Германская, Европейская, Империалистическая

Донская история
    Материал, названный «Великая и забытая», мне попался на глаза  на тематической  казачьей  странице  «Майдан» белокалитвинской (Ростовская область) газеты «Перекрёсток». Она принадлежит перу  работницы городской библиотеки имени Лермонтова  Елены Васильевны Сергеевой (полное имя я узнал в Интернете), которая, к сожалению, не указала источников и не изложила альтернативных точек зрения на описанные события, как принято в объективных материалах на исторические темы. Это соображение и подвигло меня уточнить некоторые обстоятельства, о которых идёт речь в статье. Надо заметить, что «Майдан» вообще довольно размашисто судит об истории, не чураясь порой весьма экзотических суждений, и это в конечном итоге не добавляет ему  авторитета.
      Начинается статья с перечисления названий Первой мировой войны, данных ей современниками тех событий. Тут и «Вторая Отечественная» – по аналогии с войной 1812 года, хотя обстоятельства были совершенно другими, «Германская»  и даже «Великая».
     Когда в восьмидесятые годы я собирал экспонаты для школьного музея, мне принесли  стеклянную фотопластинку с оригиналом фотографии казака Свинарёва – уроженца хутора Попова и надписью «С Европейской войны, 1915 год» – такое название у войны было изначально. Ну, а позже  она получила название «Империалистическая», что тоже имело под собой основания, спрятанные  за псевдопатриотическими лозунгами.
   Автор формулирует цель публикации так: «В связи с этим я хочу рассказать о неизвестных страницах, о героических днях той далёкой войны и о подвигах героев, на которых можно и нужно воспитывать современных патриотов России».
    Этот посыл, естественно, стоило бы предварить рассказом о целях и задачах этой, якобы, забытой войны, с точки зрения интересов Российской империи, и о том, к  чему эта война в итоге привела. А уже потом рассуждать, как и на чём воспитывать патриотов России. Нет высокого смысла  в  том, чтобы описывать подвиги  и самопожертвование  российского воинства в отрыве от понимания,  во имя каких идеалов это всё  происходило. Тем более что нет единого мнения даже и о том, надо ли было вообще ввязываться в эту бойню после проигранной  империей Русско-Японской войны, от которой страна не вполне оправилась. На этот вопрос большинство неангажированных историков отвечают отрицательно. Мало того, есть немало свидетельств  авторитетных современников той войны, и даже непосредственных участников событий, в пользу такого  мнения.
     Смелые поступки не редки в разных армиях, в разные исторические эпохи, но не все из них мы именуем подвигами, а только те, которые совершались сознательно, и от которых реально зависела судьба других людей или отчизны в целом.  Но чтобы осознавать происходящее, надо быть грамотным человеком, а грамотность в империи к 1914 году составляла в среднем  27%. Среди  женщин она была вполовину ниже, а в национальных окраинах вообще составляла считаные  проценты. Это положение было следствием глубочайшего социального неравенства в стране, которое в результате войны ещё более  углубилось, достигнув катастрофического уровня. Это, говоря о последней войне царской империи, важно отметить. Солдаты, кормившие вшей в окопах, перебиваясь с хлеба на квас, в большинстве своём не понимали, за что и во имя чего они воюют.
    Без всякой связи с предыдущими рассуждениями  и без комментариев, Е. В.Сергеевой в её материале упомянут выходец из местного хутора Богураева Хрисанф Богураев, командир подлодки «Сом», затонувшей у берегов Швеции в 1916 году. О причинах этого события есть разные мнения, но  никакие из них  не упоминаются. Видимо, это вставка местного колорита «от автора», какие встречаются  и в некоторых других местах текста.
    Обобщенно содержание  материала сводится к перечислению особого геройства казаков, количества полученных ими  наград и  установленных в связи с этим памятников. У меня нет никаких сомнений в достоверности приведённой информации, и сама по себе она нужна и полезна. Ни один здравомыслящий человек  не станет сомневаться в казачьей удали, военной выучке и  в исторических заслугах представителей этого сословия бывшей империи. Но есть  сомнения в самой концепции подачи этой информации, которая в нынешнее время довольно типична для идеологов некоторых казачьих обществ, трактующих историю казачества вне исторического контекста.
