Салон Издебского в Одессе. 24 глава романа Судьба

 
Возвращение творчества забытого художника. Владимир Издебский

c 21 апреля по 20 июня 2005 г. Санкт-Петербург

 
21 апреля 2005 года в корпусе Бенуа открылась выставка произведений Владимира Издебского, известного в начале ХХ века своими "салонами", которые проложили дорогу к мировой славе многим русским художникам-новаторам. Издебский был не только умелым импресарио, но и оригинальным скульптором и живописцем. Выставка Русского музея возвращает зрителям творчество художника мирового значения, на многие десятилетия забытого в родной стране. На выставке демонстрируются 34 скульптуры, 13 живописных полотен и 52 графических произведения. Часть композиций представлена в гипсовых и бронзовых вариантах, часть сопровождается графическими эскизами.
Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 22 мая 1882 года (по старому стилю). У него были аристократические польские корни со стороны родителей отца, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине. Издебский начал изучать скульптуру с частным преподавателем, еще мальчиком он посещал частную художественную школу в Одессе, а в 1897 году и  стал студентом-скульптором и вступил в Общество изящных искусств в Одессе. А в 1898 году принимает участие в студенческой выставке двумя скульптурами, "Солон" и "Купидон".
Диплом об окончании школы он получил в 1904 г. Однако, Одесская школа была привержена главным образом передвижникам. Потому представление о современном искусстве Издебский получил в Мюнхене, где бывшие русские студенты, Кандинский, Явленский и Веревкина были частью артистической жизни города Мюнхена.. Закончил свое обучение Издебский в Одессе, Он продолжал жить в доме с матерью и занимался скульптурой. Во время погромов 1905 года он  участвовал в помощи раненым и был арестован по политической неблагонадежности. Около года провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему разрешили уехать на Запад. Познакомившись в Женеве с одним из основателей партии социал-революционеров, Осипом Минором, Издебский вступил в члены партии эсеров. Это членство стало краеугольным камнем его философии искусства.. Откровеная приверженность Издебского к искусству и политике  требоваларасширения кругозора и вот в 1906  году он.переезжает  в Париж и сближается с Огюстом Роденом, посещает ряд частных школ в Марселе..
Издебскому разрешили вернуться в Россию в конце 1908 года. К этому времени у него были связи с русскими школами живописи. Двадцать семь  своих полотен  он выставляляет в Санкт-Петербурге в 1909 году,а в 1910 году  в "Салоне Маковского"  в Одессе, а также на Западе, - в Париже и Мюнхене. Работая в 1905-1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком  Кандинского и стал одним из учредителей "Нового общества художников"ю Сначала у него  появилась идея представить одесской публике живопись последние направления в искусстве, которые начали применять  некоторые русские художники того времени, но постепенно планы его трансформировались. Он решил провести в Одессе   масштабнул  интернациональную выставку. Размах ее был беспрецедентным в России и тем более в Одессе. Включение новейших художественных течений было тогда таким новшеством, что во время всего периода подготовки выставки, городские газеты держали публику в состоянии ожидания каждой новой информации.
Выставка была открыта с декабря 1909 года по январь 1910. Было показано свыше 700 произведений ста пятидесяти мастеров от реалистов и импрессионистов до фовистов и кубистов. Русские художники показывались отдельно от европейских. Среди последних были французские художники парижской школы, члены немецкой мюнхенской группы "Новая художественная ассоциация", несколько итальянцев и представителей других национальностей. Показу экспонатов сопутствовали лекции, поясняющие основы современного искусства, литературы, музыки, были даны концерты современной музыки. Затем выставка переехала в Ригу, в Киев, а потом в Петербург. Александр Бенуа приветствовал Салон Издебского за возможность впервые увидеть новейшие течения западного и русского искусства. Противники же Салона (среди них - Илья Репин) были настроены столь яростно, что устраивали публичные скандалы.
Русская секция Салона включала работы приблизительно 120 художников. Представлены были члены общества "Мир искусства", Союза русских художников, а также многие русские художники, жившие за границей. Наиболее положительные отклики получили члены мюнхенской группы: В. Бехтеев, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкина. Отмечались прессой также братья Бурлюки, А.Экстер, А.Лентулов, И.Машков и М.Матюшин. Эти художники показывали свои работы в Одессе и Киеве. В Петербурге к ним присоединились Н.Гончарова, Н.Кульбин, М.Ларионов и К.Петров-Водкин. Скульптуру на выставке представляли Г.Глитценштайн, М.Коган, П.Зелманов и сам организатор выставки. Пресса высоко оценила работы Издебского. "Умение схватить сущность духовного лица изображаемого оригинала за ним, - писалось в одной из рецензий, - Это уменье в особенности ценно по легкой и меткой хватке психологической сущности, сжатой и сконцентрированной, по какой-то жадной манере выражать все одним штрихом, одной чертой, создавать намеком историю, легенду, целый рассказ".
