Почему и как КПСС разрушила СССР
Отступления от первоначального коммунистического проекта плановой экономики созданной в СССР к началу 30-ых годов и полный перевод планирования в 1965 с тысяч количественных и качественных физических показателей на несколько стоимостных привело к разрушению коммунистической экономики и коммунистического государства. В 70-ых начали падать темпы роста экономики. Нарушился баланса между платёжеспособным спросом и предложением. По одним видам продукции спрос не удовлетворялся, и она становилась дефицитной. По другим видам спрос был недостаточным и производство становилось бесполезной тратой ресурсов.
Возникновение диспропорций в производстве и потреблении привело к тому, что и управлявшие страной, и управляемые перестали верить в превосходство планового общественного производства над частнособственническим рыночным производством. В превосходство планового справедливого контролируемого распределения перестали верить все.
Сегодня в воспоминаниях детства бывших советских граждан, у кого детство попало на 70-ые или 80-ые годы, мы можем прочитать про самое ужасное в советской экономике — про очередь за колбасой и туалетной бумагой, в которой родители заставляли их стоять. Они пишут про свой восторг от покупки у спекулянтов американских джинсов или неважно чего ещё, но с иностранной этикеткой, так как всё советское считалось у них совковой убогостью. Пишут и про свою детскую мечту прорваться за «железный занавес» в сказочно богатый капиталистический Рай.
В коммунистическую партию к тому времени вступали уже не по идейным соображениям, а за карьерным и материальным благополучием. Коммунисты, типа Ельцина и Путина (приемника Ельцина на должности президента России) посчитали, что лично для себя при капиталистическом устройстве различных благ можно получить больше, чем в ограниченных равных для всех условиях социализма. Забота о других людях, забота о благополучии страны для них из конкретного действия превратилась в навязчивый надоевший слоган обязательный для произнесения в публичных выступлениях. И не более того.
К средине 80-ых КПСС полностью деградировала. Руководящая верхушка партии сгруппировалась в отряд контрреволюционеров приступивших к демонтажу СССР. Когда деятельность КПСС с 6 ноября 1991 года была запрещена и имущество партии конфисковано, то никто из почти 20 миллионов членов партии не встал публично на её защиту.
Бывший секретарь ЦК КПСС по идеологии Яковлев написал в предисловии «Чёрной книги коммунизма»: «Давным-давно, более 40 лет назад, я понял, что марксизм-ленинизм - это не наука, а публицистика — людоедская и самоедская. Поскольку я жил и работал в высших «орбитах» режима, в том числе и на самой высшей — в Политбюро ЦК КПСС при Горбачеве, — я хорошо представлял, что все эти теории и планы — бред, а главное, на чем держался режим, — это номенклатурный аппарат, кадры, люди, деятели. Деятели были разные: толковые, глупые, просто дураки. Но все были циники. Все до одного, и я — в том числе. Прилюдно молились лжекумирам, ритуал был святостью, истинные убеждения — держали при себе».
Ельцин более 30 лет убеждал народ в своей верности коммунистической идеи. Он 30 лет с 1961 года полз в партии по карьерной лестнице. Десять лет с 1976 по 1985 годы Ельцин занимал должность первого секретаря Свердловского обкома КПСС. Следующие два года он был первым секретарём горкома Москвы. Десять лет до 1990 Ельцин был членом центрального комитета, а с 1986 ещё и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Но уже в июне 1992 года этот бывший высокопоставленный партийный руководитель выступая в Конгрессе США заявил, цитата: «Мир может вздохнуть спокойно: коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул. Рухнул навсегда. И я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть!»
Два названных ренегата из высшей партийной элиты не единичный случай.
На всесоюзном референдуме 17 марта 1991г. свыше 76 % граждан страны проголосовало за сохранение СССР. Наплевав на это 11 глав союзных республик 9 из которых были членами ЦК КПСС, а 7 ещё и первыми секретарями республиканских центральных комитетов КПСС, все они подписали Алма-Атинскую декларацию о прекращении существования СССР. То есть своим решением уничтожили первое в мировой истории коммунистическое государство, в котором коммунистическая идея воплощалась в реальность. В своих новых государствах никто из них себя коммунистом не называл. Удобно стало числится в антикоммунистах. Следом за лидерами в антикоммунисты пошли и более мелкие функционеры КПСС.
УНИКАЛЬНОСТЬ СССР И ЧЕМ ОБЕСПЕЧИВАЛОСЬ ЕГО УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ
СССР в 30-ых годах с помощью проведённой индустриализации превратился из отсталой аграрной страны в могущественную передовую промышленную державу. Но уникальность СССР не в этом. СССР был не просто индустриально развитым государством, но ещё и впервые в мировой истории по устройству экономики стал коммунистической страной общиной.
Производственной общиной с архаичных времён считается экономическое объединения группы людей, имеющих в общей (на латыни «communis») собственности средства производства. Потому СССР, в котором все средства производства были объявлены общей (социалистической по Конституции) собственностью всех граждан страны, можно считать одной большой общиной размером во всю страну.
Именно отношения общей, общинной, коммунистической, социалистической (что одно и тоже) собственности являются главной характеристикой всякой производственной общины. Значит в СССР произошло возрождение в более совершенной форме общества архаического типа. Произошло диалектическое возвращение (отрицание отрицания) к общинным отношениям в условиях развитого промышленного производства.
Переход на путь индустриального развития капитализм обеспечивает на протяжении столетий. Большевики при массовой поддержке и героических усилиях всего трудового народа страны смогли провести индустриализацию за две плановые пятилетки. Усвоив все положительные достижения современного капиталистического производства, СССР на этом не остановился. Удовлетворившись одной индустриализацией СССР в лучшем случае мог остаться страной регионального уровня развития.
Грандиозные успехи СССР обеспечила не только индустриализация, а прежде всего, созданная с её помощью единая система производства с общей собственностью на средства производства. Общая собственность позволила собрать все виды производств в стране в единую производственную систему и установить единое директивное плановое управления всем производством. Это главное.
В СССР впервые в мировой истории появилось промышленное производство с коллективным трудом детально планово организованным в национальном масштабе. Появилась единая система промышленного производства, организуемого по всей стране по единой для всех видов производств производственной программе.
Все производства потребность в которых и их взаимосвязь при капитализме устанавливается стихийно складывающейся рыночной конъюнктурой в СССР стали вестись исходя из точно устанавливаемой актуальности реальной потребности. Все производства стали работать по детально выстроенной производственной программе. Все производства стали работать синхронно как единый механизм громадной, масштаба всей страны, многоотраслевой фабрике. Управление и контроль за выполнением производственного задания во всех видах производств были организованы как на одной фабрике. Совет министров в СССР по сути состоял из руководителей цехов этой громадной фабрики.
А как планируется производственное задание на любой фабрике? Производственное задание устанавливается в количественных и качественных физических величинах. Цеха фабрики друг с другом не конкурируют, не торгуют, не гоняются за прибылью, а работают по точно рассчитанному проекту выпуска конечной продукции. Так в СССР с 30-ых годов работало всё общественное производство.
