Пётр I. Попытка зачистки русской ментальности

«Желая оградить народ от хищений бояр,
царь [Иван IV — авт.] учредил систему областного самоуправления, которая, не будь Смутного Времени
и последующей разрухи, смогла бы предотвратить
некоторые пагубные результаты Петровых реформ»
(Н.Н.Воейков, «Церковь, Русь, и Рим»).

Из истории, какая бы она ни была, нам кое-что известно о раннем родо-племенном устройстве древней Руси. Не имея обширной фактологии в виде письменных и археологических источников, мы, тем не менее, можем косвенно утверждать, что Роду на Руси придавалось чрезвычайно большое значение и, скорее всего, гораздо большее, чем у других народов, имеющих на своих ранних стадиях развития подобное же общественное устройство. Именно на Руси значение Рода было не только определяющим, но и наиболее значимым, чем где бы то ни было. Это значение связано не только с Богом по имени Род, который, не смотря на давние споры, занимал главенствующее место в пантеоне славянских богов.

Наиболее же весомым аргументом является русский язык [1] и, в широком смысле, все славянские языки включая старославянский, церковнославянский и древнерусский, в которых слово Род, в качестве корневой основы, входит в самый широкий перечень явлений, описывающих весь мир: от внутреннего мира человека до окружающей вселенной, чего однозначно нет ни в одном языке мира. Язык, сформировавший уникальную русскую ментальность, когда весь окружающий мир, живой и неживой, нуждается в защите русских.

Таким образом, даже после христианизации Руси, подразумевающей единобожие, значение Рода для самосознания народа благодаря русскому языку не претерпело сколь-нибудь значимой деформации. Более того, Православие впитало в себя большое дохристианское наследие. Именно на этом фундаменте русское государство на протяжении веков неуклонно расширялось, поддерживая незыблемую родовую связь, как на уровне простых людей, так и на уровне высшей власти, начиная с ранних княжеств (Киевское, Владимирское, Нровгородское, Рязанское) и заканчивая Российской Империей.

В этом смысле становится понятным, почему Иван Грозный [2] придавал такое значение своим родовым корням, а вместе с ним – и весь русский народ. Мало кто делал это сознательно, осознавая все взаимосвязи, у большинства носителей русского языка родовая преемственность работала на глубоком бессознательном уровне, формируя уникальную русскую ментальность, всегда толкающую на иррациональные поступки и заставляя вступаться за слабых и угнетённых, в каком бы уголке Земли они ни находились. Так было во все времена, независимо от эпохи, так происходит и сейчас, когда вопреки здравому смыслу и рациональным выгодам, Россия последовательно останавливает войны там, где больше никто этого сделать не может.

Должен сказать, что история России с доисторических времён, конечно же, не укладывается в ура-патриотический процесс неуклонного расширения и наращивания мощи государства российского. Были и смуты, и междуцарствия, страну утюжили и разрывали мировые войны и революции. Но самое главное, были  периоды:

- унификации письменности с одновременным забвением разнообразных славянских способов письма [3];
- крайне болезненная петровская ломка устоев, когда многие традиции буквально выжигались, на смену устным родовым преданиям и церковно-приходским записям насаждалась мода на обезличенную европейскую перепись населения и были введены государственные ревизии;
- уничтожались древние письменные источники и памятники, сменился календарь, берущий своё начало от «сотворения мира» и т.д. [4].

Не все реформы были однозначно плохими или хорошими, важно другое: они были направлены на разрушение родового фундамента, на котором изначально строилась Русь. По сути дела, происходила попытка разрушения ментальности народа и процесс этот зародился аккурат во времена Петра I, того Петра, который вернулся из Великого посольства вдруг ненавидящим всё русское, твёрдою рукою уничтожавшим все памятники и древние источники истории страны, и посчитавшим своих русских подданных животными, подлежащими полной переделке путём введения жесточайшего крепостного права:

«С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими – не так… Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей» [5].

С тех пор на долгие 300 лет повелось избыточно кормить свои национальные окраины, нещадно эксплуатируя верность и терпение тех, на ком и держалась Россия. Русский народ был вынужден на долгие столетия платить завуалированную дань своим окраинам, что является историческим нонсенсом и чего не мог даже помыслить Иван Грозный, хорошо понимавший свой народ и его силу.

Пётр не пробил окно в Европу, которая и не думала впускать к себе русских, он распахнул ворота для всего иностранного, включая насаждение европейских порядков, а сам русский народ превращая в крепостных рабов. Русь, никогда не знавшая рабства и очищавшая свои границы от тех, кто наживался на грабежах и торговле рабами, сама оказалась в плену, но так и не смирилась, будучи навсегда приговорённой к поиску справедливого мира.


[1] Русский язык как зеркало новой идеологии
[2] Иван Грозный как зеркало русской ментальности
[3] Меньше знаешь – крепче спишь?
[4] Забытая история России
[5] Мир Знаний. Личность Петра I


Рецензии
Да, Александр, Пётр был противоречив. И и этого никто не скрывает. Чаще скрывают его глупости, хотя он был не глупым человеком, но действовал иногда с размахом тинейджера. Его гений, максимализм, снобизм, наивность, всё в нём было. Как и в нас в россиянах. Мы пускаемся в авантюры, а потом сожалеем. У Петра был именно русский непредсказуемый характер. Иногда это спасение, а иногда погибель.

Гулевский Серж   19.12.2020 03:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.