого преподавателя и только с обидой подумал: «И откуда ты навязался на мою бедную голову».

Тут сказался мой достаточно богатый опыт участия в городских и областных олимпиадах по многим предметам, в которых мне довелось участвовать. Я довольно быстро взял себя в руки и стал внимательно вчитываться в условия задачи:
Итак, едет поезд, в вагоне поезда подвешен маятник, длина маятника известна. Кроме того, известно расстояние между стыками рельс, расстояние между осями колёс и индукция магнитного поля Земли. Нужно было определить скорость поезда, при которой амплитуда маятника будет максимальной и э.д.с. самоиндукции, наводящейся при этой скорости между осями колёс. «Ну, - думаю, подсунул же этот маразматик задачу из серии «идёт поезд через Жмеринку в Бердичев, сколько лет машинисту?» Но делать нечего, решать всё равно нужно, иначе завтра с позором на поезд и домой. Посидел, почухал репу, сообразил, что скорость, которая обеспечит максимальную амплитуду маятника будет при соблюдении условия резонанса маятника, когда поезд будет преодолевать расстояние между стыками рельс как раз за время полного колебания маятника из одного крайнего положения в другое. Вот тогда и колебания маятника не будут срываться. Наступит явление резонанса -  амплитуда маятника станет максимальной. Довольный тем, что зверь оказался не таким уже и страшным, начал оформлять решение задачи и готовиться к устному ответу по вопросам. И тут смотрю, мой «шутник» неожиданно подсаживается ко мне за стол – берёт мой листочек с решением задачки и вдруг лицо его засияло в широкой улыбке: «Ну-ка, ну-ка, а что там у тебя за вопросы – давай, рассказывай!» Я рассказываю уверенно, а он вдруг начал рассматривать что-то в окне – то ли голубей, то ли воробьёв. И тут мой экзаменатор неожиданно переворачивает мой лист с ответами на вопросы и глядя мне прямо в глаза, спрашивает меня:

- А ты, наверное, шалопай изрядный?
Я опешил от неожиданности:
- А с чего это Вы взяли?
- Да, есть, говорит,- у меня такое чувство!
Я не успел от возмущения даже рот открыть, а он мне:
- Вот чувствую и куришь ты. А с барышнями как?...

Моему возмущению не было конца. Какое ему дело какие у меня отношения с куревом и барышнями?
А мой экзаменатор, не дожидаясь моего ответа, молча встал, подошёл к столу, поставил оценку, расписался, отдал мне экзаменационный листок, протянул руку, крепко пожал мою, поздравил с отличной оценкой и предупредил, чтобы я не курил в институте в неположенных местах.
- Ступай домой, готовься к следующим экзаменам!
И только тут я уже расслабился, заулыбался…

Уже потом от знакомых ребят, закончивших подготовительное отделение узнал, что у Виктора Кирилловича такой фирменный стиль общения, что он страшный враг курильщиков и просто не переносит, когда курят в институте в коридорах. Любили его за умение в непринуждённой форме преподавать самые сложные вещи, доступно всё объяснять, за его бесконечные шутки- прибаутки, которые сыпались из него как горох из мешка…

Меня обступили тревожные девчонки-абитуриентки, их мамаши, которые тут же записали условия задачи, опечалились и отошли в сторону, склонившись над задачкой.

Ну а мне только оставалось зайти в ближайшее почтовое отделение и дать телеграмму родителями из трёх слов: «Физика отлично. Студент».
Дело в том, что школу я закончил с золотой медалью и мне для поступления достаточно было сдать на отлично профильную физику, с чем я уже справился.
Оба Саши старательно готовились к экзаменам, успешно сдали все четыре предмета и тоже поступили.

Кстати, «вундеркинд» из ленинградской физмат школы, который вместе с нами ходил на подготовительные курсы, получив на устной математике двойку за неверно решённую задачу, в ЛИТМО не поступил…Всё-таки вступительные экзамены – это своеобразная лотерея, и многое зависит от того, как абитуриент настроился на конкретный экзамен. Вот Вам и «лошадь, и та может окончить», если поступит, конечно…

P/S:
Национальный Исследовательский Университет ИТМО сейчас считается одним из самых престижных и популярных технических университетов в стране. На базе университета традиционно организовывается сборная России по программированию, которая уже пять раз становилась чемпионом мира среди студенческих команд.


Рецензии
Николай,за словом в карман я не лезу,но закончив энергетический техникум,пошёл в кулинарное училище и работал поваром в ресторане,да и за свою жизнь приобрёл много других профессий и специальностей,с 1958 года вожу машины,поменял аж тринадцать штук.

С уважением.

Юрий Симоненков   22.06.2022 21:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.