      К началу Первой мировой войны, в Области Войска Донского казаки составляли существенно меньше половины  населения. Даже флаг прогерманского «независимого государства», поднятый над Новочеркасском в 1918 году при недоброй памяти атамане Петре Краснове, состоит  из трёх полос – синего, жёлтого и красного цвета. Немногие знают, что эти цвета обозначают. Предполагают «веру, царя и отечество», что-то ещё. А изначальным смыслом  было единство граждан  коренных народов Дона: донских казаков символизирует синяя или васильковая полоса, калмыков, тоже входивших в казачье сословие, – жёлтая, а  красный цвет объединяет «иногородних»: русских, украинцев, армян, немцев и других.  Однако Е.В. Сергеева находит место «под красной полосой» только «русским крестьянам».
    Я всегда говорю, что не стоит безоглядно доверять американской Википедии, а то ведь  можно ненароком обидеть большие группы населения и даже целые народы. На Дону жили не только крестьяне, хотя они и составляли большинство неказачьего населения. Только на фабрично-заводских предприятиях, металлургических заводах горного ведомства и угольных рудниках Области Войска Донского в начале века работало 52 тысячи рабочих. Промышленными центрами были города Ростов, Таганрог и Александровск-Грушевский (Шахты), некоторые районы. На Дону были крупные металлургические заводы, имелись также крупные угольные рудники и другие предприятия. Не будем, однако, подробно рассуждать на  эту тему, а поговорим о главном.
    Почему, учитывая единство коренных народов, подразумеваемое флагом, признанным ныне в качестве  символа  региона, речь идёт исключительно о подвигах и геройстве казаков? А как же остальные «полосы»? И где упоминание о городском, рабочем  населении? О каком единстве в этом случае можно говорить? Разве остальное население Дона не участвовало в войне, не защищало Отечество, не совершало подвигов? Зачем нужно противопоставлять одних другим?  Кстати, в нынешней общественной организации ВВД состоят отнюдь не только родовые казаки, не говоря уже о казачьих школах. А этим людям, вольно или невольно, вбивают в сознание, что беззаветными героями были одни только казаки.
    Тут стоит напомнить, что нынешняя Белая Калитва выросла из провинциальной станицы благодаря самоотверженному труду людей, приехавших со всех концов Советского Союза.  Сейчас в городе живут их потомки, они что – должны себя чувствовать людьми второго сорта на фоне неких «арийцев»?
     Думаю, что воспитывать нужно, по словам президента  Путина, не квасной местнический патриотизм, а патриотизм всего населения, и это должен быть патриотизм российский. Мы должны учитывать, какие последствия имело противопоставление различных групп населения на Украине и в Белоруссии, да и не только там. Кстати, стоит отметить, что смысл российского триколора, возведённого Временным правительством в ранг государственного вместо имперского флага, изначально интерпретировался как единство трёх славянских народов: русского, белорусского и украинского.  Так что, при активном участии Ельцина, в нарушение воли народа, высказанной на референдуме,  в Беловежской Пуще развалили не только Советский Союз, но и «тысячелетнюю» Россию.
     Еще одна неточность. В статье указывается, что казаки не допускали дезертирства и «начали возвращение на Дон и демобилизацию только после Октябрьского переворота и прекращения русско-германской войны». Это не так. Никакой единовременной официальной демобилизации вообще не было. И тут, как говорится, не всё так однозначно.
    Уже в ноябре 1917 года Советская власть была установлена в Ростове-на-Дону, и атаман А.М. Каледин отдал приказ подчинённым ему казачьим частям подавить восстание, однако казаки приказу атамана не подчинились.
     В декабре на Дон, благодаря объявленному большевиками «Декрету о мире», прекратившему участие России в Первой мировой войне, стали возвращаться с фронта казачьи части, на которых Каледин планировал опереться в своей борьбе. Но большинство казаков-фронтовиков не захотело участвовать в намечающемся противоборстве, предпочтя отправиться по домам. Дело вкуса, называть ли это дезертирством.
