Сибирская быль

Я как-то задумалась на тем, как необычно порой переплетаются судьбы людей. Из истории знаем, как это происходит с представителями сильных мира сего,  но и в жизни простых людей, где бы они ни жили — и в столицах, и в малых поселениях,  переплетения судеб бывают не менее трагичны, а порой и комичны.

В связи с этим мне захотелось описать историю жизни людей далёкой сибирской глубинки.

Сибирское село пятидесятых годов двадцатого века. Колхоз в числе передовых. Да и жители не бедствовали — у всех дома, дворы полные живности, большие огороды, кругом тайга, богатая зверьём, орехами, ягодами.

Семья дядьки Спиридона была в числе зажиточных, благодаря его трудолюбию. В колхозе он числился в передовиках. В семье беспрекословный глава. За большим деревянным домом огород, за огородом — обушок, где протекала небольшая речушка, в которой водилась мелкая рыбёшка, а дальше необъятные просторы тайги до следующего поселения.

Сам дядька Спиридон выглядел,  как скульптура, высеченная из векового кедра топором начинающего скульптора. Грубые черты лица, широк был не только в плечах, но коренаст всем телом. И всё это при среднем росте. Ноги, как два пенька, стояли твёрдо на земле.

У Спиридона было трое детей. Старший красавец Николай совсем юным погиб на фронте под Москвой в самые первые дни Великой Отечественной войны. Второй сын — Александр уродился не в породу отца, был худощав и узок, как мать Варвара, жена Спиридона. И младшенькая любимая дочка Полинка. Полина была копией самого Спиридона. Такая же широкая во всех направлениях, но отличным от телосложения был её голосок — нежный, ласковый. Когда она говорила, так и лился ручейком. Хотелось слушать и слушать, закрыв глаза.

Полина выросла. Подружки одна за другой выскакивали замуж, а Спиридонову любимицу женихи сторонились. Это его волновало. Уж больно хотелось внуков, продолжателей рода. Сын Александр не спешил с женитьбой.

Однажды на селе объявился новый парень. Таких называют «пришлыми». Парень как парень. Единственное, что отличало его от местных, это чернявость — чёрные глаза и чёрная шевелюра. Уж больно смахивал на цыганскую породу. Называл себя Яшка молдованин. И каким ветром занесло в далёкую Сибирь этого жителя солнечной Молдавии, так и осталось для всех загадкой. Яшка брался то за одно дело, то за другое, но особого рвения к работе не проявлял.

Дядька Спиридон, приглядевшись к парню, взял его к себе в помощники. Как-то зазвал его к себе домой. Тётка Варя, жена Спиридона, накрыла стол, Спиридон налил в стакан горилки. Яшка после холостяцкого пайка с жадностью накинулся на домашние вкусности, разомлел от удовольствия, опьянев, «развязал язык». Стал что-то бормотать — в перемешку русские и молдавские слова, пока не уснул за столом.

Спиридон держал его два дня в состоянии «корабельной качки», а на третий запряг лошадь в телегу, украсил дугу и оглобли цветами из огорода, усадил Полину в белом платье с кисейной фатой, а рядом водрузил пьяного Яшку, принаряженного в чистую одежонку сына Спиридона. А чтобы Яшка выглядел бравым женихом и не заваливался на бок, Полина крепко держала его в своих могучих объятиях. 

Спиридон сел на облучок и погнали. За ними увязались сельские мальчишки, а за детворой — местные собачки, и такой оравой они подъехали к Сельсовету. Вышел председатель, удостоверился, что жених и невеста на месте, живы-здоровы, а что жених «чуть жив», это не главное. В конторе председатель заполнил бланк о заключении законного брака, заверил подписью и печатью, поздравил Спиридона со свадьбой дочери. Довольный Спиридон покатил домой, где уже ждали гости, был накрыт стол с угощениями.

Молодых усадили во главе стола, гости обильно приняли «на грудь» и пошли в пляс, заголосили песни, благо, что не забыли пригласить местного баяниста, паренька, кстати, по фамилии Музыкин. Вскоре уронившего голову Яшку уложили на постель, а гулянье продолжалось допоздна. 