Не менее значительной оказалась и выставка "2-го Салона" (Одесса - Николаев - Херсон), открывшаяся через семь месяцев после закрытия первого. На выставке было показано 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и около шестидесяти произведений Василия Кандинского. (В сущности Издебский и открыл Кандинского для широкой публики). В этом Салоне подчеркивалось главным образом существование новых идей русских художников, исходящих из Парижа, Мюнхена или самой России. В выставке приняли участие приверженцы новых тенденций, которые уже показывались в первом Салоне: Д. Бурлюк, А.Экстер, Н.Кульбин, А.Лентулов. Среди новых художников были Р. Фальк, В. Татлин и Г. Якулов. Особенно важным аспектом этого Салона был каталог - документ, содержащий исследование значения модернизма в различных видах искусства. Однако, Издебский все-таки не смог снискать себе дягилевской славы в качестве импресарио, и в материальном плане Салоны оказались для него убыточными.
Интересы Владимира Издебского не ограничивались только одним видом искусства. Он много читал, в особенности русскую литературу, имел немало друзей среди писателей. Важным для себя считал театр, во всех его формах, от цирка до оперы и Шекспира. В 1910 году он стал одним из основателей маленького импровизированного кабаре в Одессе - "Зеленый попугай". В начале 1913 года он вновь вступил в партнерство - с живописцем Михаилом Гершенфельдом, чтобы создать драматический театр. Новое предприятие также не было успешным и ввергло Издебского в долги. Он покинул Одессу и вернулся в Париж.
Профессиональный скульптор, Владимир Издебский начал экспонировать свои произведения уже с 1898 года. Но первая мировая война и последовавший за ней большевизм нанесли сокрушительные удары по мировоззрению Владимира Издебского и привели к перерыву в его художественной карьере с 1925 года.
В Париже Издебский пустил глубокие корни в среде художественной богемы Монпарнаса и способствовал созданию среди художников и интеллигенции интернациональной среды. Издебский стремился сплотить тех, кто шел по пути авангардных поисков. Главные связи, конечно, были с русской колонией. Друзьями Издебского были скульпторы Архипенко, Бранкузи, Лоренс и Липшиц и живописец Пикассо. В Париже Издебский возобновил дружбу с русскими художниками Экстер и Федером. Он выставлялся в Париже и Лондоне, принимал активное участие в известных ежегодных балах, организованных объединением русских художников. Ему удалось создать студию рисунков для ткани, которая вскоре стала считаться одной из лучших в Париже, но развитие ее было прервано войной. Спасаясь от немецкой оккупации, Издебские в 1940 году уехали из Парижа, а 1941 году поселились в Нью-Йорке.
Владимир Издебский вновь вернулся к творчеству в 1942 году: обратившись к скульптуре, он создал большое количество гипсовых композиций, работая над несколькими темами сразу. Его фигуративные и одновременно отвлеченные от реальности скульптуры - свидетельство удивительно ясного понимания пластической формы. Издебский переделывал также некоторые свои ранние объекты, был полон желания созидать, и это чувство сохранил до самой смерти. Многое из его работ исчезло по причине хрупкости материала, главным образом гипса. Скульптор всегда надеялся на то, что эти легко ломающиеся формы превратятся в твердую бронзу, но оказался в состоянии осуществить литье только одной работы - первой в серии "Птицы". До наших дней дошла лишь малая часть его наследия. Не сохранились и многие произведения 1940-1960-х годов. Только в 2001 году - по заказу Русского музея - были отлиты 20 композиций.
Помимо скульптуры, Издебский, особеннно в последние годы жизни, увлеченно работал как живописец и график. Его рисунки к скульптуре и разработки для текстиля воспринимаются как станковые произведения, а красочные холсты с гипсовыми вставками - пример необычного соединения техники масляной живописи и рельефа. В Лонг-Бич прошли две персональные выставки Издебского, во время открытия второй - 14 августа 1965 года, за 6 дней до смерти, ему было 83 года.
Произведения Владимира Издебского, впервые столь полно представленные на выставке - часть щедрого дара Г.В.Издебской-Причард, дочери скульптора, передавшей Русскому музею около 200 скульптур, рисунков, живописных рельефов своего отца. Выставка Русского музея демонстрирует весь спектр художественного творчества скульптора, живописца и графика, показывая всю глубину и все направления его исканий.
www.museum.ru/N21997
Ваше мнение »»


В


Рецензии
Гениальный роман. Где его можно купить? Подскажите ради Бога!!!!

Иван Поддубов   27.08.2022 21:24     Заявить о нарушении