Запахи

                Запахи
             Ну, вот и случилось то, чего я опасалась последние полгода. Похоже, я подцепила «корону». Как-то не сразу обнаружила, что пропало обоняние. Я ведь знаю, что мой утренний кофе очень ароматный, а мыло в ванной комнате ещё вчера ублажало меня лёгким ландышевым  запахом. А теперь я ничего не унюхиваю. Сказать, что сразу почувствовала себя несчастной, не могу. Нет запахов  и  нет, что же тут такого? Живут же люди и без обоняния. И я вдруг призадумалась, а какую роль запахи играют в моей жизни? Начала вспоминать всё, с самого раннего детства.
       Самые первые духи в моей жизни появились, когда мне было лет девять или десять. Подарил мне их на день рождения мой крёстный дядя Ваня. Помню, мама тогда ещё возмутилась, типа, рано ей пользоваться парфюмерией. На что крёстный невозмутимо ответил: «Она же – девочка!» Духи назывались «Жасмин». Я до сих пор помню  тот флакончик и этот дивный запах. Я тогда не знала, что жасмин – это красивоцветущий  кустарник. Само  слово « Жас- Мин» я смаковала и  произносила  благоговейно, оно было мне непонятно и веяло восточными сказками. Только спустя полвека у меня в саду появилось это  белоснежное облако, я посадила кустик жасмина и теперь с нетерпением жду его цветения.
            Когда  подросла, у меня появилась обширная коллекция парфюмерии. В основном, это были цветочные ароматы. Духи среднего класса  в  Советском Союзе  стоили  недорого, в моём  варианте – это были совсем дешёвые: «Ландыш серебристый» (1 руб 20 коп), «Чайная роза» (1 руб 10 коп), болгарские духи «Акорд» с запахом  лимончика  в пределах  трёх-четырёх рублей, «Лесной ландыш» (около шести рублей), «Белая акация» ( 2 руб 20 коп) и другие. Но были среди  всей замечательной  компании  самые любимые   - «Лель». Стоимость их я сейчас не помню, но помню, что очень  ими  дорожила. С этими духами  у  меня связана  история  обиды  на  маму. Сейчас  почему-то  вспомнилось.
            Мама  у меня всю жизнь прожила без обоняния, был такой врождённый дефект. Я этого никогда не понимала: как это можно  не чуять запахов?  Бывало, «сбежит»  молоко  или  сгорит  лук  - на  кухне стоит специфический «аромат», а мама  никак на  него не реагирует. Мне приходилось кричать, затыкая  нос, входя на кухню: « Мама, снова у тебя молоко убежало!» А уж как она пользовалась духами – это  вообще  отдельная  история. Поскольку запахов  не ощущала, считала, чем больше  на себя выльешь, тем лучше. Если  выходила  «в люди», всегда советовалась со мной, какими духами ей воспользоваться. Выльет на себя половину флакона и улыбается: « Теперь от меня приятно пахнет?» Приходилось говорить  правду: « Нет, мама, хочется держаться от тебя подальше, слишком резкий запах». А папа – так тот  вообще  умывался  одеколоном. Нальёт  себе  в ладонь «Шипра», а потом втирает его в голову, как  будто  моет  её. Ужас просто! Так вот, однажды их пригласили на свадьбу к знакомым. В середине прошлого века подарить  букет искусственных цветов  не являлось  признаком дурного тона. Мама  собрала приличный букет из пластмассы и  подошла ко мне с вопросом: « Красиво? А они приятно пахнут?» Если  бы я могла тогда предвидеть последствия, ни за что не сказала  бы правду. Но глупая моя, наивная душонка  с детской непосредственностью ответила  честно: « Фу-у, противно воняют  пластмассой!» Этой фразой я подписала смертный  приговор  своим любимым духам. На мамину просьбу выделить ей  немного «Лели», чтобы сбрызнуть злополучный букет, я