Впервые 12. Унижение

УНИЖЕНИЕ
------------

Тяжело приступать к описанию этого чувства, но придётся, что было— то было…

Трудные послевоенные годы. Жили мы бедно, как и многие семьи после войны — бабушка и мама работали за мизерную плату, у мамы двое детей, безотцовщина… Поэтому чувство, которое я испытал, придя первый раз в первый класс с полотняной сумкой вместо портфеля, было скорее похоже на стыд, граничащий с унижением.

Но когда в этом же первом классе моя первая учительница поставила меня перед
учениками и заставляла правильно произносить букву «р» — я готов был провалиться сквозь землю от обиды и унижения.

После семи классов, я поступил в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, чтобы хоть как-то помочь материально маме с бабушкой, внося в семейный бюджет скромную стипендию.

Однажды, придя в общежитие, зашёл в комнату к однокурсникам. В это время двое играли в шашки. Хочу сказать, что мне шёл пятнадцатый год, а в техникуме, в основном, учились по направлению колхозов и совхозов разновозрастные студенты, некоторые были даже семейные.
 
Так вот, я стал внимательно смотреть за партией. В какой-то момент, заметив красивое выигрывающее продолжение, я, не удержавшись, сунулся с подсказкой. Реакция проигравшей стороны была стремительной и неожиданной. Он вскочил и пинками под зад вытолкал меня из комнаты.

Я ничего не мог сделать, так как силы были неравные, да и чувство вины — зачем было встревать — сдерживали мой порыв гнева и удерживали от сопротивления.

Но нет, как говорится, худа без добра. Проглотив это унижение, я записался в
секции гимнастики и штанги и вскоре выполнил 3-й взрослый разряд по тяжёлой атлетике и установил личный рекорд — рвал одной рукой штангу весом 50 кг при собственном весе 60 кг. Дома ежедневно занимался гирями, что позволило мне в дальнейшем стать чемпионом Витебской области и вторым призёром Белоруссии по гиревому спорту среди сельских спортсменов.

Забрал у соседа за ненадобностью ось от вагонетки и ежедневно тренировался с ней, особенно рьяно, если за этим наблюдала соседка-одноклассница. Подтягивался, где только было можно — на турнике, перекладинах лестниц, ветках, косяках дверей — доведя количество подтягиваний до 15 раз и силовой выход на турнике — плавно, одними руками — до 10 раз.

За всю дальнейшую жизнь никогда и никому я не позволил себя унизить — ни словом, ни действием.


Рецензии