ДОЧЬ

          - Ты будешь счастливой, - я так сказала себе, - не покину этот мир, пока не увижу счастья в твоих глазах. – Мать потянулась к пачке. – Когда тебя принесли, я и доктор удивились, такая ты была кроха. Этот доктор повидал на своём веку малюток, но тогда сказал “Да ведь эта малышка прямо красавица”, а потом добавил “ну и доставит она хлопот своему папочке”...
          - Мам, перестань курить.
          Дочь домыла посуду. Сегодня мать устроила прощальный ужин, приготовила любимое блюдо. Это был последний ужин матери и дочери.
          - Ты действительно не хочешь поехать завтра в аэропорт проводить меня? – Она повернулась к матери, та смотрела в окно: дождь, холод и пустота...
          - Да, провожу тебя, а со следующего дня посвящу жизнь себе, устрою себе каникулы, сколько мне осталось?..
          - Перестань. Когда ты начинаешь себя жалеть, мне ничего не остаётся, как обвинять себя в твоих сложностях. Завтра я уезжаю в Канаду, и, может, не скоро выберусь сюда. Мне хотелось провести этот вечер дома как можно спокойнее, но ты снова начала...
          - Прости... Прости, милая, - перебила мать - Никак не могу привыкнуть к мысли, что завтра проснусь одна, и никто не спросит, кофе хочешь?..
          Дочь взглянула в глаза матери; стало до жути жаль эту женщину, всю жизнь посвятившую ей, своей дочери.
          Эту историю о клятве можно было выучить наизусть; каждый вечер на протяжении последних десяти лет, мать, рассказывая о рождении ребёнка и последующей жизни, находила в памяти какие-то новые подробности, и, потому сегодняшняя история была интересней вчерашней: “Я обязательно увижу счастье в твоих глазах, для того и живу...”.
          Невыносимо выслушивать слова любви, признания в преданности день изо дня. С каждым разом чувствуешь себя всё больше обязанной, виновной. “Я люблю тебя, мам, но так больше нельзя”, - решила она однажды...
          - Сколько раз повторять, я была бы счастливой уже в семнадцать, для этого надо было лишь оставить меня в покое, предоставить самой себе, дать возможность сделать шаг, пусть неверный, но – самой, самой, понимаешь... – Злость будто ждала этого момента, подкралась и потоком хлынула наружу. Хотелось кричать, громко, чтобы вырвать эту злость. Но последний вечер надо провести как можно тише, иначе мать заподозрит неладное.
          - Ты злишься, я чувствую. Потерпи, завтра уедешь от меня навсегда. Я могу гордиться, моя красавица, наконец обрела счастье. Из всех женщин штата... – мать потушила сигарету.
          - Пей кофе, - дочь взяла её за руку.
          - Тебе двадцать пять, в этом возрасте у меня была ты...
          - А у меня была ты...
          Мать вздрогнула. – Почему была?..
          - Потому что пора спать, - дочь вышла из комнаты.
Мать ещё долго сидела неподвижно, всматриваясь в темноту дверного проёма, выкуривая сигареты одну за другой.
          Утром дочь встала рано, заварила в последний раз кофе. Мать не стала дожидаться приглашения, сама пришла к столу, закурила, попросила сесть напротив.
          – Ты чем-то расстроена, - выдавила она. Голос её, казалось, врезается в уши...
          - Из-за тебя... ты... тебе не понравился Генри?
          - Нет, что ты, так зовут твоего отца, я говорила? Именно так я представляла: дочь выходит замуж за молодого, симпатичного, а, главное, богатого человека... Но ты не рада, нет?
          - Мам, перестань. Я не могу быть лучше, чем я есть, даже, если ты мечтала об этом всю жизнь. Пойми наконец...
          - Да, да, это так... – В эту секунду в её мозгу промелькнула мысль, что-то, что должно назваться совсем скоро.
          - Ты о чём?.. – Я бы не спросила, думала дочь потом, сидя на вокзале, потягивая с особым удовольствием последнюю сигарету, - завтра брошу. – Ты о чём задумалась?
          Мать вздрогнула. – Постой, ты никогда не говорила, что собираешься замуж, никогда не рассказывала о нём. Когда вы познакомились?..
          - Я опаздываю. Генри уже в аэропорту. Вещи не собраны и... – Дочь встала, на мгновенье задержалась у стола: трудно было пошевельнуться, какое-то оцепенение охватило всё её тело. – Что со мной? – думала она, - столько раз проигрывала этот день в голове, и, теперь, когда он наступил... что?
          - Милая, с тобой всё в порядке? Ты здорова? – Мать вскочила.
          Потом, на вокзале, она ещё долго будет видеть перед глазами это лицо; в глазах грусть и что-то ещё, чего прежде она не замечала.
          Последнее слово было, Прощай...
          - Не говори так, ведь мы ещё увидимся, - умоляла мать.
          - Не знаю, мам. Обещаю, как только вернусь к себе, позвоню.

                *  *  *

          - Сколько с меня?
          - Две с половиной. Всё в порядке, мисс? – Молодой симпатичный человек, улыбаясь, протянул руку. – Ваша мать ничего не...
          - Вы отлично поработали... Спасибо...
          Через час объявят посадку; она летит в Город Своей Мечты. – Теперь время моих желаний, - подумала она. – Прости, мама, но иначе я никогда бы не вырвалась из твоих слишком заботливых рук.
          - Кстати, как вас зовут? Я имею в виду ваше настоящее имя?
          Парень оглянулся, улыбнулся. – Генри... и потому только две с половиной, не надо было выдумывать имя. – Он пошёл дальше. Она ещё долго смотрела ему вслед.

                *  *  *
          - Что же это?.. – Крик был настолько оглушительным, что она вздрогнула.
          Оглянулась. Никто не услышал? Нет. Голос матери прозвучал совсем рядом.
          Что же это творится?..
          Дочь улыбнулась. – Мам, ты даже теперь пытаешься остановить меня, слишком поздно. Через полчаса посадка, и я уже недосягаема.
          Она чувствовала боль расставания, и этот вопрос ещё долго эхом отзывался в груди. – Что это?..
          Голос внутри неё. Голос матери. “Куда бы я не уехала от неё, я всё же останусь её дочерью...”.
          Она не подозревала, что мать тайком проследила за ней; до последнего момента была рядом, но останавливать не смела, - видно, я заслужила, чтобы дочь, моя малышка, обманом покинула меня... сама виновата...
          Почему?.. это слово не давало покоя? – Почему?.. ведь я любила её... Что же это? – Мать упала. Подбежали люди...
          Почему?.. дыхание спёрло... Последний удар сердца показался взрывом. –
          Почему?...


Рецензии