ДВЕ ПАРЫ ГЛАЗ

Вы когда-нибудь задумывались, какая разница в том, как люди используют свои глаза? Я не имею в виду, что некоторые люди прищуриваются, а некоторые нет; что у некоторых близорукость, а у некоторых дальнозоркость. Это случайные отличия; а люди, которые не видят далеко, иногда видят больше и вернее, чем другие люди, чье зрение столь же остро, как у орла. Нет, разница между глазами людей заключается в силе и привычке наблюдения.
    Вы когда-нибудь слышали о знаменитом фокуснике Роберте Гудене, чьи чудесные трюки и магические подвиги несколько лет назад вызвали изумление Европы? Он говорит нам в своей автобиография, что видеть все с первого взгляда, хотя кажется, что ничего не видеть, является первым требованием в образовании «мага», и что способность быстро и точно замечать может быть обучена, как и любую другую способность. Когда он настраивал своего маленького сына на ту же профессию, он обычно быстро проводил его мимо витрины магазина, а затем спрашивал, сколько предметов в витрине он мог бы вспомнить и описать. Сначала ребенок мог вспомнить только трех или четырех; но постепенно он поднялся до десяти, двенадцати, двадцати, и, в конце концов, его глаза заметили, и его память сохранила не менее сорока статей, уловленных за несколько секунд, которые потребовались, чтобы пройти через окно на быстрой прогулке. .

Более или менее так обстоит дело со всеми нами. Мало что может быть более удивительным, чем отчетливая картина, которую один ум приносит с места, и расплывчатая и размытая картина, которую приносит другой ум. Наблюдение - одно о ценных способностях, а за их отсутствие люди вынуждены расплачиваться разными способами всю свою жизнь.

Когда-то во Франции жили двое крестьянских мальчиков, которых звали Жан и Луи Кардильяк. Они были кузенами; их матери обе были вдовами, и они жили недалеко друг от друга в маленькой деревне, недалеко от большого леса. Они также были очень похожи. У обоих были темные, близко выбритые волосы, оливковая кожа и большие черные глаза; но, несмотря на все их сходство, о Джин всегда говорили как о «счастливчике», а о Луи - как о «неудачнике» по причинам, которые вы вскоре увидите.

Если два мальчика гуляли вместе, в лесу или в поле, они шли совершенно по-разному. Луи медлил своего рода бесшумной рысью, не отрывая глаз от того, что случайно оказалось в его руке, - возможно, пращи, или палки, или одного из тех люцианов, с помощью которых птицы отпугиваются от фруктов. Если это была палка, он ломал ее на ходу, или он щелкнул люцианом и рассеянно присвистнул. Черные глаза Джин, напротив, всегда были начеку и делали открытия. Пока Луи смотрел и морщил губы над люцианом или пращой, Жан неосознанно, но верно замечал форму облаков, вид неба на дождливом западе, клиновидную процессию уток в воздухе. и то, как они использовали свои крылья, крики птиц в изгороди. Он быстро заметил странный лист или непривычный гриб у дороги, или любой маленький предмет, который упал по дороге. Однажды он взял монету в пять франков; однажды - серебряный пенал, принадлежавший кюре , который был рад снова получить его и дал Жану десять су в качестве награды. Луи очень хотелось бы десять су, но почему-то он так и не нашел пеналов; и это казалось жестоким и несправедливым, когда мать упрекала его в том, что[204] его мышление было скорее его несчастьем, чем его ошибкой.

"Как я могу помочь?" он спросил. «Святые добрые к Жану, и они не добрые ко мне, - колокольчик; тут!»

«Святые помогают тем, кто помогает себе сам», - парировала его мать. «Ты выглядишь в воздухе. Жан держит глаза открытыми, у него остроумие, и он замечает».

Но такие упреки не помогли Луи и ничему его не научили. Привычка такая сильная.

"Там!" - воскликнула его мать однажды, когда он пришел к ужину. «Твоему кузену - твоему удачливому кузену - снова повезло. Он нашел трюфельную кровать, а твоя тетя продала трюфели человеку из Парижа за сотню франков. Сотню франков! Это будет намного раньше, чем твои глупые пальцы. может заработать половину этого! "

"Где Джин нашла кровать?" - спросил Луи.

