Августин Блаженный, Бог, Бытие и Сущее

Rodam ZosiaShvili: Исповедь Августина Блаженного. <...и спросил: «Неужто же истина – ничто, коль скоро не занимает ни конечного, ни бесконечного пространства?» И Ты ответил мне: «Я есмь Сущий» (Исх. III, 14). Я услышал это в сердце своем; все прежние сомнения мои развеялись, и теперь я скорее бы усомнился в том, что живу, чем в том, что есть Истина, постигаемая умом «чрез рассматривание творений»...> - "Истина конкретна!" (В. И. Ленин и Кл. Тзе)

Alexander Klein :
Есть Бытие и есть сущее, и они, обычно, противопоставляются друг другу. Сущее - это вещи, это «существующее в реальном мире». Бытие - это абстракция, обобщённый образ всех существующих вещей, «то, что стоит за всем вещами» и «проявляется через вещи, оставаясь непойманным, внечувственным». Бытие - это, фактически, Дао, но не в виде «потока, пронизывающего все», а в виде «метафизического космоса», являющегося «подложкой» всего сущего в этом мире. Праведность и правильность в мире существуют как «соответствие Дао», ещё точнее как «Пути вещей в соответствии с Дао». В мире Бытия не существует «правильности», но существует «идеальность». Эта «идеальность» может иметь своим источником Бога, а может проявляться как  «идеальные образы вещей (эйдосы, идеи)» или восходить к абстрактному Абсолюту. В одном случае — это религиозно-философская концепция, в другом философски-идеалистическая. Они находятся рядом, утверждая, что есть «высший мир» и «Дух». Материалистическая философская концепция утверждает, что нет никакого «горнего мира», что есть только материальная Вселенная, что Бытие — это сумма всех вещей и процессов материального мира, понимаемое на том же уровне абстракции, что и «материя» («сумма вещества и поля в нашей вселенной»). А что же Бог?

Бог, создавший эту «материальную вселенную для человека», естественно, стоит на позиции «философского материализма» и говорит человеку:

«Я есмь Сущее». Т.е. «увидеть меня ты можешь только через вещи и процессы этой вселенной», «Я есть все, что тебя окружает». Другое дело, что «Дао везде, но на что бы ты ни указал — это не Дао». «То, которое не-то» как смысл и стиль. Или как говорит чань: «Нет ничего святого, а сансара— это нирвана». Для тебя, человек, конкретно. Конкретно для тебя . Не «вообще», — так не бывает, не бывает никакого «вообще», не бывает абстрактного «вообще», истина всегда конкретна, — а «конкретно для тебя», Человек, все обстоит именно таким образом: Мир один, Мир един. Никакой «метафизической подложки вещей» не существует. Никакого «горнего мира» нет. Конкретно, в твоей реальности. Есть только один твой мир. Он и есть Я. «Я есмь сущее». Но вспомни про «то, которое не-то». Это все.


Александр Клейн
1 декабря 2020 г.


Рецензии