Баба Катя

Впервые мальчик увидел бабу Катю, когда переехал в этот город вместе с родителями.
Он уже пошёл в школу, был воспитан и вежлив и вообще из приличной семьи.
Сказать, сколько лет было тогда бабе Кате, трудно…. С высоты первоклассника, все люди старше сорока, кажутся древними стариками!
Когда маленький новосел в первый раз вышел во двор и только начал осматриваться, куда же он попал, из-за угла выскочила лохматая седая Баба-Яга… Мальчик оторопел и потеряв дар речи, захлопал глазами.
- Ты, почему не здороваешься со старшими?
Наехала на него старушка!
Позади Бабы - Яги шли ещё две бабушки, но уже обычного бабушкинского вида, совсем не страшные.
- Вот, понаехали тут! Не здороваются! Что из них вырастет? Это из 10 квартиры мальчик.
Баба - Яга продолжила информровать своих товарок.
- Здрасти!
Промямлил мальчик и поспешил удалиться подальше.
В спину ему, эхом полетели три разных, по тембру “здравствуй мальчик”!
Любви с первого взгляда, между бабой Катей и этим маленьким мужичком не получилось!
Баба Катя жила в другом подъезде и поэтому им часто удавалось просто не встречаться. Зато, когда надо было зайти к другу Сашке в первый подъезд, эта Баба- Яга отыгрывалась на новичке по полной программе!
Создавалось впечатление, что баба Катя жила не в квартире, а на лавочке у подъезда…
Она была в курсе абсолютно всех событий не только своего двора или страны, но и всего мира!
Двор она считала исключительно своим и регулярно наводила свой «Ordnung»! Жители, разве что, строем не ходили…
Прилипчивую, как банный лист старушенцию, мужики миновали бегом, с видом срочнейших неотложных дел, а женщины ссылались на включенный керогаз или кипящий суп…
Баба Катя была профессиональной плакальщицей и не пропускала ни одних похорон. Выгнать её было просто невозможно, да и никто не гнал, хотя мешалась она под ногами навязчиво!
Она вообще была профессионалом во всем! Надо занять очередь за дефицитом, пожалуйста – баба Катя, первая! Со своих, а своими у неё было половина города, она денег не брала, а остальным очередь продавала.
Если кто-то из соседей начинал на ближайшем рынке спорить с продавцами, Катя оказывалась тут, как тут! Она всегда было за справедливость! За справедливость как она её понимала и всегда стояла на стороне соседей, да ещё умудрялась привлечь сторонников!
Если в соседнем гастрономе «выбрасывали» дефицит, а баба Катя в это время ругала дворника или водителя поливальной машины, обрызгавшего тротуар, ей приходилось откладывать воспитательную работу и штурмовать гастроном!
Это надо было видеть!
Баба Катя, как ледокол «Красин» при спасении Челюскинцев, раздвигала сплошную стену человеческих тел своим худеньким корпусом! При этом она могла прикинуться сирой и убогой, могла ткнуть своим сухим кулачком в одно из уязвимых мест на теле неуступчивых граждан! Могли просто послать.
О, если бы вы слышали, как она могла материться… Любой боцман «старого режиму», по сравнению с бабой Катей, был деканом филологического факультета или председателем общества «За чистоту родного языка»! Если уж Катя обложила кого-то «по матушке», то в ответ либо бессильно махали рукой, либо молча хлопали глазами, онемев от мастерства старушки!
Баба Катя, кроме остальных своих качеств, была и профессиональной больной! Она знала на двадцать одну болезнь больше, чем в медицинской энциклопедии! Ходила она только с палочкой! Причем не из аптеки или магазина, а с «сиротской», выструганной из дуба! Палка была тяжелой и крепкой, все дворовые мальчишки отведали этой палки!
На лавочке у подъезда ежевечерне устраивались медицинские консультации страждущих. Самое удивительное, что слушателей всегда было много, даже сидячих мест не всегда хватало. Рецепты от любых болезней всегда были готовы у этой ведьмы!
Тем не менее, сама баба Катя не выходила из поликлиники. В любой день, на любом этаже, в очереди к любому врачу, можно было встретит нашу старуху. Здесь вид у неё был жалкий, больной и неполный.
Избегала старуха только старого хирурга, её ровесника …
Как-то раз, когда лет десять назад, бабка пришла с жалобами, что у неё все болит, хирург заставил её поднимать, то руку, то ногу, то согнуться… А когда она «ласточкой», согнулась в пояснице, растопырила руки и встала на одну ногу, доктор спросил: «Ну, что болит?»
Баба Катя с радостью ответила: «Совсем ничего не болит!!!»
Тогда, мудрый хирург, глядя на постоянного клиента твердо произнес: «Вот так и ходите! Следующий!»
В общественный транспорт баба Катя заходила всегда с первой площадки, всегда ехала сидя на местах для инвалидов и никогда не платила за проезд! Если же попадалась упрямая кондукторша, тогда наша Катя начинала командирским голосом вспоминать женщин лёгкого и тяжёлого поведения, мать кондуктора, собачью мать и другие слова, знакомые каждому с раннего детства, но не изучаемые в школе… Кондукторши сдавались мгновенно.
Баба Катя могла запросто опрокинуть стакан горькой в компании мужиков, в день Победы или на поминках, которые без неё не обходились.