    А.М. Каледин, осознав, что казаки отказываются от вооруженной борьбы с Советской властью, 29 января 1918 собрал своё правительство и признал: «Положение наше безнадежное. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет и сопротивление бесполезно». Ввиду полного краха, Каледин предложил правительству уйти в отставку, а сам заявил о сложении с себя атаманских полномочий и в тот же день покончил с собой. Вот такова историческая правда.
     Я не стал бы употреблять слово «переворот» применительно к Октябрьской революции, всё-таки это – наша история, и она имеет устоявшиеся определения. Кстати, патриархи РПЦ в поздравлениях Советскому правительству называли «переворот» Великой Октябрьской Социалистической революцией. Не могли же святые отцы, в самом деле, ошибаться?! Но дело не только в этой явной тенденциозности статьи Е.В. Сергеевой, граничащей местами с некомпетентностью.
    Октябрьский «переворот» случился по новому стилю 7 ноября 1917 года. А  более чем за полгода до него, случился другой переворот, о котором либеральные историки говорить не любят. А он, между тем, и послужил спусковой пружиной последующих событий. Ни большевики, ни прочие революционеры февральского переворота  не совершали. В заговоре против царя Николая II состояли как раз «лучшие люди» империи в погонах и без оных, а арестовал императора его любимец генерал Михаил Алексеев, прибывший затем, среди прочих, приглашённых Калединым, на Дон с целью формирования так называемой Добровольческой армии. Царицу с детьми взял под стражу другой участник последующих событий на Дону, неудавшийся военный диктатор Лавр  Корнилов, в первые дни февральского мятежа, как это ни странно, щеголявший с красным бантом. Именно с приходом Временного правительства, разложение армии, её нежелание воевать стало стремительно нарастать.
     Ещё несколько слов об Октябрьском «перевороте». Отчасти это слово получило хождение благодаря, как ни удивительно, советской историографии, стремившейся приукрасить и героизировать судьбоносные события ноября 1917 года. На самом деле, переворота практически не было. В русле политики Временного правительства повсеместно создавались Советы, в том числе и в армии, и на флоте. Собственно, и  само это правительство было создано  в результате договоренности между Петроградским советом и Временным комитетом Государственной Думы. Так что, Советы были не менее легитимны, чем само правительство. Петроградский совет, имевший громадный авторитет среди населения, вполне легитимно создал Красную гвардию для охраны общественного порядка.  Возникло двоевластие, которое, естественно, долго продолжаться не могло. А дальше в Советах наибольшее влияние, по объективным обстоятельствам, получили большевики, выступавшие против губительной войны.
     Переход власти к Советам, имевшим – это надо отметить – глубокие корни в истории исконно русского народоправства, в большинстве городов и местностей  произошёл мирно, не было никакого штурма Зимнего, массового вооруженного восстания, многочисленных жертв и т.п.  Так что, февральский переворот 1917 года, вызвавший через месяц отречение царя от престола, был куда большим переворотом, чем события октября того же года. 
    Но задолго до этого, ещё весной,  на фронтах Империалистической войны набрало размах братание с немцами,  когда на передовую просочились новости о Февральской революции в России. На время православной Пасхи боевые действия практически полностью приостанавливались: солдаты ходили в гости к своим противникам, обменивались подарками, играли в карты и даже в футбол. Как вспоминали немецкие военные, разложение одинаково действовало и на немецкий, и на австрийский фронт. Так что, писать в этом контексте о жаждавших подвигов во имя Временного правительства  казаках совершенно неуместно. После февраля 1917 года Россия была уже другой страной.
     Тут стоит отметить ещё некоторые обстоятельства. В Декларации Временного правительства, направленной на «победу над тёмными силами старого режима», были заявлены  принципы предстоящей деятельности, приведём некоторые из них. «3. Отмена  всех  сословных,  вероисповедных  и  национальных ограничений». Что это, как не анонс предстоящего расказачивания, в котором громко обвиняют большевиков, отнюдь не упоминая аналогичную деятельность атамана Петра Краснова с его жестокими концлагерями  и предательством российских национальных интересов?! 
