Я - плод истории

Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории», а Василий Ключевский: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Если честно, то звучит грустновато.

Заметив параллели в истории, кто-то предположил, что история движется по кругу и всё, что было в истории рано или поздно повторится. Это означает лишь то, что после прохождения некого витка эволюционного развития, человечество, снова может вернуться, в той или иной последовательности, к: первобытнообщинному строю, рабовладельческому строю, феодальному строю, капиталистическому строю или к государственному социализму. Такая теория тоже похожа на некий замкнутый круг, где после расцвета и процветания цивилизации неизбежно следует её закат и гибель.

Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого не имеет будущего», а Александр Сергеевич Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной – есть постыдное малодушие». Когда мы гуляем по улицам, нам на глаза часто попадаются памятники, различных людей прошлого, каждый из них сделал что-то такое, чем заслужил любовь потомков, решивших увековечить их память. С другой стороны, порой спустя какое-то время на достижения тех или иных «героев» потомки начинают смотреть по-другому и бывший герой вдруг оказывается злодеем и памятник ему сносят, а память о нём предают забвению. Марк Аврелий говорил: «Кратковечны и тот, кто хвалит, и тот, кого хвалят, и помнящий, и о ком помнят», подчёркивая, простую мысль, что каждый человек умрёт, и те, кто его помнили и восхищались его деяниями или наоборот презирали и ненавидели его, тоже вскоре умрут.

Один мой знакомый рассказывал, что его имя означает «захоронение» и он всегда думал, что у него великое имя, означающее великих королей прошлого. Однако однажды ему встретился человек, который на его высказывания о том, какое у него замечательное имя, сказал: «Но они же все умерли!», после чего мой знакомый надолго призадумался. Баста поёт: «Когда меня не станет - я буду петь голосами. Моих детей и голосами их детей», - звучит оптимистично, но кажется нереальным, учитывая, как часто дети не хотят быть похожими на родителей. Да и мы сами, разве «поём», о том, о чём пели наши родители? Эпоха поменялась, песни поменялись, отношение к жизни поменялось, то о чём «пели» родители устарело. Помню фразу из видео журнала Ералаш: «Как безнадёжно устарел ваш хеви-метал, в наш XXI век!» Да и хорошо ли это, когда дети не могут выйти из тени своих родителей, а родители мечтают осуществить свои мечты, посредством детей? Редко встретишь в современном мире, какие-либо семейные традиции, продолжающиеся из поколения в поколение. И всё же «я» - плод истории. Хотим мы этого или нет, но мы унаследовали всё хорошее и всё плохое, что у нас есть, от предыдущих поколений.

Множество поколений людей до «меня», жили, женились, рожали детей, верили в какие-либо идеалы, жертвовали собой и вероятно хотели передать детям, что-то лучшее. Мы не против, чтобы дети были лучше нас и воспримем за комплимент фразу: «Твои дети гораздо умнее (красивее, лучше), чем ты». Пока мы живём на Земле, мы являемся плодом истории, а когда умрём, оставим историю тем, кто придёт за нами. Чтобы почувствовать себя плодом истории и ощутить некую ответственность, за то, как мы распоряжаемся тем, что нам досталось от предков, да ещё и постараться передать детям нечто лучше, чем то, что досталось нам, нужно хорошо представлять себе цель истории и спрашивать:

- Чего хотел Бог, когда творил этот мир?
- Почему то, что Он хотел, так и не осуществилось?
- Какие Он предпринимал шаги, для того чтобы вернуть историю в изначальное русло?
- С каким сердцем Бог призывал пророков и святых прошлого и какие миссии на них возлагал?
- И чего Бог хочет от нас?

«Вот, Я сделал и твое лице крепким против лиц их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их и не страшись перед лицем их, ибо они мятежный дом. И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: "так говорит Господь Бог!" будут ли они слушать, или не будут».
Иез.3:7-11

Если увидеть в истории непрекращающиеся попытки Бога восстановить, исправить и спасти человечество, тогда понимание того, что «я» - плод истории, становится глубже и осознаннее. «Я» не просто живу, как мне хочется и ни кого не трогаю и не на что не влияю, а «я», либо приближаю историю к окончательному завершению, вливаясь в поток Божьих героев, либо препятствую этому, занимая место в лагере Божьих антагонистов. Сторонние наблюдатели и комментаторы не очень нужны в Божьем провидении. Бог рассчитывает, что «я» возьму ответственность на себя и сделаю даже больше, чем получилось у моих предков.

«Начнем теперь повествование: ибо неразумно увеличивать предисловие к истории, а самую историю сокращать».
2Мак.2:33

Начнём историю, уже наших свершений…


Рецензии