Это обеспечило СССР превосходство над капиталистическими странами, где идёт борьба каждого против всех за увеличение своей частной прибыли любыми способами. Даже в ущерб экономики собственной страны.
В СССР объёмы промышленного производства в расчёте на каждого жителя страны по сравнению с 1913 годом (год самых высоких достижений царской России) к 1960 году (за 37 лет существования СССР с численностью населения на 01.01.1989г. 293 миллиона чел.) увеличились в 29 (двадцать девять!) раз.
А что можно сказать для сравнения о тридцатилетнем рыночном производственном развитии современной России? - По утверждению главы Центробанка РФ при свыше двух процентах роста ВВП экономика России перегревается и требует торможения.
СССР по объёмам промышленного производства уже к сороковым годам вышел на первое место среди всех европейских стран и мог самостоятельно воспроизвести любое появившееся в мире научно-техническое достижение.
СССР победил в вооружённой и экономической борьбе объединённую гитлеровской Германией в военно-экономический союз Европу, напавшую на нашу страну. Побеждают не армии. Армии лишь уничтожают друг друга. Побеждают экономики, обеспечивающие победу армии. Экономика СССР победила. Никакое внешнее силовое воздействие больше не могло уничтожить новый экономический строй. Темпы развития экономики были фантастическими, и никто в мире, даже в США, в то время не сомневался, что за пару десятков лет СССР по качественным и количественным показателям экономического развития обгонит США.
НАЧАЛО ПУТИ К КАТАСТРОФЕ В ЭКОНОМИКЕ
Внутреннюю устойчивость нового общественного строя должно было обеспечить выполнение сформулированного Сталиным основного экономического закона социализма - «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества». Но послесталинские реформы в планировании привели к нарушению главного требования к социалистической экономике.
По мере своего развития хозяйственная система СССР усложнялись и вместе с этим нарастали объёмы управленческой информации. Количество планируемых для предприятий натуральных физических качественных и количественных показателей быстро увеличивалось. Так, с 4744 в 1940г. оно выросло до 9490 в 1953г., а вся управленческая информация возросла в десятки раз. Обработка существующих в то время информационных потоков в прежних формах становилась невозможной. Госплан еле справлялся с возложенной на него обязанностью планирования.
Количество планируемых показателей стали снижать (до 1780 в 1958г.). Но вместе с уменьшением плановых показателей шёл рост номенклатуры производимой продукции, производство которой переставало контролироваться. По подсчётам экономистов, к 1960-ым годам перечень выпускаемой продукции вырос до 20 млн. видов и для эффективного детального управления народным хозяйством с помощью физических количественных и качественных показателей ежегодно нужно было совершать около десяти в шестнадцатой степени математических операций, то есть, более десяти квадриллионов операций.
Теоретикам и практикам стало ясно, что в СССР начинает развиваться кризис управления народным хозяйством. К началу 60-ых чётко обозначились два противоположных направления реформирования управления экономикой с целью предотвращения кризиса ручного управления.
В одном из направлений реформ предлагалось с помощью создания лучших образцов вычислительной техники и объединения ЭВМ в единую информационную сеть взять под полный детальный контроль выпуск всей номенклатуры изделий с их качественными и количественными характеристиками. Полностью контролировать выпуск и распределение продукции необходимой, как для внутрипроизводственного потребления, так и для потребления населением страны.
Противоположное мнение было у сторонников рыночных реформ. Они предлагали отказаться от детального планирования. Отказаться от командно-административной системы управления. Приоритет дать финансовым механизмам саморегулирования. Предоставить предприятию свободу выбора путей достижения своего финансового благополучия.
Начало процессу разрушения экономики СССР было положено в 1965г. когда Косыгин отказался от пути её развития, который ему предложили ещё в 1962г. президент Академии наук СССР М.В. Келдыш и основатель Института кибернетики (1962 г.), член Академии наук СССР (1964 г.) В.М. Глушков.
В 1962г. Келдыш и Глушков предложили автоматизировать работу плановых органов на основе ЭВМ. Но это было не просто предложение, а разработанный Глушковым проект новой формы экономических отношений и их регулирования. Глушковым были разработаны математические модели управления экономикой страны. Сегодня комплекс математических моделей работы экономики называется цифровой экономикой. Без цифрового двойника, например, самолёта и двойника его двигателя на нынешнем этапе технологического развития уже невозможно организовать современное производство и использование сложных наукоёмких изделий. В недалёком будущем и вся экономика страны без её цифрового двойника развиваться не сможет.
Предложение Глушкова в 1963г. приняли к рассмотрению и даже вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором отмечена необходимость создания в стране Единой системы планирования и управления (ЕСПУ) на основе государственной сети вычислительных центров. В них полагали обеспечить автоматизацию процессов обработки информации и подготовку управленческих решений.
Но значение полностью оцифрованной единой системы производства и сетецентрической цифровой экономики в руководстве КПСС не могло быть понято в виду его некомпетентности. Потому ограничелись признанием необходимости ЕСПУ, а решение о реальном создании общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС) так и не было принято. Уровень реформ оганичели созданием АСУ на отдельных предприятиях. И не выше. Этим и удовлетворились
Глушков рассказывал, цитата: «Комиссия была еще более высокого уровня - с участием министра финансов, министра приборостроения и др. Она должна была подготовить проект решения по созданию ОГАС. И мы должны были вынести эти материалы на рассмотрение Политбюро ЦК КПСС, а Политбюро уже решало, что пойдет на съезд.
<...> Мне удалось "додавить" всех членов комиссии, один Гарбузов не подписал наши предложения. Но мы все-таки внесли их на Политбюро. А когда мы пришли на заседание (а оно, кстати, проходило в бывшем кабинете Сталина) <...> Гарбузов (министр финансов - прим. авт.) выступил так, что сказанное им годится для анекдота. Вышел на трибуну и обращается к Мазурову (он тогда был первым заместителем Косыгина). Вот, мол, Кирилл Трофимович, по вашему поручению я ездил в Минск, и мы осматривали птицеводческие фермы. И там на такой-то птицеводческой ферме (назвал ее) птичницы сами разработали вычислительную машину.
Тут я громко засмеялся. Он мне погрозил пальцем и сказал: "Вы, Глушков, не смейтесь, здесь о серьезных вещах говорят." Но его Суслов перебил: "Товарищ Гарбузов, вы пока еще тут не председатель, и не ваше дело наводить порядок на заседании Политбюро". А он - как ни в чем не бывало, такой самоуверенный и самовлюбленный человек, продолжает: "Три программы выполняет: включает музыку, когда курица снесла яйцо, свет выключает и зажигает и все такое прочее. На ферме яйценосность повысилась". Вот, говорит, что нам надо делать: сначала все птицефермы в Советском Союзе автоматизировать, а потом уже думать про всякие глупости вроде общегосударственной системы» (Б.Н. Малиновский. "История вычислительной техники в лицах"стр.161-163).