    В этой же Декларации, по сути, анонсируется отделение церкви от государства, лишавшее эту опору самодержавия щедрых денежных потоков, и без того заметно поредевших во время войны. Большевики всего лишь продолжили начинание Временного правительства по отделению церкви от государства, вызвавшее в дальнейшем закрытие многих объектов культа из-за банального отсутствия средств.
     Или вот ещё: «5. Замена  полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Выходит, что  не большевики придумали народную милицию, а самые, что ни на есть буржуины. Неожиданно, да?!
    Ну, и напоследок. «8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы – устранение для солдат всех ограничений в пользовании  общественными   правами,  предоставленными  всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить,  что  оно  отнюдь  не   намерено   воспользоваться военными  обстоятельствами   для   какого-либо   промедления   в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий».
    А это и означает признание законности стихийно возникавших Советов даже в военных частях и на кораблях. Чуть позже это двоевластие стало причиной потери управляемости войсками и вызвало неудавшийся Корниловский  мятеж. Ну, а дальше пошло-поехало. Так что, Октябрьский «переворот» тут, по большому счёту, ни при чем. И, заметим,  не большевики начали Гражданскую войну, а те же А.М. Каледин и его сторонники. Потом у них нашлись продолжатели, опиравшиеся на германские штыки, но это отдельная тема, и мы её здесь касаться не будем. И вообще, стоит учесть, что большевиков в стране к 1917 году было по разным оценкам от 5 до 10 тысяч. Донских казаков в тот же период насчитывалось  более 1,5 миллионов, не говоря уже о Добровольческой армии, объединявшей более 11 тысяч бойцов. Говорить, что именно большевики притесняли и «безвинно» били  белоказачество на фронтах просто несолидно. За большевиками стояло подавляющее большинство народа – это совершенно очевидно, нравится это кому-либо или нет. А врать, перекручивать историю и махать кулаками после драки – это удел слабых.
     Кстати, свергнутого «русского» царя Голштейн-Готторп-Романова не поддержали ни армия, ни флот, ни казаки, ни церковь – никто, включая многих царских родственников. Вот тебе и патриотизм начала войны, сочно описанный Еленой Васильевной Сергеевой, вот тебе и верная служба государю! Только  через много лет, уже в 1980-е годы, в русле планов по разрушению СССР, последнего царя, усилиями зарубежной церкви, провозгласят святым страстотерпцем. Зарубежные «браты» дают знать о себе и сейчас, и им совершенно не нужна историческая правда, которую финансировать  они, естественно, не станут. Ну, а кто платит – тот, как известно, и заказывает «музыку».
     Пару слов  в связи с  казнённой  по решению Уральского ревкома, из-за наступления мятежных белочехов, семье Николая II, которого в будущем были намерены судить и февралисты, а затем и большевики. Позволю себе небольшой экскурс в историю.
     Фёдор Борисович Годунов – один из самых просвещенных русских царей. Его правление, по убеждению многих историков, могло превратить Россию в передовую, процветающую страну. Но, вместо этого, его насильственная смерть повергла державу в Смуту. Федор II правил всего 7 недель, меньше, чем любой другой из российских самодержцев, и был задушен вместе с матерью  в июне 1605 года, в 16-летнем возрасте.
     Собственно и история воцарения самих Романовых  началась с публичного повешения на площади у Серпуховских ворот в 1614 году ребёнка 4-х лет!  Это был предполагаемый внук Ивана Грозного, последний из Рюриковичей, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Маленькое тельце с табличкой «Ворёнок» висело для публичного обозрения целый месяц.
      А маленький император Иоанн Антонович – Иоанн VI, сын царицы Анны Леопольдовны?! Даже не верится, что такое могло быть в России на самом деле. Маленького мальчика взрослые вельможи  в 1741 году сделали императором великой страны, а потом по велению Елизаветы Петровны у него забрали  всё, что только можно забрать у человека: семью, свободу, имя и, наконец, саму жизнь. 22 года он безымянно провёл в одиночной камере Шлиссельбургской крепости и, в конце концов, был заколот охранником уже при Екатерине II. Предположительно  могила Иоанна VI находится в этой же крепости, однако это единственный из русских императоров, о месте захоронения, которого  точно не известно. Странно, что святым страстотерпцем Иоанна не объявили. Уж он-то безвинно принял поистине нечеловеческие муки!