Когда мальчик вырос и однажды вернулся в город своего детства, его, как преступника неудержимо тянуло во двор где он вырос.
Двора уже не было…
 Один из домов и сараи снесли, а его дом стоял и глядел на мир обиженными пустыми глазницами своих окон.
Дом почти расселили, но в одном целом пока окне ещё теплилась жизнь.
Взрослый мальчик увидел совсем древнюю старуху, идущую с рынка, еле тянувшую за собой тележку с продуктами … Он не узнал бабу Катю! Если бы не её слова: «Ты, почему не здороваешься со старшими?»
«Баба Катя!!! Как я рад, что вы живы! Давайте помогу вам!»
Радостно заорал бывший мальчуган!
Они прошли в квартиру старухи.
Мальчик впервые переступил порог этого дома.
Чистенькая, бедненькая комнатка, стол, шкаф, кровать с подушками покрытиями салфетками тонкой вязки, и одна единственная фотография на стене…

На довоенном фото было много народа с красивыми и похожими лицами.
Старуха заметила интерес и почти прошептала
- Здесь все ещё живы… Никого не осталось! Мужа убило в июне под Минском, сыночков Колю, Сашу и Митю где-то от Бреста до Волги. Сестра умерла в Ленинградскую блокаду, брата убило после войны в Виннице, а маму с папой разбомбили, когда ехали в эвакуацию.
Одна я на всем белом свете…
Я ведь хотела артисткой стать, а прошла фронт медсестрой, все четыре года! В ППЖ не соглашалась, так и проползала всю войну за солдатиками на поле брани.
А потом играла роль злобной бабки, не могла быть доброй…
Скоро помру. Одна я в доме осталась, мне даже квартиру не предлагают, сэкономить хотят, ждут, когда сама окочурюсь! А ты на меня, сынок не серчай, что гоняла вас пацанов, родителям-то некогда было, работали.
Давай, родной выпьем за Победу! За то, чтобы не было войны!
У меня четвертинка всегда есть дома. Раньше думала, а вдруг кто из моих жив остался и найдёт меня. Теперь уж точно никто не вернётся…

Баба Катя достала стопки и четвертинку водки, ещё сургучом запаянную.
Двое, молодой и старуха молча выпили, бабка заплакала, а взрослый мальчик выбежал из квартиры, чтобы она его слезы не видела!

Скоро снесли и опустевший дом.
Не осталось ничего, только память о взбалмошной старухе в голове бывшего мальчика!


Рецензии
Удивительно, но помню чекушку с головкой сургучной! Спасибо! - столько всего собственного вспомнилось... И вот про декана филфака... Филфак - соседний с нашим факультет, и деканом у них там была женщина. Специалист по... вульгаризмам. Так вот она, если слышала ненормативную лексику, не соответствующую грамматическим нормам, подходила к грузчикам, к примеру, уронившим на ногу ящик, и поправляла: не так-растак мать-перемать, а матушку вашу так и так и этак - вот как будет правильно!

Александр Парцхаладзе   15.12.2020 09:29     Заявить о нарушении
Спасибо,Александр!
Ваша оценка очень приятна и важна для меня!
С уважением,Олег!

Мальтис   15.12.2020 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.