В том же 1962 году, когда Глушков встретился с Косыгиным, в газете «Правда» напечатали нашумевшую статью харьковского экономиста профессора Либермана под названием «План, прибыль, премия», в которой главным стимулируемым показателем предлагалось сделать прибыль субъекта хозяйственной деятельности. То есть использовать в СССР основной экономический закон капитализма - погоню за прибылью. Хрущёв тут же дал добро на проведение хозяйственного эксперимента. После снятия Хрущёва со всех постов (1964г.), Косыгин стал председателем Совета министров СССР и начал реформировать экономику по либермановскому предложению в более широком масштабе. Предложение Глушкова его больше не интересовало.
Глушков рассказал в своих воспоминаниях, цитата: «Начиная с 1964 года (времени появления моего проекта) против меня стали открыто выступать ученые-экономисты Либерман, Белкин и другие, многие из которых потом уехали в США и Израиль. Косыгин, заинтересовался возможной стоимостью нашего проекта. По предварительным подсчетам его реализация обошлась бы в 20 миллиардов рублей. Основную часть работы можно сделать за три пятилетки, но только при условии, что эта программа будет организована так, как атомная и космическая. Я не скрывал от Косыгина, что она сложнее космической и атомной программ вместе взятых и организационно гораздо труднее, так как затрагивает все и всех: и промышленность, и торговлю, планирующие органы, и сферу управления, и т.д. Хотя стоимость проекта ориентировочно оценивалась в 20 миллиардов рублей, за три пятилетки его реализация принесла бы в бюджет не менее 100 миллиардов рублей. И это еще очень заниженная цифра. Но наши горе-экономисты сбили Косыгина с толку тем, что, дескать, экономическая реформа вообще ничего не будет стоить, т.е. будет стоить ровно столько, сколько стоит бумага, на которой будет напечатано постановление Совета Министров, и даст в результате больше. Поэтому нас отставили в сторону и, более того, стали относиться с настороженностью».
Есть поговорка, - бесплатным сыр бывает в мышеловке и только для второй мыши. Главой правительства и членом Политбюро Косыгиным и с его подачи ЦК КПСС была выбрана экономическая реформа, реализация которой, как им и обещали, вообще ничего не стоила по сравнению с проектом Глушкова, если, конечно, не считать её последствием полный развал экономики страны и уничтожение государства под названием СССР. Либермановско-Косыгинская реформа и как её продолжение - Горбачёвская реформа - два этапа рыночных преобразований экономики действительно дали больше. Но дали они больше не СССР, а США и другим капиталистическим странам, которым задарма достались богатства развалившегося СССР.
В 1965г. ЦК КПСС было принято постановление, в котором говорилось: «Признать необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями: по производству — общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. По труду — общий фонд заработной платы. По финансам — общая сумма прибыли и рентабельность» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965г. № 729).
До этой реформы всё производство в СССР, как я уже писал, выстраивалось как на одной фабрике. Но сможет ли нормально работать фабрика если производственное задание её подразделениям даётся не по обязательному ассортименту в физических качественных и количественных показателях, а в общих объёмах продукции в рублях. Например, вместо конкретной руды конкретного качества плавильному цеху реализуют плановый объём продукции в рублях. Если в сборочный цех передаётся мотор не с требуемыми характеристиками, а соответствующей плановой стоимости. Мотор, в который для получения сверхплановой прибыли добавлены дополнительные дорогие детали. Не улучшающие его характеристики, а повышающие его цену и прибыль продавца.
В СССР стали расти объёмы производства, выражаемые в рублях и вместе с тем снижалось производство в реальном объёме материального продукта. Из-за корыстного интереса предприятия и отсутствия контроля за ассортиментом, например, увеличилось производство одних видов тканей и прекратилось производство других нужных человеку для одежды тканей. Появился дефицит дешёвых тканей из хлопка и избыток дорогих тканей из шерсти. То же самое стало происходить и в других отраслях производства.
Производительность труда в денежном выражении росла, а в натуральном исчислении (в метрах выпущенных тканей, в тоннах и литрах мясомолочной продукции, в конкретных видах изделий) производительность снижалась. Работникам повышали зарплату за рост производительности труда в денежном объёме, а купить на неё реально необходимое в натуре изделие они не могли, так как реальное их количество снизилось, а отдельные виды продукции вообще с полок магазинов исчезли.
К концу 80-ых на каждый рубль объёма товарной массы в советских магазинах приходилось 6 рублей имевшейся в карманах людей зарплаты. Последствия такого дисбаланса очевидны и губительны для любой экономики вне зависимости от того, снижается в ней выпуск товарной продукции или увеличивается.
При единой, жёсткой, нормативной и информативной плановой системе производства и распределения такая катастрофическая утрата баланса невозможна, так как поддерживать баланс не сложно. Но после расширения хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий в результате реформ управляемость и контроль за производством и распределением были утрачены, сбалансировать платёжеспособность спроса с объёмами фонда потребления стало невозможно.
Вот как говорил об этом в июле 1990 на ХХVIII съезде КПСС Горбачёв: «При расширении хозяйственных прав и самостоятельности предприятий был устранен жесткий контроль за соотношением роста производительности труда и заработной платы. И на многих предприятиях она существенно обогнала рост производства продукции. Во-вторых, далеко не все было продумано при развертывании кооперативного движения. Наряду с тем полезным, что делали и делают кооперативы, образовался канал перекачивания безналичных денег в наличные. Причем, тут речь идет о миллиардах рублей. <…> В итоге всего этого, только за прошлый год прирост денежных доходов населения достиг 64 млрд рублей — при обычных в прошлые годы 12 —15 млрд рублей. Такая же ситуация сохраняется в нынешнем году».
То есть, очищаемые неимоверно завышенной платёжеспособностью спроса прилавки магазинов, пустоту которых нам постоянно демонстрируют в кинохронике времён СССР, это не вина социализма, а вина ЦК КПСС бездарно руководившего производством и распределением произведённого. При таком руководстве неизбежно и при капитализме обанкротится любая корпорация и погибнет любое государство.
ОТСУТСТВИЕ ПРЯМОЙ ОБЩИННОЙ (КОММУНИСТИЧЕСКОЙ) ДЕМОКРАТИИ
Губительные реформы стали возможны потому что прямая общинная демократия в СССР к сожалению, так и не появилась. Принятие важнейших для воспроизводства материальной жизни общества решений не происходило напрямую. Решения не принимались в форме всенародного референдума. За граждан страны, как в буржуазном парламенте, политические решения принимал специально созданный представительный орган власти – Совет депутатов, обладавший всей полнотой власти.
Отличие советского парламентаризма было в том, что Верховный Совет СССР был не только высшим представительным законодательным органом государственной власти, но и до 1989г. считался коллективным главой государства. ВС частично обладал исполнительной и контролирующей властью. Руководящий состав исполнительных органов советской власти на всех уровнях (совет министров, облисполком, райисполком) формировался из состава Совета. Например, главой областного исполнительного комитета назначался один из депутатов областного Совета. Депутаты так же назначались и на должности руководителей подразделений облисполкома.