    Говорить о жестокости  первого российского императора, наверное, не стоит в силу общеизвестности его деяний. Взять хотя бы историю казачьего бунта, руководимого Кондратом Булавиным, который был подавлен Петром Первым с беспредельной жестокостью. Да и уважением к религиозным устоям организатор «сумасброднейших, всешутейших и всепьянейших соборов» не отличался.
    Можно в этой же связи вспомнить также императора Павла I, убитого   заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. А убили его с ведома наследника, будущего императора Александра Первого, того самого, о котором уничижительно упоминает Пушкин в романе «Евгений Онегин»: «Правитель слабый и лукавый…». Не удержусь, чтобы не процитировать и эпитафию на смерть этого императора пера того же А.С. Пушкина: «Всю жизнь свою провёл в дороге, простыл и умер в Таганроге».
      Можно приводить и другие подобные примеры, их  в российской истории вполне достаточно. Заговоры, удушения, повешения, отравления, вероломные убийства, расстрелы, заточения и ссылки…   
      Вернемся, однако, к Октябрьскому «перевороту». Через год, революция (или тоже переворот?) ненадолго пришла в  Германию, и этот факт  позволил аннулировать Брестский мир, навязанный советской России под угрозой продолжения немецкой интервенции, которой так радовался атаман Пётр Краснов, проклятый за предательство России даже Антоном Деникиным. Судьба этого «похабного» Брестского мира была предсказана В.И. Лениным ещё при его заключении. Всё так и случилось.
    Не могу не привести выдержку из заключительной части статьи Е.В. Сергеевой. «Преданное служение государю, долг перед своим родом и вера в Бога были лавиной, сметающей все преграды на пути. Защищая Россию, казак одновременно защищал и свой родной Тихий Дон». Пафосно, что и говорить, хотя и спорно с точки зрения стилистики.  Одна беда, – не вяжется это утверждение с историческими реалиями, но, можно предположить, что зарубежные потомки «лавины преданного служения, долга и веры» будут довольны и щедры. Сомнительно, правда, что этому мог бы порадоваться сам последний «государь».
    Я как-то поинтересовался  сносом храмов «безбожной  властью», о чём дружно печалуются  нынешние обличители  советского периода истории, всегда готовые к услугам подобного рода. И выяснилось, что вследствие отделения церкви от государства, задуманного, как упоминалось выше, ещё Временным правительством, многие храмы просто закрылись из-за отсутствия средств, и их разобрали жители для насущных нужд. Чаще всего с сугубо богоугодной целью – для строительства школ и больниц.
   Однако сами Романовы, как ни крути, уничтожили гораздо больше церковной старины, да и не только   церковной.  Приведём только несколько примеров из множества.
    Второй царь в династии Романовых, «тишайший» Алексей Михайлович (1629-1676), царствовавший в 1645-1676 годах, ознаменовал своё более чем тридцатилетнее правление не только уничтожением старинных фресок в соборах Московского Кремля, но и целенаправленным истреблением народных музыкальных инструментов (да, было и такое с гуслями-самогудами!), а также деревянных и каменных шатровых церквей Русского Севера.
     А во время известной церковной реформы, проведённой патриархом Никоном, естественно, с ведома и одобрения царя-батюшки, были сожжены сотни тысяч русских рукописных книг, в том числе дохристианские рукописи VI-X столетий и раннехристианские книги Х-ХIII веков. Вот такой неожиданный поворот.
    При третьем царе династии Романовых, Фёдоре Алексеевиче (1661-1682), сидевшем на престоле в 1676-1682 годах, царские подданные  сожгли почти все родословные и разрядные книги, якобы, во имя борьбы с местничеством.
     Единственным царём, по-настоящему заботившимся об охране памятников светской и церковной русской архитектуры и вообще о сбережении отечественного культурного наследия, среди Романовых был, как ни странно, Пётр I Алексеевич (1672-1725), не жаловавший попов и монахов, но понимавший ценность старинных церковных зданий и средневековых фресковых росписей.
      Конъюнктурно делить историю страны на белую и чёрную, а исторических персонажей на хороших и плохих – занятие неблагодарное и неблагородное. Именно в исторически  короткий советский период Россия добилась небывалого в своей истории прогресса по всем направлениям.