После брачной ночи, чуть отрезвевший, Яшка сидел за столом, зажатый с одной стороны решительным тестем, а с другой молодой женой. Пытаясь осмыслить, что всё это значит, Яшка исподлобья осматривался вокруг. Голова трещала как от ударов молотка. Тесть пытался влить в него спиртное, но и от еды и от спиртного Яшку мутило. Душа восставала.

Кое-как удалось ему выпросить выход по нужде. Видели, как он вошёл в деревянный туалет во дворе и… пропал. Обыскали всё в округе, Яшка как в воду канул. Полина в слезах, тетка Варя кончиком фартука вытирала красные глаза, а дядька Спиридон, сжав свои огромные кулачищи, зло пообещал: «Вернётся, убью!»

А оказалось, когда Яшка осознав, в какой капкан попала его вольная душа, сбежал. Задами, огородами, прячась в зарослях, добрался до дороги и на перекладных, без копейки в кармане уехал, объясняя, что сбежал от невесты. Водители, выслушав, от души гоготали и везли счастливчика бесплатно. Так Яшка добрался до  дальнего села, откуда раньше сбежал от красавицы Марины, когда та стала настаивать на свадьбе. И теперь, сопоставив Марину и Полину, сделал свой выбор.

А что у Спиридона? А у них всё хорошо.  Вскоре Полина поняла, что беременна. Спиридон был на седьмом небе. Уверенно сказал: «Будет внук!». Ему очень хотелось продолжения своей фамилии. Ровно через девять месяцев появился на свет мальчик. Пришло время регистрировать нового гражданина страны. Дед Спиридон никому не доверил это удовольствие. Нарядился в праздничный костюм, взял на руки «кулёчек» в белых пелёночках и гордо зашагал через полсела до Сельсовета. Встречные сельчане улыбались, поздравляли. Дед назвал внучка Александром, Сашей, дал ему свою фамилию, а от Яшки осталось только отчество — Яковлевич.

Саша рос красивым, бойким пацаном, пошёл в молдавскую породу — чернявый и кудрявый. Бабушка, особенно дед пылинки с него сдували. Когда Полина решила перебраться в районный центр, они Сашу оставили у себя.

Полина снимала койку у хозяйки в частном доме. Часто навещала сыночка и родителей. Прошло несколько лет. Полина решилась устроить личную жизнь. Родственник хозяйки Лёня вернулся из заключения, где отбыл 10 лет, как говорится, от звонка до звонка за убийство собственной жены. А случилось это так. Напился до чёртиков,  какие взрослые черти в него вселились, трудно представить. Разыгралась дурацкая ревность и в этом пьяном угаре нанёс ножом множество ударов спящей жене. Рядом, в своей постельке, спала двухмесячная дочка. Во истину говорится, что алкоголь создан не по воле Божьей, а усилиями дьявола. Придя в себя и осознав, что натворил, сидел у постели жены, умирающей от потери крови, горько рыдал.

Полину не испугало его прошлое. Трудно сказать, почему. Может быть, от безысходности и страха остаться одной навсегда? Оформили законный брак и стали жить да поживать. Лёня оказался тихим, покладистым и очень добрым человеком. За такой длительный срок на зоне его не коснулись тюремные блатные привычки.

Про Лёнину доброту рассказывали родственники. Молодая городская пара приехала погостить к дядьке Спиридону, полюбоваться таёжными просторами. Как дорогих гостей на ночь их уложили на лучшую кровать в горнице, и Лёня полночи проявлял заботу о них. Каждый 15-20 минут он вскакивал как Ванька-встанька и справлялся, удобно ли им, предлагал  еще одну подушку, спрашивал, не жарко ли им, не холодно ли. Так до тех пор, пока измученный гость не наорал на него. Полина выволокла заботливого Лёню за шкирку во двор и заперла его в сарае, где было устроено ложе для дневного отдыха дядьки Спиридона.

Полина и Лёня прожили много лет. Она своим нежным голоском, но в приказном тоне, командовала им, как хотела, и Лёня подчинялся ей беспрекословно.