Форма Советской власти сложилась в период революционной классовой борьбы. Коммунистическая партия с момента своего возникновения всегда позиционировала себя в качестве руководящего авангарда пролетариата. Классики марксизма выделяли в обществе классы исходя из производственных отношений частной собственности на средства производства.
Слово «класс» латинского происхождения и с чисто филологической точки зрения означает всякую группу людей, объединенных между собой общими признаками. В марксизме понятие «класс» более содержательное. В марксистском понятии деления общества на классы с одной стороны находятся все те, кто своим личным трудом создаёт все материальные блага, необходимые для существования всех людей, составляющих общественное формирование в той или иной форме объединения. С другой противоположной стороны находятся все те, кто не участвует в создании материальных благ, а с помощь специально созданной системы принуждения в форме государства, присваивает эти блага в свою частную собственность.
Классы и классовое государство появились, когда захваченные в рабство люди стали экономической основой рабовладельческого строя. Основу экономики нынешнего капиталистического классового государства составляют две взаимосвязанные социальные противоположности - класс буржуазии, владеющей средствами производства и живущей за счёт прибыли от этого своего частного капитала, и класс пролетариев своим трудом создающих прибавочную стоимость к капиталу. Пролетарии, живут за счёт выручки от продажи по частям времени своей жизни, отданной наёмному труду. Суть коммунистической идеи в переходе всех средств производства в собственность к тем, кто своим личным трудом создаёт все материальные блага.
Так как любое современное промышленное изделие создаётся (от добычи сырья до конечного изделия) коллективным трудом множества людей, то предлагается передать средства производства в общую («communis») собственность. При создании такой коммунистической экономики исчезает классовое деление и классовое государство. У системы управления общественной жизнью страны остаются лишь хозяйственные функции.
В Конституции 1936г. в статье №2 записано: "Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся". В статье №4 написано: "Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства". Следовательно, механизм классового деления по марксистским понятиям в СССР был уничтожен.
В книге «Анти-Дюринг» Энгельс писал: «Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство».
Пролетариата в СССР больше не было. Но коммунистическая партия осталась. Право руководить трудящимися страны она сама за собой оставила. Как и почему такое происходило можно понять из доклада Сталина на 8 всесоюзном съезде советов 25 ноября 1936 года «О проекте Конституции Союза ССР». В своём докладе Сталин сказал:
«Можно ли после этого назвать наш рабочий класс пролетариатом? Ясно, что нельзя. Маркс говорил: для того, чтобы пролетариат освободил себя, он должен разгромить класс капиталистов, отобрать у капиталистов орудия и средства производства и уничтожить те условия производства, которые порождают пролетариат. Можно ли сказать, что рабочий класс СССР уже осуществил эти условия своего освобождения? Безусловно можно и должно. А что это значит? Это значит, что пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР… Как видите, рабочий класс СССР – это совершенно новый, освобожденный от эксплуатации, рабочий класс, подобного которому не знала еще история человечества».
Тут возникает вопрос, - почему при отсутствии отношений частной собственности и порождаемых частной собственностью классовых различий и классовых противоположностей коммунистам страны Советов потребовалось выдавать за классовый признак профессиональное отличие большой группы людей, занятых преимущественно физическим трудом, именуемых рабочими?
Причину можно понять из высказывания Сталина в продолжении доклада. Он там говорит:
«Я должен признать, что проект новой Конституции действительно оставляет в силе режим диктатуры рабочего класса, равно как сохраняет без изменения нынешнее руководящее положение Коммунистической партии СССР. Если уважаемые критики считают это недостатком проекта Конституции, то можно только пожалеть об этом. Мы же, большевики, считаем это достоинством проекта Конституции.
Что касается свободы различных политических партий, то мы держимся здесь несколько иных взглядов. ПАРТИЯ ЕСТЬ ЧАСТЬ КЛАССА, ЕГО ПЕРЕДОВАЯ ЧАСТЬ. Несколько партий, а значит и свобода партий может существовать лишь в таком обществе, где имеются антагонистические классы…».
Если признать правоту Энгельса в том, что провозглашение средств производства государственной собственностью уничтожает все классовые различия, то где тогда место в коммунистическом обществе коммунистической партии являющейся передовой частью класса? Нет классов – нет классовой партии, нет руководящего положения в коммунистическом обществе группы людей установивших классовую диктатуру.
Если бы Сталин в своём докладе признал правоту Энгельса, то сразу же был бы уничтожен существовавшей системой государственной власти, уничтожен диктатурой той партии, которая самоликвидироваться наверняка бы не согласилась.
Но всё же в принятой Конституции 1936 года не говорится о диктатуре рабочего класса, как говорилось в предыдущей Конституции 1924года о диктатуре пролетариата.
В конституции 1924 написано: «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата…». В Конституции 1936 написано: «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, и завоевания диктатуры пролетариата». То есть пролетариата уже нет, а о диктатуре рабочего класса не слова.
В принятой Конституции 1936 года место и роль коммунистической партии не указывается в политической структуре Социалистического государства. Коммунистическая партия упомянута в главе 10 — «Основные права и обязанности граждан». В статье 126, этой главы говорится что «в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные..., а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев, трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся…».
То есть, единственно что выделяет партию из других перечисленных общественных организаций — это её представление, как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Но, обращаю внимание, — ядром партия названа в ПРАВЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ в рамках её «самодеятельности и политической активности». Никакими другими особыми правами по сравнению с другими перечисленными в статье общественными организациями коммунистическая партия в той конституции не наделена.
Ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных такая идеологизированная организация должна была становится не через узаконенную расстановку партийных кадров на ключевые государственные должности. Не через уставное дисциплинарное принуждение членов партии к действиям по навязыванию государственной власти партийных решений. Центральное место среди всех общественных организаций партия должна получить через завоевание авторитета каждым представителем партии во всех сферах профессиональной деятельности. Каждый такой партийный человек должен без внешнего давления сам, в силу своего коммунистического убеждения, принимать политически правильные решения. А главное, обладая компетентностью и авторитетом, убедить других в правильности предлагаемого партией решения и взять на себя ответственность за исполнение предложенного решения.
В перспективе преобразование сложившейся в СССР надгосударственной элитарной партийной власти в массовое открытое для всех желающих общественное движение по развитию во всём обществе коммунистических взаимоотношений могло в дальнейшем сформировать новую форму управления общественной жизнью страны. Такое преобразование могло полностью заместить представительную республиканскую советскую власть общинным самоуправлением. При котором целе-устанавливающие и кадровые решения принимаются "всем миром".