ответила отказом. Тогда она вместе с отцом начала  искать эти духи. Конечно, нашла, вылила  оставшиеся  полфлакона  на  цветы( чем  только ухудшила ситуацию с запахами) и спокойно ушла на свадьбу. А я проплакала  весь день. Очень жаль было духов, и  обида  осталась  на  всю  жизнь. Потом почему-то «Лель» исчезли  из продажи, сколько я не искала, нигде не могла  найти. И только много-много лет спустя в гости ко мне приехала  подружка  из Ленинграда  и привезла  в  подарок  мои  любимые  духи. Знала  ведь, чем порадовать!
            Когда я отмечала своё пятнадцатилетие, то упросила маму, чтобы она разрешила мне пригласить весь класс. Бедная мама! Сколько надо было готовить на 20-25 человек! Но мама у меня готовила вкусно, думаю, для неё  было не проблемой – накрыть на стол. Так вот. Многие одноклассники знали, что я люблю парфюмерию. Подарили тогда несколько флакончиков с духами. Самый главный тогда в моей жизни мальчик  подарил «Белую  акацию». Я была безумно рада  и его приходу (некоторые товарищи доказывали мне, что он не придёт) и подарку. Эти духи  живы у меня до сих пор. Я только что ими попользовалась, брала  в руки, чтобы проверить  цену. Через год мальчишки не стало. Я законсервировала этот флакончик, позволяла себе  пользоваться  духами  только  раз  в год, на  свой день рождения. По иронии судьбы  этот день стал  и  днём  гибели  подарившего. Теперь, если  у меня иногда возникают сомнения: а был ли мальчик?, я достаю драгоценный флакончик, беру его в руки, бережно  рассматриваю, нюхаю  и убеждаюсь: да, был! Он держал эти  духи  в руках, и  они помнят его, помнят безудержную  мальчишечью  энергетику. И содержимое, кстати, не  испортилось, всё  так  же  пахнет  свежей белой  акацией.
         Но это всё истории, связанные с духами. А как же другие запахи? Я очень люблю  душистое  мыло. Когда  дети  были  маленькими, с  помощью  запаха  мыла я проверяла, помыли  они  руки перед  едой  или  нет? Просто показать  мне влажные  руки, было  мало. Я заставляла  детей  поднести ладошки  к  моему лицу, и если  ручки  пахли  мылом, значит, проверка  пройдена, можно смело  садиться за стол.
                В своём детстве я любила  время, когда  мама  по утрам  ненадолго забиралась ко мне в постель. Мы мило беседовали обо всём, мне было так  тепло и уютно с мамой! Но она не могла себе позволить  долгое  лежание  в  кровати, у неё всегда было много дел. И каждый  раз  она меня обманывала, говоря, что сейчас посетит туалет и  вернётся. Я понимала, что мама уже не придёт, но мне хотелось обманываться  и  я верила, будто и  вправду  мама  бросит  свои  дела  и будет  дальше  праздно лежать со мной. Всякий раз от  мамы  пахло по-разному. Она никогда не носила кухонных фартуков. Если она  пекла  пироги, значит, пахло  пирогами, если  варила  борщ, то пахло борщом. Мама  очень вкусно  заквашивала  молоко. Она знала, что я люблю в «кислом» молоке  пенки (а в кипяченом молоке  их терпеть не могу). Поэтому часто от неё пахло самодельной  ряженкой. От мамы пахло  всем: добротой, мягкостью, уютом, теплом, нежностью – любовью! Сейчас неожиданно на  ум пришли  такие строчки:
Вот вернуться  б снова в детство,
Да  под  мамино  крыло,
Где  подружки  по  соседству,
Где  уютно и  тепло.

В  доме  пахнет  пирогами,
На  плите – коронный  борщ,..

Но ни детства и ни мамы
Днём  с  огнём уж  не найдёшь.

              Пожалуй, на этом я пока и закончу  свои  воспоминания  о  запахах. Возможно, будет  продолжение  в  дальнейшем.


Рецензии