О собаке...

Прочитал разговор любителей-собачников о том, как нужно обращаться с собакой - применять ли "кнут" или обходиться пряником...
И конечно, стал вспоминать о своём опыте.
Не буду возражать категорично по поводу физического воздействия, поскольку, собаки то разные, и может быть это когда-то у кого-то работает.
У меня был Азиат 13 лет. Покрикивал на него, - случалось, но чтобы физически хоть как-то его наказать - никогда.
Пока он был щенком, я всегда старался дрессировать его тогда, когда энергия его иссякала, давать команду тогда, когда она уместна, когда я чувствовал, что он, скорее всего, послушается. Если только вышли на прогулку, он весь как заряженная батарейка и хочет побегать-поскакать, покуралесить, что-то понюхать - я понимаю, что он сейчас занят своими делами, и давать команду, значит создавать условия, когда она не будет выполнена, и это не есть хорошо. Это войдёт в привычку.
А через пол часика гляжу, он избытки энергии выплеснул, и тут я его на поводок и "Рядом", и сразу уверенно и строго, и с этой минуты он чувствует, что теперь шутки кончились и начинает выполнять команды без проблем. С ними же (с Азиатами) нет вопросов понимает он что хозяин хочет, или не понимает. Понимает он всегда и сразу. Вопрос только в том, сосредоточен он на хозяине, или что-то его отвлекает. Если дать ему поскакать свободно и не канючить с этими нудными командами с первой минуты прогулки, он будет более внимательным к хозяину, и более послушным. Малыша наказывать вообще глупо. Если команда дана (один раз) а он не выполнил - нужно мягко, но уверенно его заставить, т.е если должен сесть - нужно его просто физически после команды посадить и поощрить, как если бы он сам сел. И попробовать повторить разок-другой. Причём, спокойно, не раздражаясь, не порывисто, а, скорее, нежно.
Я не награждал его едой за послушание. Я не пользовался кликалкой. Единственная наградой для него была моя ласка и поощрительное слово. В такой дрессировке есть большое преимущество - чужой человек не может ничего добиться используя лакомство. и, к тому же собака знает, что еда может быть только в её миске, только в определённое время и никогда не ест с земли или из рук.
Щенок быстро привыкнет слушаться с первого раза. Я действовал так, как описал, и у меня, конкретно с моей собакой проблем не возникало.
Со взрослой собакой - всё гораздо проще, она знает рутину, она ничему не удивляется, и по большей части, делает то, что нужно на автомате, т.е видит я встал и тянусь за поводком - подходит и подставляет голову чтобы одеть ошейник. Я не должен подавать команду "ко мне". Чего орать, если он уже сам пришел? Я запираю дверь - он в это время не тянет, он понимает что нельзя, и раз не тянет, я не даю команду "ждать", ну и т.д. Всё происходит молча. Открываю дверь машины - он уже там до того, как я сказал "вперёд".
Слушался ли он всегда? Нет. Конечно, бывало, что заупрямится. Что тогда? - Решения были разные. Если послушание было абсолютно критично, скажем, нужно войти к ветеринару, а не общаться с собакой, которая от него вышла - я повторял команду более строгим голосом и он, тогда уже, точно делал то, что я требовал, а если во время обычной прогулки я видел, что ему очень хочется пойти туда, где что-то для него интересное, а не туда, куда я собрался - я мог и уступить. Он же не узник, не раб, а друг... Так что бывало и так, как хотелось ему, а не мне, и я об этом никогда не жалел. Должен добавить, что бороться с некоторыми его природными инстинктами - я даже никогда и не пробовал. Зачем?
Т.е. объяснять ему, что кроме меня и жены он ещё для кого-то должен быть добрым и ласковым я никогда не пытался, да и он меня всё равно не понял бы. Всё живое, что могло попасть на охраняемую им территорию - живым уйти не могло и никогда не уходило. И я понимал, что этого не изменить. Он жил для того, чтобы охранять. И если кто-то должен был прийти в дом или во двор, собака запиралась в вольере и для дополнительной гарантии, внутри вольера была посажена на цепь. Остановить его атаку было бы невозможно. Но так было только дома.
Как только мы выходили на улицу - его могли тискать любые дети, его могли гладить женщины, но не мужчины. Он не кидался на мужчин, но не доверял совсем и никогда, и погладить бы не дал, цапнул бы. Это так было на прогулках со мной. А когда присутствовала жена, он и на улице из режима охраны не выходил, и никого уже к нам не подпускал вообще. Зная это, мы старались не гулять там, где встречи с людьми или животными были бы неизбежны.
Собака-охранник, сама принимающая решения связанные с безопасностью - это большая ответственность, и нужно постоянно заботиться о том, чтобы была обеспечена безопасность и для людей и для животных и для самой этой твоей собаки. Нужно понимать, что это чудовище весом 80 кг, очень быстрое, с крепкими зубами - это твой ребёнок, которому по уровню интеллекта 3-4 года... т.е. за всё, что он может вытворить ты, как родитель, несёшь полную ответственность, как перед окружающими, так и перед самим этим ребёнком. Если такого осознания нет, или нет готовности к такой ответственности - такую собаку заводить не нужно.
Самое важное, если захотелось завести собаку, определиться с породой. И брать нужно не ту, которая нравится как выглядит, а по предполагаемой функциональности. Если собаку хотят дети, для того, чтобы с ней играть - значит это не может и не должна быть собака служебной породы. Если вы хотите компаньона, если у вас в доме всегда много людей - собака охранник вам не подойдёт. А если вам нужно охранять дом, участок, быть уверенным, что дети в безопасности - не нужно заводить ретривера или болонку. Разные породы для того и выводились, чтобы служить для разных целей. И если этого не учитывать, то будет плохо и собаке и хозяину. Хозяин будет разочарован в том, что собака не делает то, что он ожидал, а собака будет мало восприимчива к тому, что от неё требуют. Можно сделать из Азиата охотничью собаку? Можно. Можно сделать из охотничьей комнатную? Можно. Можно сделать из болонки агрессивного зверя? Да. Но зачем?
Я вот думаю снова взять Азиата. Но пока работаю - не получится. Щенок требует внимания и времени - как минимум две прогулки по два часа.
Пока такого времени нет, будет не честно заводить малыша, и обрекать его на одиночество и недостаточно стимулировать его развитие. Будем ждать когда появится время.


Рецензии
Мне очень нравится про собак. Ваш текст захватил.
У меня тоже есть про собаку, только на другом сайте, сейчас притащу.
Только форма изложения в моем стиле..

Аэлита Ким   04.12.2020 19:00     Заявить о нарушении
Рад, что понравилось!
Спасибо!
Пришлите ссылку на Ваш рассказ и я с удовольствием почитаю.

Давид Гольдшмидт   04.12.2020 19:09   Заявить о нарушении