Фьяба Не ищи новое, ищи вечное
Открывая с утра ленту новостей, мы узнаём для себя много нового.
Оказывается, сегодня христианский праздник, Иоанн Златоуст:
«Наши предки с раннего утра 26 ноября шли в церковь и молились на Иоанна Златоуста. Кстати, в этот день нужно было молиться, если у вас есть проблемы с речью или же хотите стать талантливым оратором.
Считалось, что святой обязательно поможет.
А по возвращению домой садились семьей за стол и лепили пельмени. В народе поговаривали: чем больше слепить и съесть, тем больше денег и счастья получишь в следующем году. Неудивительно, что сам день стали называть «пельменным».
Хотя пельмени считаются у нас идентификатором русской жизни, чуть ли не русским «ноу-хау», скорее всего, это невольное заблуждение. Исследователи-этнографы отмечают, что фамилии Пельменёв, Пельменников появились на Урале не раньше середины XVI века.
«…историк П. А. Корчагин на основе анализа упоминаний «пельменных» фамилий в документах отметил, что в верхнем Прикамье в 1579 году ещё не было людей, которые зарабатывали изготовлением пельменей».
Что означает: до этого не было ни такого блюда, ни потребности производить его в коммерческих масштабах, - и слова такого русского не было! Пель-мень пришел в русский язык из пермских языков: коми, удмуртов, пельнянь «хлебное ухо» (пель«ухо» + нянь «хлеб»).
Похожие блюда есть в кухнях многих народов. В Китае это — цзяоцзы.
Китай, сохранив себя как цивилизация, оставил следы у соседей, ближних и дальних. Дефицит советской цивилизации АПЕЛЬСИН остался в нашей памяти названием альбома Nautilus Pompilius ЯБЛОКИТАЙ, что, в свою очередь, является калькой с немецкого Apfelsine, что в свою очередь – дословный перевод с французского pomme de Chine(буквально — «яблоко из Китая»). Докатились апельсины и до средневековой Италии.
Существует легенда, согласно которой Карло Гоцци написал пьесу, поспорив с корифеем того времени, драматургом Карло Гольдони. Гоцци утверждал, что напишет пьесу для театра на незатейливый сюжет, и эта пьеса будет иметь большой успех. Так появилась «Любовь к трем апельсинам», а вместе с ней и новый жанр — фьяба (пьесы "Король-олень" и "Турандот" известны даже мне, далёкому от театральной жизни).
Сам Гоцци свою пьесу открыто называл пародией на творчество своего современника Карло Гольдони.
Язык – инструмент, позволяющий одновременно и сохранять исходные формы и гибко изменять, принимая в свою среду слова чужих языков.
Что позволило Пелевину называть свой роман «Любовь к трем цукербринам», сконструировав неологизм из фамилий «героев нашего времени» Цукерберга и Брина.
Что позволяет появиться в русской голове мысли о креативной выходке Гоцци : «а хорошо он подъФЬЯБнул старшего товарища по цеху!».
Новости распыляют наше внимание, заставляют «город пить коктейли пряные. Пить и ждать новостей», напевая мелодию из «Бриллиантовой руки».
Но иногда новости – это вновь увиденный ракурс. Такой как у Донатаса Баниониса: «Не ищите новое. Ищите вечное. Если новое вы найдете, это будет только сегодня, завтра будет старое. А вечное если найдете, это будет и прошлое, и будет еще впереди. Я так думаю».
Эта же мысль встретилась в иной интерпретации: «Не ищи новое, ищи вечное, только тогда ты сможешь найти бриллиант на дороге которую топтали тысячи ног».
Но где же в асфальтовых джунглях сегодня найдешь пыльную дорогу, это же не берег Ганга!
А не приготовить ли пельменей?! Немного. Дюжину. Это в сибирской глуши в многодетной дедовой семье готовили их сотнями и раскладывали на морозном холсте замерзнуть до каменной твердости.
Не повозиться ли в мучной пыли руками? Это ничем не хуже чем топтаться в дорожной пыли в поисках бриллианта.
Любое творчество начинается с разрешения. Разрешения идеологических проблем, концепций, конфликта поколений, в конце концов!
Даже в случае пельменей нужно сначала разрешить хотя бы одну проблему: сколько пельменей сотворить?! Дюжина, конечно, маловато, всего на один присест. Но зато число сакральное.
Отмерим муку, обеспечим её сцепление с водой, замесив тесто, насыщая его своей энергией, потом раскатывание-утончение, нарезание кружочков… Сколько раз я смотрел как это делает мама, сейчас делаю сам.
Тесто раскатываю колбаской, разделяю его на дюжину колобков. Раскатав каждый скалкой, вырезаю острыми краями рюмки из каждого колобка серединку-кружок , остаётся кольцо. Серединка рядом с кольцом, на что это похоже? -- На восьмерку! Буду считать это подсказкой: две дюжины элементов ( кружков и колец из теста) можно разложить по окружности восемью стопками, по три элемента в каждой.
Объёмная ба-гуа, вот что получается! Обычно она изображается в плоскости плоскими группами и каждая (см.картинку) состоит из набора непрерывных и прерывистых черточек (используя китайскую терминологию, каждая триграмма-гуа состоит из трёх черточек-яо).
Этот ансамбль дошел до нас через тридцать веков исключительно в плоском виде, как шахматные фигуры на диаграммах. Выходит, ничего не мешает по плоским проекциям построить объемные изображения, чему учили в своё время нас, первокурсников Бауманского технического училища...
Каждая фигура оказалась со своим именем, как маски в итальянской комедии дель арте, по канонам которой Гоцци и написал свою первую фьябу «Любовь к трем апельсинам».
Северный (венецианский) квартет: Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин.
И южный квартет (неаполитанский): Тарталья, Скарамучча, Ковьела и Пульчинелла ( Полишинель).
Во фьябе «Любовь к трем Яо», явленной мне пельменными кружочками и колечками тоже видны два квартета, расставленных по окружности. Только имена им придумали Учителя древних китайцев **)
Итак, проверяем: сверху вниз. По левую руку, против часовой стрелки: Замысел (три кружка, пересыпанных тестом), Разрешение (два кружка и одно кольцо сверху), Сцепление (кольцо между двумя кружочками) и Возбуждение (кружок из теста, поверху которого лежат два кольца).
По правую руку, тоже сверху вниз: Утончение, Погружение, Пребывание и Исполнение (три кольца из теста). Уж как они воплотились в кружках и кольцах – догадайтесь самостоятельно. Пока я начнив и защипнув кружки фаршем не ПОГРУЖУ их в кипящую подсоленную воду с лаврушкой.
И после их недолгого ПРЕБЫВАНИЯ в кипятке не приступлю к ИСПОЛНЕНИЮ своего замысла позавтракать.
Приятного всем аппетита!!
*) Восемь триграмм гуа используются в даосской космологии, чтобы представить фундаментальные принципы бытия. Перед рассказом изображена диаграмма "Восемь Гуа Фу Си".
**) см. М.М.Богачихин "Таинственная Ци и ..", 1991г, том 2, стр.135.
Свидетельство о публикации №220120101344
Какой факультет заканчивали? Когда
Я - М. 1980.
С "бауманским" приветом,
Сергей Васильевич Королёв 02.12.2020 10:16 Заявить о нарушении
Евгений Пимонович 02.12.2020 10:41 Заявить о нарушении