Мать. Деревенские рассказы

 


Андрей Новокаев прожил полвека. Ему исполнилось 50! Жизнь его удалась: был он начальником, имел свой бизнес. жизнь его была очень насыщенной и интересной. Ему всегда сопутствовала удача, всё складывалось так, как он хотел. Единственное, что его огорчало: очень быстро летит время. Досадно как-то осознавать это. 

На работе отпраздновали юбилей, много подарков надарили Андрею, много хороших слов говорили. Сказали, что юбиляр  ведет корабль бизнеса правильным курсом, что он фартовый, и  удача ходит за ним по пятам. И самое главное, своей удачей он делится с другими. Андрей понимал, что действительно бизнес давался ему легко. Ему было приятно,  что коллектив это ценит и уважает своего босса. Уже 20 лет под его руководством работают эти люди. За это время коллектив стал единым организмом, сплоченным и  дружным. 20 лет вместе и в будни, и в праздники.

Как-то Андрей Новокаев захандрил. Жена приходит, а Андрей лежит, упершись лбом в спинку дивана  и, вроде как, спит. Но жена понимает, что он не спит, а о чем-то думает, о чем-то таком напряженном и волнительном. Жена не решилась спросить, что случилось, о чем думает Андрей. 

По ночам  он долго не мог заснуть, часто просыпался и тяжело вздыхал. Когда все спали, он  вставал и шел на кухню. В коридоре по пути на кухню висел небольшой портрет его матери. И каждый раз, проходя мимо этого портрета, Андрей  встречал  взгляд своей матери. На кухне он доставал картошку, чистил ее и жарил на подсолнечном масле с луком и лавровым листом. Потом садился  за стол и ел эту поджаристую, с золотистой корочкой, вкусную, ароматную картошку.и долго молча смотрел в темный ночной проем окна   Жена, не выдержав,с обидой  спросила:

- Я что тебе плохо готовлю? 

И Андрей признался, что стал часто вспоминать мать. И эта жареная картошка напоминала Андрею о его детстве, о его матери.   

Семья у них было большая, многодетная. Отца не стало. На руках у матери осталось шесть детей. И мать одна растила эту ораву, кормила, одевала, обувала. В далеком детстве частенько жили впроголодь. Спасала картошка, выращенная на собственном огороде. Её варили, тушили, жарили. Хорошо, когда было сало. Андрей помнил маленькую избу, которую зимой остужал  морозный ветер. Приходилось ее постоянно топить, поэтому дети по очереди  бегали в лес за хворостом. Жить было интересно, семья была дружная, веселая, шумная. Тогда Андрей и не подозревал, как трудно было его матери. И вот, когда ему исполнилось 50 лет, он вдруг осознал, что происходило с его матерью, какая же тяжелая у нее была жизнь. 

Мать Андрея родилась до войны. Она рассказывала, как отец, уходя на фронт, поднял ее на руки прижался колючей щекой к ее детскому личику. И в этот момент по отцовской щеке бежала  слеза, которая скатилась на щечку дочери. Девочка своими маленькими ручками вытерла отцовские слезы . Обняв за шею, крепко к нему прижалась. Это всё, что она о нём помнила. Отец с войны не вернулся... А потом были долгие холодные и голодные военные зимы. Волки близко подходили к деревне, страшно было выходить на улицу. Страшно было за овец, за коров.  Нередко обнаруживали волчьи следы прямо у домов. Волки шастали по деревне в поисках пропитания, часто загрызали собак. Мужиков не было, поэтому некому было защитить деревню от этих хищников. Мать помнила, какой тогда был голод, холод и страх. 

А потом был послевоенный 1947  – тоже страшный год. Тогда тоже был голод, который охватил все деревни, в том числе и маленькую Дунаевку. Ничего нельзя было найти съедобного в округе. Люди умирали семьями. Мать чудом выжила. Никто из мужчин их семьи не вернулся домой.  Брат отца, Иван, погиб в Рославле в немецком распределительном лагере для военнопленных. А его жена и двое детей умерли в голодном сорок седьмом  году. Двоюродные брат  и сестра  долго не выходили во двор,  и мать залезла к ним в окно. Они лежали в темной избе с распухшими лицами и, увидев её, прошептали: «А мы умираем». И  умерли.

Андрей эти рассказы слышал с детства, но не осознавал их до конца. А вот сейчас к нему пришло понимание всей драмы того времени. И ему от этого становилось не по себе. Ведь  тогда, в детстве, он не сочувствовал матери,  не  понимал ее, не задавал вопросы, которые нужно было задавать, чтобы мать выговорилась, попрощалась с той болью, которую носила в себе .

Он в последнее время всё чаще стал вспоминать мать. Удушливая волна   воспоминаний захватывала его. Да, мать пережила очень многое, умерла в 44 года. Андрей тогда, в юности,  думал, что она уже прожила долгую жизнь, нажилась,  А когда ему исполнилось 50 лет, то он вдруг  с ужасом понял, что эти материнские 44 года - это вообще ничего. В 44 года она оставила шесть детей. Шесть душ оставила на этом свете! Он начал чувствовать, что утомляет себя воспоминаниями,  стал ощущать постоянное присутствие матери. И самое главное, его начало угнетать чувство вины. Он виноват.

 Воспоминания  из детства не давали ему покоя, мучали.... 

