Бочка мёда. Деревенские рассказы

Колька Данилов и Валерка Буров работали в колхозе разнорабочими, это значило что, куда будет разнорядка, туда их и посылали. Как то им пришлось хоронить бабу Нюру, одинокую старушку, жившую на окраине деревни. Всю жизнь она со своим мужем занималась пасекой, и даже после его смерти держала несколько улеков.

Парни сделали все как им было велено: сладили гроб, выкопали могилу .Бабу Нюру похоронили на сельском кладбище. В процессе выполнения этого печального задания предприимчивый Буров углядел в сенях, заставленных старыми улеками, бочку мёда, и предложил Кольке беспроигрышный вариант :,, Давай мед продадим и заработаем. Всё равно он тут никому не нужен, и никто не узнает. "Колька долго сомневался и мялся, его смущало в этом предложении буквально всё.

Зато Буров был красноречив и убедителен, и мед они всё таки,, тиснули" и продали в городе. Там же купили себе импортные чёрные кожаные куртки из Монголии. Куртки были одинаковые, но очень модные : множество карманов, молнии, застежки, пристегивающийся воротник. Колька давно мечтал о такой куртке, он выглядел в ней городским и взрослым.

К сожалению Кольке Данилову обнова не принесла радости, он стыдился её надевать. Новенькая куртка упорно напоминала ему некрасивую сцену, где они с Буровым тайком, оглядываясь по сторонам, тащили бочку с мёдом.

Но тут как то представился случай её надеть. Кольку вызвали в ночную смену подменить скотника,было уже темно, и никто бы и не увидел в чем он. На ферму было две дороги : одна проезжая- длинная, другая - напрямки по тропинке вдоль кладбища, техника там не ходила, слишком овражисто, зато пешком было короче.
Колька прошёл деревню, вышел за околицу. Темнота окутала его, потянуло свежестью с оврага, парню стало не по себе, но он отогнал непонятные страхи, застегнул на все пуговицы куртку и смело зашагал вперёд. Колька почти дошёл до развилки дорог, как услышал где то невдалеке колокольчик Агафоновской коровы

Он усмехнулся:,, Потерялась что ли? "- и стал пристально всматриваться в высокую траву вдоль тропинки, куда Колька свернул,решив и дорогу сократить и корову найти. Колокольчик звенел то совсем рядом, то как бы отдаляясь, пропадая в зарослях. Он шёл внимательно вглядываясь в силуэты, но кругом было пусто: и на поле, раскинувшемся до горизонта, и в овражке, и в зарослях. Так в раздумьях о непутевой корове, которая часто терялась, поэтому и ходила с колокольчик ом, Колька дошёл до самого кладбища. На фоне тёмного неба засветились серебренным отливом кресты, а колокольчик так и манил к себе, так и звал.

И тут Данилов понял, что колокольчик звонит с кладбища, он вспомнил что рядом могила бабы Нюры и испугался по настоящему. Ему показалось, что не колокольчик а колокол гремит в кладбищенской тишине. Его прошиб холодный пот, сердце застучало, готовое выскачить из груди,ноги подкосились. Он не помнил как бежал назад, как повернул на ферму, хотел даже вернуться домой, но было стыдно рассказывать о своих страхах.

Прошло какое то время, и снова Данилову нужно в ночную смену на ферму. Колька уже подзабыл все пережитые тревоги и когда оказался на той же развилке, то застегнул куртку, собрал свою силу воли и сказал самому себе:,, Ты же комсомолец, тебе скоро в армию, а там в бой идти, а ты колокольчика забоялся"- и смело пошёл по тропинке вниз в сторону кладбища. Не успел он сделать несколько шагов, как снова раздался знакомый звон. Колька замер, решив что ему почудилось, но стоило сделать шаг, звук повторился. Колька от ужаса обмер и, не помня себя, побежал прочь. Очнувшись на ферме, Колька всю ночь провел держась за вилы.

Теперь Колька Данилов не мог спокойно жить, раздумья и сожаления одолели его:,, Зачем мы взяли этот мед, который нам не принадлежал? Лучше бы детям в детдом Богдановский отдали, порадовали бы ребетню, или бабке крест получше поставили.. "
А тут ещё его с Буровым послали копать ямы под новые столбы как раз напротив бабкиного дома. Колька старался здесь даже рядом не ходить, и куртку больше не одевал. А тут ему стало казаться, что старый дом на него смотрит жалобно и с укоризной. Парень отводил глаза от пары окон на покосившейся стене, ему чудился взгляд.

Последней каплей стало то, что Кольке приснилась старая Нечаевиха, баба Нюра в образе пятилетней девочки с маленьким колокольчиком, она весело бегала иь звенела.Колька проснулся в ужасе, даже ночью ему не было покоя. Больше Данилов решил не медлить и пошёл в церковь покаяться, что они украли мёд, надеясь что его простят и его душа успокоится и он станет жить как прежде, радуясь жизни
Там на площади перед храмом Данилов и увидел Бурова,который лихо подкатил на своей Яве и сказал небрежно :,, Колян, тут родственник приехал, надо обмыть встречу. "Колька только покачал отрицательно головой. После случая с мёдом он отдалился от приятеля, и ему он стал неприятен, то что раньше его привлекло к Бурову, теперь он не переносил.
 
Буров удивлённо пожал плечами, газанул и почти сорвался с места, как притормозил и сказал:,, Хочешь прикол? Куртку надел и вышел во двор, стало казаться что корова агафоновская в огород или сад залезла. Все облазил: Динь - динь,- пока не понял. Вот эти две застежки звенят при ходьбе, звук уходит вперёд и кажется, что колокольчик где - то далеко звенит. Вот смехота то! "

Колька был бледный . Буров ещё раз на него удивлённо взглянул и укатил, оставив шлейф пыли. Николай постоял, посмотрел на церковь, развернулся и пошёл домой.
Прошло много лет, а деревня до сих пор не понимает, почему у совершенно одинокой бабы Нюры всегда ухоженная и аккуратная могилка.


Рецензии
Хороший рассказ.Поучительный.Минутная слабость и проступок.А совесть она всегда просыпается и тем или иным образом учит нас уму разуму.

Валентина Лаврентьева Униченко   13.10.2021 10:04     Заявить о нарушении