Годы шли своим чередом и как-то незаметно подкралась беда. Прожив шестьдесят с небольшим лет дед Спиридон, этот сибирский кряж, ушёл из жизни. Два последних года он находился в полной деменции — слабоумии. Не узнавал никого, даже своего любимого внука Сашу. Тётке Варе одной было трудно справляться с хозяйством, пришлось Полине с мужем вернуться в отчий дом.

В один прекрасный день на пороге избы появился паренёк лет пятнадцати и гордо заявил: «- Я Сашка Яшкин!» Баба Варя всплеснула руками и запричитала: «- Господи! Одно лицо с нашим Сашкой!». Так встретились два братца-молдованца. Они, действительно, были как близнецы, с разницей рождения 5 дней. Ну, Яшка, молодец, умел делать детей!

И раньше доходили слухи о Яшкиной семье, но Сашка рассказал подробно, что мама Марина умерла вторыми родами. Врачи не спасли ни её, ни младенца. Сашка рос на попечении отца и бабушки — Марининой матери.

Так Сашка младший свёл старшего брата с отцом. Из-за дальности проживания виделись редко, но связь поддерживали. К сожалению, Саша младший трагически погиб в молодом возрасте, не оставив потомства.

Наверное, человечество никогда не поймёт, почему Господь даёт одним судьбу Любящую Мать, которая пестует и лелеет своё дитя, а другим — судьбу мачеху, одним долгую жизнь, а другим — короткую. Порой не разберёшь, что лучше, что хуже: долгая постылая или короткая светлая жизнь. Видимо, у каждого своё предназначение.

P.S.

Я описала эту жизненную историю из воспоминаний родственников мужа. Дело в том, что Полина была племянницей моего свёкра, а красавица Марина — племянница моей свекрови. Так что Яшка оказался нитью, связавшей в ещё один узел эти два рода.

В воспоминаниях всех он остался Яшкой молдованиным, но мне всё-таки хочется отнестись к нему более уважительно и назвать Яковом или Яшей. Он прожил большую жизнь — 93 года и, думаю, нелёгкую, неся груз потерь: смерть жены, младенца и сына Саши в расцвете лет. Прожив больший период жизни в одиночестве.

Саша старший жив, здоров. Жена, две дочери. Заядлый охотник, благо, что тайга даёт возможность реализовывать такие желания и зарабатывать.

Ещё из родственников остались внук Геннадий и две внучки Спиридона — Любовь и Вера - дети сына. Все живут на исторической родине деда. Гена очень "рукастый" - хорошо рисует и занимается резьбой по дереву, делает красивую мебель. У всех есть дети, так что род продолжается.


Светлая память всем покинувшим этот мир, а живущие пусть помнят о них!

_____
МИК

Картина художника Алексея Степанова
"Деревня на берегу реки".


Рецензии
Занимательно преподносится история жизни семьи, почти сага. А мне отчего-то повеяло деревенским детством, хотя в тот период я не могла знать о каких-то запутанных отношениях кого-то из деревни или нашей родни, у детства свои интересы. Захватывающий стиль повествования это особенность Вашего литературного таланта, уважаемая Мадесса! Рада, что благодаря Жанне, открыла для себя Ваше творчество.
Спасибо от читателей за популяризацию Российской истории периода Советского Союза! Жизнь простых людей это ведь тоже история нашей страны. Спасибо за тех, кто, проникнувшись рассказами, станет чуточку душевнее и мудрее!

С теплом души,
Наташа

Наталия Лебедева Андросова   13.04.2021 14:15     Заявить о нарушении
Наташа, мы очень рады, что это повествование навеяло на тебя воспоминания о деревенском детстве! Сердечное спасибо за добрые слова в адрес маминого творчества! Я очень рада, что она так увлеклась этим - полезно для мозга и настроения!
Я помню некоторых героев этой саги - Спиридона - родного брата моего деда (папиного отца), тётю Полину и её сына Сашу. Такие персонажи и судьбы - хоть кино снимай :-)
Ты права, что "Жизнь простых людей это ведь тоже история нашей страны".
В каждом роду и в каждой семье есть свои удивительные переплетения судеб.

С теплом сердец и благодарностью,
Жанна и Мадесса

Мадесса Кулешова   14.04.2021 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.