Тогда бы важнейшие решения касающиеся каждого принимались общиной, включающей в себя всех граждан страны. А управление делами по достижению определённых сообща целей и по решению текущих проблем поручалось общиной самым компетентным и самым авторитетным руководителям. Они же перед всей общиной и отчитывались о достигнутом результате. Такое могло произойти. Но в СССР преобразования политической системы двинулись в прямо противоположную сторону.
КАК И ПОЧЕМУ КПСС ДЕГРАДИРОВАЛА
Отсутствие прямой общинной демократии во всём государстве в революционный переходный период было оправдано. Потому что тогда еще существовала мелкая буржуазия. Пока существовало много обиженных советской властью требовалось партийное классовое сплочение идейных защитников нового общественного строя, и партийное руководство органами государственной власти. Отсутствие прямой демократии оправдано было и в период подготовки к неизбежной войне и в военный период 1941-1945 г.
Но к 50-ым разрушенное войной хозяйство восстановили. СССР стал ведущей мировой державой с мощной экономикой и сильнейшими в мире вооружёнными силами. Никакой агрессор уже не мог напасть на СССР из-за очевидности своего полного уничтожения. Все препятствия к установлению прямой общинной коммунистической демократии были ликвидированы. К пятидесятым годам уже бесклассовому обществу, сплочённому в период войны, партийный поводырь и надзиратель больше не требовался. Народовластие без проблем можно было осуществлять без посредников.
Однако, КПСС вместо того чтобы трансформировать партию и представительную политическую власть в общинное самоуправление поступила ровно наоборот. КПСС правовым актом вписала себя в структуру государственной власти. КПСС законом установила своё юридическое право на управление внутренней и внешней политикой СССР и всей общественной жизнью страны.
В основном законе страны – в Конституции 1977 г. описание роли партии из раздела о конституционных правах граждан, из их права на самодеятельное объединение в общественные организации, подняли в главу 1. Партию из перечня общественных организаций в новой конституции переместили в структуру политической власти.
В статье №2 главы 1 - «Политическая система» говорится, что Советы народных депутатов, составляют политическую основу СССР, а в статье №6, продолжающей описание политической системы, указана руководящая и направляющей роль КПСС.
То есть руководящая роль КПСС в советской основе стала правовой нормой, юридическим правом. А в прежней Конституции 1936 г. наличие руководящего ядра описывалось всего лишь как возникшее явление вследствие организационной самодеятельности. Без наделения этого партийного ядра какими-либо правами.
В Конституции 1977 г. указывается, какими именно правами обладает партия в данной политической системе - «определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит деятельностью народа, придает планомерный научно обоснованный характер движению к коммунизму».
Конституция 1936 г. не добавила ничего нового, к тому, чем обладала партия, ставшая авангардом всех трудящихся по факту нахождения в первых рядах политической классовой борьбы. Конституция 1977 г. сделала юридическим правом то, чего ВКП(б) ранее добивалась наращиванием своего авторитета в обществе и в его организационных структурах. Право авторитета заменили юридическим правом.
Это как в случае с лидером партии. Сталин согласно Устава (партийного закона) был одним из равных друг другу секретарей ЦК, одним из равных членов Политбюро. Лидирующее положение он занимал благодаря своему авторитету. Но когда после смерти Сталина ввели должность первого секретаря ЦК КПСС, а затем при Брежневе – в Уставе появилась должность "генеральный секретарь", то лидирующее положение стало определяться занимаемой должностью, а не завоёванным уважением. Право быть первым из неформального (это когда руководителем является первый среди равных, единственная привилегия которого — работать больше и лучше других) превратилось в формальное, в уставное право. Это когда я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак.
Демократический централизм как главный принцип внутрипартийных отношений существовавший со времени ленинского лидерства и записанный в уставе полагает движение инициативы коммунистов снизу-вверх. Бюрократический централизм наоборот движет инициативу сверху вниз. На руководящие партийные должности в КПСС стало допустимо избирать лишь тех, кого рекомендовали или согласовали «сверху». Партия деградировала в бюрократическую структуру.
Как я уже писал, согласно коммунистической теории пролетариат придя к власти уничтожает все экономические причины классового деления и потому уничтожает и себя самого, как класс и все классовые различия в обществе. А если нет классов, то не должно быть и классового авангарда - пролетарской партии. Утратив своё классовое содержание КПСС стала служить своим собственным целям. Главной целью партийного руководителя стало обеспечение собственного господства.
В Советах всегда главенствовала одна сплочённая группировка, которая формировалось из членов КПСС. Партийные депутаты в соответствии с партийным уставом обязаны были продвигать заранее принятые решения партийного руководства. Все остальные депутаты подобным образом сорганизоваться не могли. Представительная и исполнительная советская власть при этом стала выражать интересы и реализовывать задания партийной группировки. КПСС стала сама определять приоритеты в экономике страны, не интересуясь общественным мнением о своих решениях. КПСС не советуясь, не считаясь с мнением трудовых коллективов стала навязывать им своих партийных руководителей.
КПСС позиционировала себя как всё знающая, пекущаяся о нуждах рабочего класса руководящая и направляющая сила. Но по сути это было закрытое элитарное бюрократизированное образование, которое потеряло в народе всякое уважение. В этом своем антимарксизме, зазнайстве, и амбициях КПСС стала деградировать до бессменной группировки в её высшем руководящем слое. Бюрократическая верхушка партийных функционеров сделала экономику плохо управляемой, плохо контролируемой, погрязла в коррупции, в разбазаривании общественных богатств и в конце концов развалила СССР.
Математически доказано, что если отбор в элитную группу (не имеет значения – в группу элитного зерна, элитного скота или отбор претендентов на руководящие элитные посты) осуществляется не из общей массы (растений, животных или граждан страны) а из некого ограниченного круга (например, преимущественно из членов партии) то производимая выборка в конечном результате неизбежно становится хуже по качеству чем может предоставить общий массив этих объектов. В конечном итоге ограниченная выборка ведёт к вырождению отобранной группы. Например, при родственных браках.
Оно и понятно. Когда всё лучшее выбирают только в данном углу то в других частях этого лучшего не выбранного оказывается больше. Так и было. В силу большего масштаба в стране в целом людей компетентных было больше чем среди членов партии, среди её ЦК и Политбюро.
Не компетентность высшего руководства КПСС в решении важнейших вопросов развития страны и, в частности, отказ от программируемой не рыночной экономики, отказ от ОГАС не позволил СССР перейти на более высокий уровень общественно-экономического развития и привёл страну к катастрофе.
Если бы система ОГАС была создана, то это позволило бы полностью оперативно автоматически учитывать индивидуальный спрос людей и оперативно адаптировать под него производство. Централизовано автоматически контролировать в пунктах выдачи запасы всего необходимого для потребления и оптимально по всей стране распределять все ресурсы, производственные задания и готовые изделия. То есть автоматизировать управление всей экономикой страны в целом.