    Вот что говорил 29 января 1963 года, выступая в Конгрессе США, президент этой страны Джон Кеннеди: «Улучшение образования необходимо для развития нашей страны, независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз понимает, что образовательные усилия в 1960-х окажут большое влияние на силу, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х. Согласно свежему докладу, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем Соединенные Штаты. Отставая от нашей страны в совокупном годовом числе выпускников высших учебных заведений, Советы поддерживают ежегодный приток научно-технических кадров, более чем в два раза превышающий наш. В то же время, они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля людей, имеющих более чем 7-классное образование, выросла в 23 раза. Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы».
    А вот авторитетное мнение одного из представителей романовской династии, великого  князя Александра  Михайловича Романова,  внука Николая I, того самого, что снискал в народе противоречащие друг другу прозвища «Незабвенный» и «Палкин». 
     «Мне пришло в голову, что, хотя я и не большевик, однако не мог согласиться со своими родственниками и знакомыми и безоглядно клеймить всё, что делается Советами только потому, что это делается Советами. Никто не спорит, они убили трёх моих родных братьев, но они также спасли Россию от участи вассала союзников».
      «...на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи, апеллируя к трудящимся всего мира...
    Некогда я ненавидел их, и руки у меня чесались добраться до Ленина или Троцкого, но тут я стал узнавать то об одном, то о другом конструктивном шаге московского правительства и ловил себя на том, что шепчу: «Браво!».
      Какой бы ни казалось иронией, что единство государства Российского приходится защищать участникам III Интернационала, фактом остаётся то, что с того самого дня Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I...» Это написал великий князь Александр Михайлович Романов в мемуарах, названных «Книга воспоминаний».
   В свете изложенного выше, возникает закономерный вопрос. В какой мере заслуги донских казаков, воевавших в различные периоды в Красной Армии и служивших государству в советский период, были  оценены в год единения казачества, каким объявлен истекающий 2020 год?  Иначе, о каком единении и поддержке народа можно вообще говорить?!
       Ну, и, наконец, последний фрагмент из статьи Е. В. Сергеевой. «Первая мировая война… Теперь это уже страницы истории, подчас незаслуженно забытые. И хочется верить, что время расставит всё по своим местам, справедливость восторжествует – новые поколения россиян будут чтить своих предков, сражавшихся за Отечество на фронтах Первой мировой».
    Вот с этим я не только полностью согласен, но и претворяю сие  согласие в жизнь самим фактом этой статьи. В Первой мировой участвовали и мои предки, чему я посвятил несколько рассказов. В юбилейном 2014 году, когда отмечалось столетие начала этой войны, предложил их  одному мариупольскому изданию. Мне ответили, что это была война тоталитарного царского режима, и для освещения в «демократической»  Украине не подходит. Другой (героический!) материал на казачью тему, подготовленный совместно с новочеркасским краеведом Павлом Черновым, я  предлагал белокалитвинской казачьей газете – там меня вообще не удостоили ответом. Дескать, самозванцев (читай – конкурентов), нам не надо.
    Вообще, мне кажется, что стела с георгиевским крестом, установленная  напротив  железнодорожного вокзала в Белой Калитве в честь подвига Героя Советского Союза А. Атаева была бы куда уместнее на реконструируемой ныне  площади Майдан в память о жертвах Первой мировой войны. И это были бы не только слова, но и  конкретное  дело. 
     А завершить свои размышления я хочу стихотворением, известным,  как текст песни офицеров лейб-гвардии Семёновского пехотного полка, почти полностью погибшего в Мазурских болотах на территории Восточной Пруссии. Оно ценно тем, что это свидетельство непосредственных участников событий Первой мировой войны. Замечу, что примерно через три десятилетия, во время заключительного этапа Великой Отечественной войны, в этом же месте сокрушительное поражение при наступлении Красной Армии потерпели уже немецкие войска. Вот такое невольное историческое сравнение.