«В дубовой роще у ручья, где Ты мог бы найти их так же легко, как и он, - возразила его мать. - Он шел вместе с Даудо, собакой лесоруба, чья мать была охотницей за трюфелями, и Даудо начал указывать и царапать; и Жан что-то заподозрил, взял лопату, закопал и треснул! сто франков! Ах, его матери можно позавидовать! "

«Дубовая роща! У ручья!» - воскликнул Луи, слишком взволнованный, чтобы заметить упрек, которым завершился приговор. «Да ведь я был там на днях с Даудо, и теперь я помню, он много царапался, скулил и рвал землю. В то время я ничего об этом не думал».

"О, ты, маленький дурачок - ты глуп!" - сердито воскликнула его мать. «Там были трюфели, и первый шанс был для тебя. Ничего не подумал об этом! Ты никогда не думаешь, ты никогда не хочешь. Вдали от моих глаз, и не позволяй мне увидеть тебя снова до сна».

 Беззаботный и безутешный бедный Луи ускользнул прочь. Он позвал Даудо и пошел в дубовую рощу, решив, что, если он заметит какие-либо признаки волнения со стороны собаки, принесет лопату и тотчас же начнет копать. Но Додо шёл тихо, словно во Франции не осталось трюфеля, и прогулка оказалась бесплодной.

«Если бы я только имел», - со временем стало любимым высказыванием Луи. «Если бы я только заметил это». «Если бы я только тогда остановился». Но такие фразы часто приходят в голову после того, как что-то было упущено из-за того, что они не заметили или не остановились, поэтому они не приносят никому пользы.

Вам когда-нибудь приходило в голову, что то, что люди называют «удачными шансами», хотя они, кажется, приходят внезапно, на самом деле подготовлены к долгому бессознательному процессу подготовки со стороны тех, кто ими пользуется? Такой шанс наконец-то представился и Жану, и Луи, - не меньше, чем Луи.Жан; но один был подготовлен к этому, а другой нет.

Профессор Сильвестр, известный натуралист из Тулузы, однажды летом приехал в лесную деревню, где жили два мальчика. Он хотел, чтобы мальчик водил его по стране, таскал его ящики с растениями и травы и помогал ему в поисках редких цветов и птиц, и попросил мадам Колло, хозяйку гостиницы, порекомендовать один из них. Она назвала Джин и Луи; они оба были хорошими мальчиками, сказала она. Поэтому профессор послал за ними поговорить с ним.
"Вы хорошо знаете лес и тропы?" он спросил.
Да, они оба очень хорошо знали лес. "Есть ли дятлы такого-то вида?" - спросил он затем. «У вас есть здесь большая лунная бабочка? Можете ли вы сказать мне, где искать Колокольчик rhomboidalis?» и он быстро описал разнообразие.

Луи покачал головой. Он ничего не знал ни о чем из этих вещей. Но Жан сразу же проснулся от интереса. Он много знал о дятлах - не с научной точки зрения, а со знанием того, кто наблюдал и изучал повадки птиц. У него была целая коллекция лунных и других бабочек, и, хотя он не узнал редкую Колокольчикa по ее ботаническому названию, он узнал , как только профессор описал особенности листьев и цветов. Поэтому г-н Сильвестр нанял его своим проводником, пока он оставался в этом районе, и согласился платить ему десять франков в неделю. А мать Кардилиак заламывала руки и еще более жалобно, чем когда-либо, восклицала из-за «неудач» своего мальчика и превосходной удачи его кузена.

Никогда нельзя предсказать, как может возникнуть «случайность». Профессор Сильвестр был обеспечен и добр. У него не было детей свой собственный, и он был предан, прежде всего, интересам науки. Он видел, как выросли первоклассные натуралиста в Жане Кардильяке, с его проницательным взглядом, его внимательным наблюдением, его истинным интересом к поиску и проверке. В нем вырос интерес и симпатия к мальчику, которые, когда приближалось время его возвращения в университет, вылились в предложение взять Джина с собой и обеспечить его образование при условии, что Жан в по возвращении, должен оказывать ему определенную помощь во внеклассные часы. По сути, это было своего рода усыновление, которое могло привести почти к чему угодно; и мать Джин была вправе заявить, как она это сделала, что его состояние было нажито.

«А ты можешь оставаться дома и копать картошку до конца своей жалкой жизни», - сетовала мать Людовика. «Что ж, пусть говорят, что хотят, это несправедливый мир; и, что еще хуже, святые смотрите и ничего не делайте, чтобы предотвратить это. Небеса прости меня, если это кощунственно говорить так, но я ничего не могу с собой поделать! "

Но это не было ни «удачей», ни «несправедливостью». Это была просто разница между «глазами и без глаз» - разница, которая всегда будет существовать и всегда будет заметна.


Рецензии