ОГАС позволяла создать полностью безденежную систему распределения материальных благ при полном общественном документальном контроле за соблюдением главного социалистического принципа - "каждому по труду". Открыто всеми контролировать соответствие размера потребляемых материальных благ размеру участия в коллективном труде каждого конкретного человека. Это позволяло избавить СССР от таких нараставших негативных явлений как воровство, коррупция, спекуляция, блат, нетрудовые доходы, теневая экономика и прочих. Но партийно-государственные чиновники из-за своей тупости не понимали перспектив предлагаемого организационно-технического решения. А скорее всего не поддерживали такие решения из-за собственной корысти.
ПУТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВА
В 1946 году, выступая на встрече с творческой интеллигенцией, Сталин сказал об итогах минувшей войны: «Спасли человечество простые советские люди, которые без шума и треска, в труднейших условиях осуществили индустриализацию, провели коллективизацию, коренным образом укрепили обороноспособность страны и ценою своей жизни, во главе с коммунистами, разгромили врага. Ведь только за первые шесть месяцев войны на фронтах в боях погибло более 500 тысяч коммунистов, а всего во время войны — более трех миллионов. Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает ... Если бы они были живы, многие наши сегодняшние трудности уже были бы позади».
Война выбила из рядов коммунистической партии самых бескорыстных и самоотверженных бойцов, вставших на защиту коммунистической страны. Все истинные личностные качества людей с партбилетами во время войны проявились. Те, кто вступил в партию по корыстным карьерным соображениям добровольцами на фронт не записывались. В атаку они первыми не вставали. Ответственность на себя не брали и собой раде спасения других не жертвовали. Качественный состав КПСС изменился.
Жданов, отец которого был членом Политбюро ЦК ВКП(б) с марта 1939 по август 1948г. процитировав приведённое высказывание Сталина добавил к нему в своей книге: «Если бы они были живы...» Их отсутствие привело Сталина к тревожным выводам. Анализируя итоги прошедшей войны, в узком кругу членов Политбюро Сталин неожиданно сказал: «Война показала, что в стране не было столько внутренних врагов, как нам докладывали и как мы считали. Многие пострадали напрасно. Народ должен был бы нас за это прогнать. Коленом под зад. Надо покаяться».
Наступившую тишину нарушил мой отец: — Мы, вопреки уставу, давно не собирали съезда партии. Надо это сделать и обсудить проблемы нашего развития, нашей истории.
Отца поддержал Н.А. Вознесенский. Остальные промолчали. Сталин махнул рукой: — Партия ... Что партия ... Она превратилась в хор псаломщиков, отряд аллилуйщиков ... Необходим предварительный глубокий анализ.
Вернувшись домой и рассказав о случившемся матери, отец вздохнул: «Не дадут». Фактически настроение Сталина («надо покаяться») и инициатива отца (собрать съезд) были подхвачены Хрущевым и реализованы в уродливой форме, что принесло лишь вред коммунистическому движению» (Жданов. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца).
Не удалось Сталину "коленом под зад" разогнать "хор псаломщиков, отряд аллилуйщиков". Не дали. Обстоятельства его смерти этому подтверждение.
Хрущёву повезло, что Сталин из-за подорванного в период войны здоровья и навалившихся проблем по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства так и не успел провести глубокий анализ предвоенной чистки от затаившихся врагов, анализ причин замеченной им послевоенной деградации КПСС. Хрущёв, который в силу занимаемой должности непосредственно организовывал суды над обвинёнными в политических преступлениях мог оказаться в первых рядах разоблачённых организаторов репрессий по сфальсифицированным обвинениям. Потому Хрущёву очень повезло в том, что Сталин умер.
Хрущёву с помощью Жукова удалось совершить государственный военный переворот и захватить власть в партии и государстве. Он тут же вычистил все архивы КГБ от компрометирующих его документов. Чтобы заслуги организатора Победы в Великой Отечественной войне Сталина не мешали надувать культ своей личности, ничем подобным не прославившийся во время войны Хрущёв объявил Сталина главным и единственным ответственным за репрессии.
На ХХ съезде КПСС. Хрущев в «закрытом докладе», зачитанном в заключительный день съезда обвинил Сталина в установлении культа личности и в уничтожении ни в чем неповинных людей. Доклад делегатами съезда не обсуждался и решение по нему не принималось. Высказать своё мнение делегатам съезда Хрущёв не позволил. После съезда вслед за Хрущевым пошла в атаку целая армия последователей, так или иначе приписывающих Сталину организацию геноцида в СССР. Они, помимо собственных фантазий, в качестве доказательных материалов использовали хрущевский доклад.
Отсутствие официального, документально подтвержденного опровержения позволило описывать репрессии в невероятных размерах. С тех пор враги СССР на примере представленных Хрущёвым лживых данных о масштабах репрессий стали преподносить коммунистическую идею как человеконенавистническую. Всем врагам коммунистической идеи Хрущёвым был преподнесён прекрасный подарок. Сегодняшнее поколение, воспитанное на толкованиях истории СССР через «сталинские репрессии», воспринимает практику социализма, как неизбежное насилие над личностью, воспринимает коммунизм, как ГУЛАГ.
Рассуждение о «сталинских репрессиях» считается эффективным оружием арсенала антикоммунистов. Не зря эта тема не сходит с экранов телевидения. Мифотворчество пошло на спад лишь когда в начале девяностых государство наконец приоткрыло часть архива службы государственной безопасности и службы исполнения наказаний с сокращенным названием ГУЛАГ
Доклад Хрущева проанализировал американский историк, профессор Монклерского государственного университета Гровер Ферр. Итог своего исследования он изложил в книге «Антисталинская подлость». В русском переводе книга вышла в 2007 году в издательстве «Алгоритм». В тексте доклада ученый выделил 61 «обличительное» утверждение Хрущева и занялся поиском подтверждающего или опровергающего документального материала. Результат получился ошеломляющий - среди всех утверждений Хрущева, что поддаются проверке, лживыми оказались все до одного. «Для меня, как ученого, - пишет Гровер, такое открытие нежелательно. В такое трудно поверить и поэтому легко представить дело так, будто автор сам фальсифицирует то, в чем пытается обвинить Хрущева».
Опираясь на данные об изменении численности партии и сравнивая число прибывших с числом убывших в годы репрессий, современный российский историк, критик, философ, литературовед, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН. Вадим Валерианович Кожинов сделал вывод, что «уместно говорить о тогдашней „трагедии партии", а не „трагедии народа“ (в 1934–1939 гг.). Одна часть партии уничтожала другую. Именно так: государственники — мировых революционеров. Под разбор попадали и непричастные: просто потому, что оказывались знакомыми или сослуживцами „врагов“. Это и было завершением кровавой и безжалостной Гражданской войны. В 1934–1939 годах погибло примерно в 30 (!) раз меньше людей, чем в 1918–1922 годах» (Кожинов В. Правда сталинских репрессий. М., 2005. С. 239).