Ты ушла в Мазурские болота,
Защищая Франции престиж,
Русская гвардейская пехота,
Понаслышке знавшая Париж.

А Верховный царственною волей
Рвал погоны с офицерских плеч,
Посылал семёновские строи
Грудью на «колючку» и картечь.

А Россия получала займы,
Вас Антанте продав за аванс.
Лишь кувшинки, полные слезами,
До сих пор оплакивают вас.

И ушла в Мазурские болота,
Славою петровскою горда,
Русская гвардейская пехота
В Пруссии осталась навсегда.

И уходит в землю кровь густая,
Унося с собой пожаров жар.
Будто бы Земля внутри пустая –
Столько крови нужно в этот шар.

     Вот такой своеобразный рассказ «о героических днях той далекой войны и о подвигах героев, на которых можно и нужно воспитывать современных патриотов России». Но при этом очень важно говорить правду и опираться на знание реальной истории, а не только на сиюминутные идеологические клише и стереотипы. 


Рецензии
Неплохая статья.

Со многим можно согласиться.

Но не со всем.

"Нет высокого смысла в том, чтобы описывать подвиги и самопожертвование российского воинства в отрыве от понимания, во имя каких идеалов это всё происходило. Тем более что нет единого мнения даже и о том, надо ли было вообще ввязываться в эту бойню..."

Мне кажется, подходя к патриотическому воспитанию с таких позиций, можно вырастить только хвастунов, которые будут выставляться своей "смелостью" пока им не грозит ничего серьёзного. Но перед лицом реальной опасности, воспитанные таким образом "герои" не проявят ничего, кроме изворотливости в объяснениях, почему именно сейчас "ввязываться в бойню" нет никакого смысла.

Для воспитания подлинных героев необходимо отмечать любую храбрость. И храбрость проявленную во имя добра, и храбрость проявленную во имя зла.

Как сказал один писатель, "Даже Малюта Скуратов, принявший честную солдатскую смерть, заслуживает за это свечки в церкви и доброго слова".

Беднарский Константин Викторович   01.12.2020 07:32     Заявить о нарушении
Ощущение такое, что Вы не очень внимательно прочитали статью или неглубоко поняли. Если отмечать любую храбрость, то и и наездников на крышах метро можно возвеличивать, и тех, кто за деньги или "под парами" идет на любые авантюры. Именно хвастовством, по сути, и можно назвать нынешние публикации в некоторых "казачьих" изданиях, где нет опоры на глубокий исторический анализ. Я говорю, что повествование о храбрости нужно предварять рассказом о том - ради чего она, а не отрицаю само повествование. Вы против принципа историчности? Я говорю о том, что храбрость должна иметь мозги. Вы против? Что вообще такое "честная смерть"??? Повторяю снова - в бойню ввязываться не было смысла, ибо она привела к крушению страны и громадным людским потерям. Отмечая храбрость надо отмечать и этот факт, да его, собственно, явочным порядком солдаты и отметили, дезертируя с этой бойни. Храбрость во имя зла??? Ну это вы заехали на окраину ада. Немецкие фашисты были, особенно поначалу, смелы и самоуверенны. Хвалить??? А те, что под наркотой совершают нечеловеческие поступки? Тоже хвалить? Ну, в общем, понятно. Нравится ли Вам или нет, но я приведу слова В.И. Ленина, которые подведут итог сказанному мной. "Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно". И я не уверен, что найдется много безумных "храбрецов", который ринутся проявлять храбрость за нынешних миллиардеров. Вероятно, именно это Вы и имеете в виду. Очень жаль, что, как говорят в интеллигентских кругах, история ничему не учит.

Владимир Лях   01.12.2020 14:36   Заявить о нарушении
1. Под наркотой и "под парами" - это, однако, не храбрость.

2. Сознательность масс - это замечательно, но, к сожалению, на три четверти утопично.

3. Поиск "белых и пушистых" героев очень быстро приводит на путь замены исторической правды историческими сказками.
К ретушированию биографий героев,
а то и к замене реальных героев выдуманными.
Поэтому я за то, чтобы мухи были отдельно, а котлеты отдельно.
Чтобы храбрость была сама по себе, а историческая правота сама по себе.

Беднарский Константин Викторович   01.12.2020 15:19   Заявить о нарушении
Ну кто же против. Мифоторчеством сейчас как раз активно занимаются власть и её глашатаи, о том и речь идет. Была такая песня в 1960-е годы - "Куба - любовь моя", и там были слова, выражающие смысл статьи в предельно лаконичной форме: "И говорит вдохновенно Фидель: - Мужество знает цель!" Цель должна быть национально значимой, то есть понятной для народа и разделяемой им. Тогда и можно говорить о сознательности. А проявят или не проявят какие-то "герои" изворотливость, большую, чем сама нынешняя власть - это всё лирика. Основная масса народа в судьбоносные моменты изворотливости не проявит, это не характерно для России. Вся история страны об этом говорит.

Владимир Лях   02.12.2020 07:25   Заявить о нарушении