…Мать очень сильно простудилась. И в это же  время пришла ее очередь ехать за колхозным сеном. Тогда жизнь в колхозе была нелегкой, у всех свои дела и заботы, никто ни на что не жаловался, не плакался. Каждый решал свои проблемы самостоятельно, поэтому меняться очередью  было не принято. Раз ты должен быть на работе, работай. Мать позвала десятилетнего Андрея  помочь ей грузить  сено. Андрей тогда  был слабенький,  и вытащить мерзлое лежалое  сено ему было очень тяжело. Он пытался, он помогал, как мог, но было ясно, что он не справится с этой работой. Ему в тот момент казалось, что у него плохо получается, потому что ленивый. Понятно, что это не лень. Понятно, что силенок у мальчишки маловато, слишком плотно слежалось сено. Но мальчик думал по-другому. А разгоряченная мать на холодном ветру отчаянно вытаскивала это сено и  бросала его в сани. И тогда она очень сильно заболела. Болела долго, тяжело, с осложнениями. Бронхиальная астма сильно подорвала ее здоровье. Андрей винил себя в ее болезни. С тех пор она болела постоянно и  таяла на глазах. Через семь лет ее не стало. 

Каждый из шестерых детей выбрал свой путь. Самым благополучным оказался Андрей. И вот ему 50 лет. И теперь он мучается. Он мучается памятью о матери. И ему тяжело от этого. Эта тяжесть воспоминаний, эта сладость воспоминаний, эта боль воспоминаний не отпускает его ни на секунду.  .  Андрей думал, поболит-поболит и перестанет. Но не перестало. Все заметили, что начальник изменился. Он стал немногословным, взгляд его потух. Андрей стал терять аппетит. Ему не хотелось  есть. Разве что ночью жареную картошку. Он включал любимые песни матери «Оренбургский пуховый платок», «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Слушал по многу раз и пытался проглотить подступавший к горлу комок. У Андрея даже мелькнула мысль: «А не сходить ли к психологу?» Но тут же отбросил эту мысль, так как решил, что это может подорвать его авторитет, если сотрудники узнают, что  он обращался к психологу.

Случилось так, что фирма Андрея провела хорошую сделку. Все были очень довольны. Вечером он должен был придти домой, он не пришел. Все созванивались, искали Андрея, но никто не знал, где он. Андрей исчез вместе с деньгами. Жена обзвонила всех друзей, все больницы и морги.  Просила ускорить поиски, ведь он получил большие деньги и исчез. В полиции только разводили руками и строили предположения: «Может он у любовницы, запил с друзьями или еще где-то. Всякое бывает в нашей практике, - говорил равнодушный сотрудник на другом конце провода, - Через 3 дня, если не объявится, примем заявление о розыске». 

А Андрей сел в свой дорогой автомобиль и отправился в ночь.     Он ехал, не останавливаясь, и к вечеру второго дня был уже в родной деревне Красная Самарка. . Остановился  напротив фермы. Ферма напоминала поезд, который стоял на полустанке, огни горели ровными рядами. Только что закончилось вечерняя дойка. Все здесь было до боли знакомо. Та же ферма, та же дорога, те же  скирды, где мать вытаскивала залежалое сено. А с правой стороны мерцали огни деревни . На фоне фермы  он разглядел приближающуюся к нему фигуру женщины в валенках с галошами, в фуфайке и в платке. Рядом с ней шел мальчик лет десяти. Андрей смотрел на них,  и  в этом ребенке он видел себя рядом со своей матерью. 

Женщина перешла насыпь и по узкой тропинке пошла в деревню, в которой когда-то жили  Новокаевы.  Андрей вышел из машины и пошел следом. Женщина, почувствовала незнакомца и боязливо ускорила шаг, ускорил шаг и Андрей. Женщина побежала,  Андрей тоже побежал. Он понял нелепость ситуации и крикнул ей:

- Извините, у меня бензин заканчивается. Где здесь деревня Мало-Малышевка? 

Женщина остановилась и показала рукой в нужную сторону. 

- А вы на ферме работаете? Дояркой?

- Дояркой, - сказала она, успокаиваясь.

- Это ваш сын?

- Сын.

- А сколько у вас детей?

-Четверо.

- А муж ваш где?

- А муж объелся груш, - вздохнула она.

Андрей достал большой сверток  и протянул женщине. Женщина отпрянула. А он сказал: 

- Возьмите, пожалуйста, это вам и вашим детям. 

Андрей увидел, что из-за пазухи у нее торчит краешек грелки. Он догадался, что в грелке было молоко. Ему от этого стало как-то тепло, 

 Его мать тоже приносила домой молоко в грелке за пазухой. Она несла своим детям молоко, надоенное вручную от лучшей коровы. 

Женщина взяла сверток, Андрей обнял мальчишку, обнял женщину, повернулся и ушел.

На третий день исчезновения , Андрей позвонил домой и сказал, что все у него в порядке.   случилась непредвиденная командировка, нужно было провести очень важную встречу. Голос его был бодрым,веселым и добавил - Всё в порядке!

После возвращения . ему стало легче. он опять был прежним - счастливым и жизнерадостным.

Деревенские рассказы. Андрей Подшивалов.1.12.2020


Рецензии
Концовка рассказа получилась мрачновато. Создается ощущение,что за пятьдесят лет ничего не изменилось. Та же деревня,доярка в валенках, в ручную доит коров,ворует молоко для детей и ходит пешком за километр.

Александр Твердохлебов   20.07.2022 07:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.