Долголетию мифа о громадных масштабах «сталинских репрессий» способствовала позиция КПСС. После Хрущева, в брежневский период, тему репрессий решили просто замолчать. Официальная позиция была такой - партия на ХХ съезде «сталинские репрессии» осудила, неблаговидная страница истории СССР перевернута, подобного в настоящее время нет и повторится не может. Вместо открытого разоблачения клеветы тех, кто спекулировал на теме ГУЛАГа, их тихо изолировали или высылали из страны. При этом клеветники, типа Солженицына, Шаламова и им подобных, выглядели такими же невинно пострадавшими, как те, о которых они писали.
Тридцать первого октября 1961 года саркофаг с телом Сталина был тайно ночью удален из мавзолея и захоронен возле Кремлевской стены (памятник на могиле установили лишь в 1970 году). Все памятники Сталина в стране снесли. Сталинград был переименован в Волгоград. Все книги написанные Сталиным были выброшены. Партия вычеркнула Сталина из истории и объявила о строительстве нового коммунистического общества. То, что было выстроено под руководством Сталина, приказано было забыть, как страшный сон. Богатейший опыт руководства развитием страны в самый трудный для неё период истории остался вне общественного анализа и использования.
Доклад Хрущева породил настроения цинизма и неверие в цели развития советского общества, дал мощный импульс процессам моральной и идейной эрозии, разрушению мирового коммунистического движения. После осуждения «сталинских репрессий» прежние механизмы самоочищения правящей партии и «социальные лифты», поднимавшие к руководству отраслями производства молодых и талантливых организаторов, перестали работать. В руководстве властвующей партии оказались люди, не понимающие свой народ, не понимающие или не желающие понимать суть коммунистической экономики и суть нового общественного устройства.
Управление производством и распределением произведённого в рыночной экономике можно представить в форме воздушного шара. Двигаться такая экономика может только используя ветер рыночной конъюнктуры. Руководитель в такой системе управления движением не несёт ответственность за зигзаги экономики, образуемые не по воле человека, а сменой направлений конъюнктурных рыночных ветров.
Движение коммунистической экономики регулируется только человеком по его воле. Всякие ошибки в управлении коммунистической экономикой имеют автора с конкретной фамилией. Каждый недостаток имеет конкретного творца.
Такое управление можно представить в форме современного крупно-фюзеляжного пассажирского лайнера, который движется со скоростью гиперзвука на высоте где нет ни облачности, ни ветров, препятствующих движению и пилот по своей воле может доставить пассажиров куда они пожелают.
Но и значение руководителя полётом в такой экономике громадное. Чтобы обезопасить такой полёт от неадекватных решений руководителя разрабатываются организационно - технические системы защиты от «дурака». Подобной защитой в качестве автопилота могла стать система ОГАС разработанная Глушковым.
Даже такую сложную биологическую систему, как человек, может погубить примитивный вирус. А примитивный человек может погубить такое сложное устройство, как единый производственный механизм в размере всего государства. Символом устроенной в СССР реформаторами катастрофы можно считать аварию на Чернобыльской АЭС. Там руководство проводило эксперимент в целях получения максимальной прибыли. При этом, в системе управления работой реактора не существовало его автоматической защиты от действий «дурака». На новых более современных реакторах защиту от «дурака» установили. В государственной системе управления экономикой СССР поставить защиту от дурака не удалось.
В своих воспоминаниях Глушков рассказал: «Гарбузов (Министр финансов 1960-1985 годы) сказал Косыгину, что Госкомупр (Государственный комитет по совершенствованию управления) — планируемая головная организация ОГАС — станет организацией, с помощью которой <высшее руководство> будет контролировать, правильно ли Косыгин и Совет Министров в целом управляет экономикой, и этим настроил Косыгина против нас» (.Б.Н. Малиновский. История вычислительной техники в лицах).
В системе пирамиды административного подчинения никакой начальник себя дураком не считает. Административный централизм в отличие от демократического централизма осуществляется по принципу: я начальник - ты дурак, ты начальник – я дурак. И каждый дурак держится за свои властные полномочия до последней возможности. Такому важнее своё собственное величие, обеспечивающее собственное благополучие, а рассуждение об интересах страны и её экономики лишь заклинание, помогающее числится руководителем. Вот и Косыгин не желал чтобы его кто-то контролировал и выявлял шибки его величества.
Со средины 50-ых люди находящиеся на вершине пирамиды управления экономикой страны (а на эти должности ставились только члены КПСС) перестали нести ответственность за свои провальные решения.
Расширение самостоятельности предприятий на основе погони за прибылью по сути покончило с плановой системой в СССР. ЦК КПСС ввёл в действие основной закон капитализма. Принятое постановление нацелило предприятия на получение максимальной прибыли со всеми вытекающими из этого последствиями. Предприятию важнее стало получить максимальную прибыль, а не выпускать что-то конкретное требующееся народному хозяйству. При этом стоимостной показатель общего объема реализуемой продукции не отражал ничего конкретного. «Верхи» практически утратили способность направлять деятельность предприятий в соответствии с интересами государства. Единая производственная система страны распалось на в значительной мере изолированные ячейки, имеющие собственную корыстную цель.
Корыстный интерес возник у руководителей предприятий, входивших в руководящий состав партийных и государственных органов управления — в Советы депутатов всех уровней от районного до Верховного Совета и в партийные комитеты вплоть до ЦК КПСС. Нехватка товаров народного потребления при увеличении количества денег у населения, нереализуемых законным путём, породила большой социальный слой людей, незаконно обогащающихся на образовавшемся дефиците. Стала нарастать «теневая» экономика со своим «теневым» капиталом.
Появился большой слой людей, для которых коммунистическое общество превратилось в оборот речи, а в реальности только мешало «жить по-человечески», как, например, при Шведском социализме. Повторю высказывание классиков: «Самое подходящее для себя выражение буржуазный социализм находит только тогда, когда превращается в простой ораторский оборот речи».
В 1985г. под руководством Горбачёва и его группировки в ЦК КПСС в стране началась перестройка больной экономики. В стране была объявлена «гласность» и «ускорение». За пустой трескотнёй тщательно скрывался факт ускоренного перехода к капиталистическим производственным отношениям частной собственности.
Скрытый перевод экономки на отношения частной собственности произошёл путём принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987г. № 7284.
На основании указанного закона все предприятия (руководители предприятия) получили права владения, пользования и распоряжения всем имуществом предприятия. Они получили право являвшуюся до принятия закона № 7284 государственную собственность, находившуюся лишь в пользовании предприятий, теперь в качестве владельца передавать другим предприятиям и организациям — продавать, обменивать, сдавать в аренду здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их. Ничего иного для обретения права частной собственности в экономических отношениях не требуется. Ваучерная приватизация 1992-94 годов была лишь юридической констатацией уже случившегося в 1987г. в экономике факта.
Без права государства распоряжаться работой предприятия, без права на владение и распоряжения имуществом предприятия название «государственное» с 1987г. стало таким же пустым словом, как и слова о том, что средства производства находятся в руках народа.
