Человек с дозиметром - часть 7 - Мёртвый Час

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2020/11/23/1317
================================

    Учёба в институте шла своим чередом. Как раз в то время проходили выборы в местные советы железнодорожного района, к которым относился и наш ВУЗ. От нашего ВУЗа также выставлялся депутат, за которого надо было собрать как можно больше голосов. Этой работой занимался один из преподавателей с кафедры физики. Он бросил клич: "Кто не хочет проблем с зачётом по физике (читайте как "зачёт автоматом") - за мной, на агитацию!"

     Преподаватель этот был известен своей "нечистоплотностью" и необъективностью по отношению к выставляемым им оценкам, а также он был взяточником и пьяницей (любил незаслуженно заливать в горло хороший коньяк). Он мог провалить знающего, и поставить высокую отметку какому-нибудь известному "клоуну", выучившему только один, указанный ему заранее, экзаменационный билет. В общем, обычное явление в студенческой жизни.

    Мне этот «препод» не показался серьёзной угрозой моей успеваемости по физике, тем более, что со школьной скамьи физика была моим любимым предметом, я занял призовое место на районной олимпиаде и участвовал в областной. В институте на лекциях я "не спал", и мой конспект был самым полным на потоке, также делал сам все практические и лабораторные работы, сидя с удовольствием за составлением отчётов, в которых всё сходилось, теория и практика. В целом, я был довольно сведущ в этом предмете, и "завалить" меня было бы очень трудно.

    На агитацию я пошёл по другой причине. Так как ребята в группе выбрали меня профоргом, то, по-моему, я был просто обязан пойти с ними.
 
    Одев свой "варёный", "камуфляжный", джинсовый костюм, я, выходя из дома, положил в один из карманов куртки, купленный незадолго до этого в магазине "Охота и рыболовство" (возле памятника Вечного Огня) войсковой респиратор Р-2. Зная действительную радиоактивную обстановку, и, посмотрев на карты радиоактивного загрязнения, опубликованные в газете "Гомельская Правда", я подумал, что в этом месте такой предмет может быть не лишним. Мне также было известно, что уличная пыль обладала в нашей местности повышенным значением радиоактивности, и дома я использовал этот респиратор при выбивке пыли из ковров и при чистке пылесоса.

    Сбор был назначен на 16:00 в один из рабочих дней недели. Занятия в институте в тот день закончились в 13:00, так что я успел ещё смотаться домой, наспех перекусить и переодеться. Когда все собрались у здания старого корпуса (именно там размещалась кафедра физики), выяснилось, что преподаватель, руководивший агитацией, захватил с собой кроме розданных листовок и электронный дозиметр. На мой вопрос "Зачем?", он ответил, что едем в новый район на северной окраине города, заселённый "беженцами", эвакуированными из Припяти  и Чернобыля, и так нужно для агитации. По видимому, он разыгрывал карту "человека с дозиметром", которому известны проблемы эвакуированных (многие жаловались на здоровье), и который может помочь.

    Добирались до места общественным транспортом. По прибытии на место разбились на несколько групп, так как здание было высотное с несколькими подъездами. Договорившись об обратной встрече, и взяв по пачке листовок, напечатанных в типографии института, начали стучаться и звонить в двери ко всем подряд. Пробыли мы там минут 30-40, агитация была в самом разгаре, когда посланный преподавателем однокурсник нашёл нас со словами: "Уходим!" На вопрос: "Что такое? Мы только начали!" - он рассказал, что препода попросили померить радиацию в помещении, что он и сделал. Оказалось около 1 Рентгена/час. При приближении к стенам и полам показания прибора возрастали. Похоже, что этот новый дом был построен из песка с Припяти и других стройматериалов, доставленных оттуда же, что практиковалось в то время. Наш преподаватель решил спасаться и спешно свернул агитацию на полпути.

    Когда стало известно об измерениях радиации, я вытащил из кармана свой респиратор и хотел надеть. Увидев это, «препод» потребовал его снять. Мотивировал он это так: «1. Не поднимать паники! 2. Когда будет «приказ» всем надеть, тогда надену и я.»

    Я прикинул, что на этом деле "заработал" примерно годовую дозу радиации, измеренную мною в 1988 году. Вернувшись со всеми агитаторами назад, в институт, я внезапно почувствовал тяжесть во всём теле. Голова налилась свинцом, а ноги подкашивались. Я зашёл в общежитие к своим друзьям из группы, в которой учился. На моё счастье, комсорг группы Сергей был на тренировке по бодибилдингу, и его кровать была свободна. Воспользовавшись этим, я просто рухнул на его застеленную койку, и, вырубившись как от Тэкилы, проспал примерно 2 часа, с 18 до 20. Когда же я пришёл в себя, в голове ещё долго и сильно шумело, как во время хорошего морского шторма.

    На вопрос Серёги «Что это такое? И как это называется?», я ответил, что у меня случился «Мёртвый Час» от «перебора» радиации. Он не унимался. Тогда я сказал, что это типичный случай нелинейного пробоя полупроводникового прибора под воздействием внешних неблагоприятных факторов, выводящих его из строя. Это было удовлетворительным объяснением случившегося. Игорь дал мне таблетку «Олиговита»- специального поливитамина, содержавшего большое количество разнообразных витаминов, микроэлементов и минералов. И это было лучшим лечением в этом случае – я стал понемногу приходить в себя. Примерно через час я был в состоянии ехать домой.

    Хочу заметить, что «Мёртвый Час» случился при возвращении из высоких значений радиации к тогда для меня привычным. Это подобно эффекту, наблюдаемому у глубоководных рыб, поднятых из глубины в нормальное атмосферное давление – их попросту разрывает. Или у водолазов, быстро поднятых на поверхность после работы на глубине.
 
    P.S.: (Дождя, снега, бури или урагана в то время не случилось.)

================================
  Запомните!
26 апреля 1986 года в 1:23:44 по Киеву произошла крупнейшая техногенная авария в истории человечества – с разницей в две секунды на четвёртом реакторе Чернобыльской АЭС произошли два взрыва, в результате которых было выброшено общее количество изотопов в воздух, составившее 50 млн кюри, что в 30-40 раза больше, чем при взрыве бомбы Хиросимы в 1945 году.
======================
Следующая часть:
http://proza.ru/2021/01/09/1879


Рецензии