То есть, согласно Закона все предприятия СССР, несмотря на то что именовались государственными, по факту их экономических прав с июня 1987г. все они стали частными предприятиями, организующими свою экономическую деятельность кому - как вздумается. Государственное директивное планирование было заменено на рекомендательное индикативное планирование, применяемое в современных капиталистических государствах.
Как закономерный финал — на 28 съезде КПСС в июле 1990г. партийные делегаты одобрили перевод СССР на рыночные отношения частной собственности. По сути социализм и Советский Союз уничтожила КПСС. Несмотря на публичные клятвы в верности идеи коммунизма по факту принятых решений КПСС превратилась в партию антикоммунистов.
Все, кто реализовывал коммунистическую идею и погибал, защищая её, все они на 28 съезде КПСС, фактически были преданы. Среди высшего руководства страны оказались предатели. Партийные вожди при молчаливом бездействии остальных членов партии в итоге коммунистическую страну осознанно и целенаправленно погубили.
Некоторые из них, типа Путина, теперь в "шоколаде". Теперь капиталистическая, а не коммунистическая партия для них ум, честь и совесть нашей эпохи, как писалось на плакатах позднего СССР. Но партия власти в нынешней России призванная развивать в стране капитализм это такие же собранные в партию вырожденцы, что когда-то пробились в КПСС. И даже намного хуже.
Путин пиарится на Великой Победе коммунистической страны. При этом при парадах на Красной площади прячет под тряпками мавзолей Ленина и не вспоминает, что сам состоял в созданной Лениным партии. Выбросил из своей головы то, что, работая в Комитете государственной безопасности обязан был обеспечить защиту созданного при Ленине коммунистического государства. Клялся в этом. Но себя клятвопреступником не считает. Его объяснение очевидно и стандартно для всех бывших коммунистов – я заблуждался.
Теперь все эти заблудшие убеждают нас, что развал СССР был предрешен, потому что, коммунистическая идея по своей сути нежизнеспособна. Притворно скорбят о гибели СССР. Забудьте - говорят, - утраченное не вернуть! В прошлое дороги нет. Утешьтесь тем что сегодня имеете.
Своей личной вины они в развале СССР не видят. А делают вид что сожалеют, о развале СССР потому, что с годами образ утраченной страны у обманутого народа всё привлекательнее, и привлекательнее. А те жулики, что её грабили и разваливали выглядят в массовом сознании всё отвратительнее. И никакой Ельцин-центр изменить такое отношение не поможет.
Путин и его соратники в партии власти понимают, что если хочешь, чтобы электорат тебя любил и поддерживал на выборах на государственные посты, нужно публично сожалеть о развале СССР. Но все их фальшивые сожаления, ужимки и обещания всё исправить и обеспечить устойчивое развитие экономики и повышение материального благополучия граждан страны в равной мере до уровня ведущих стран мира, все эти обещания остаются только обещаниями. Вера в них иссякнет.
Значит, найдётся новый красноречивый кандидат на место, занимаемое Путиным. И доверчивый народ его изберёт новым президентом. Экономически господствующая группировка придумает новое заманчивое название для новой партии и её многообещающую политическую программу. И эта новая партия получит на выборах всенародную поддержку. Новый политический лидер новой политической партии начнёт рассказывать новые сказки.
НО МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПО-ДРУГОМУ?
Может ли современная Россия и мог ли СССР обойтись без представительной власти? Можно ли было раньше и теперь обойтись без партий типа КПСС или "Единая Россия" и их депутатов во власти? Может ли народ без генсеков, типа Горбачёва и президентов, типа Путина сам по-настоящему на деле, как записано в действующей Конституции России, быть единственным источником власти? Может ли быть у коммунистической общинной экономики не катастрофический исход?
Всё возможно. Это зависит от готовности каждого человека выстроить свои общественные отношения по-другому. Вдумчиво исследовать опыт жизни в СССР и в современной России. Найти единомышленников. И по собственной воле сообща не повторяя допущенные в СССР ошибки выстроить в нашей стране современную крупную промышленную общинную экономику.
Всюду там, где люди сознательно совместно стремятся к достижению какой-либо единой цели, необходимо руководство. От качества этого руководства зависит исход общей работы. Но работающие по указаниям руководителя индивидуумы могут находиться в разных отношениях.
В лучшем варианте люди сами сообща ставят цели развития своей общественной жизни и выбирают руководителя для координации работ по их достижению. Выбирают руководителем всеми уважаемого человека, которому доверяют. Который берёт на себя ответственность и в полной мере отвечает перед ними за результат своего руководства. В другом варианте, руководитель может быть работникам навязан господствующей над ними силой, преследующей чей-то личный или групповой интерес. Поэтому все указания такого руководителя могут восприниматься отчуждённо и с отторжением насилия.
В первом случае ко всем требованиям руководителя люди относятся с согласием как к осознанной необходимости, относятся к руководителю с доверием и желанием всё исполнить в лучшем виде. Во втором случае, наоборот, недоверие и отрицательное отношение к руководителю и к его требованию заранее обеспечено. Чем больше судьба людей зависит от характера, стоящего над ними руководства, тем более невыносимым является для них отсутствие возможности влиять на деятельность руководителя.
Общая собственность на средства производства позволяет сделать руководство производственными процессами задачей всего общества и ответственностью каждого за результат общего дела. Конституционная реформа 1977 г. такую возможность ликвидировала.
Угроза существованию СССР возникла, когда КПСС в Конституции 1977 г. вписала себя в структуру государственной власти и узаконила своё исключительное право «определять генеральную перспективу развития общества».
Подчинив себе все государственные правоохранительные органы партийное руководство само стало решать кого и за что можно наказать, а кого трогать нельзя, какие мысли у людей правильные, а какие идеи публично высказывать запрещено. Когда КПСС узаконила своё господство, тогда сама себя и повела к своему устранению. Потому что КПСС превратилась в препятствие на пути дальнейшего общественного развития. Сначала 26 декабря 1991 года самоликвидировался СССР, созданный под руководством пролетарской партии РКП(б), а затем с молчаливого общественного согласия новая российская власть уже не пролетарскую КПСС ликвидировала.
Можно ли возродить СССР? Нет нельзя. Прошлое действительно восстановить нельзя. СССР ушёл в историю. Создать можно только новое будущее. СССР нам пример нового общественного устройства. На примере СССР можно решить, что брать из его опыта в будущее, а что брать с собой опасно. Суть СССР в единой программируемой системе производства, организованного по всей стране как на одной фабрике. Суть в производстве и распределении производимого в отношениях общинной собственности. Это и нужно создавать в будущем.
Нужно понимать, что если бы общинное самоуправление в СССР начиная с пятидесятых годов подняли до уровня всего государства, то не было того негатива, что способствовал разрушению коммунистического устройства. Не было бы похабной элиты, что губит страну. Никому бы и в голову не пришло обвинять в существующих недостатках кого-то иного — партию, лидера или идею, а не себя самого, принимавшего и исполнявшего «всем миром» свои собственные решения.
Свидетельство о публикации №220120100241