История, запавшая в душу

     Буйничское поле, вся земля которой пропитана кровью защитников Могилева, было свидетелем многих подвигов в период Великой Отечественной войны и стало символом отваги советских солдат. В память о героях выстроен мемориальный комплекс,  который включает в себя 27-метровую часовню, арку, аллею с центральной композицией. Внутри часовни размещены мемориальные доски с сотнями фамилий воинов и народных ополченцев, погибших при обороне Могилева. В центре часовни — «маятник Фуко» Буйничского мемориала. Под часовней находится склеп, предназначенный для торжественного перезахоронения останков погибших воинов Красной Армии, обнаруженных на полях боев в окрестностях Могилева. Здесь размещены образцы боевого вооружения периода Второй мировой, горельефные доски, а также памятный камень Константину Симонову, который описал легендарное сражение в романе «Живые и мертвые», а свой прах завещал развеять именно над Буйничским полем.
     В этом святом месте проходят памятные массовые мероприятия, посвященные различным знаменательным датам военных событий и страны. Сюда много лет приезжали оставшиеся в живых фронтовики - участники тех страшных сражений, бывшие воины 172 стрелковой дивизии, которой командовал генерал – майор М.Т. Романов.  Во многом благодаря их отваге и мужеству Могилев героически обороняли в течение 23 дней.
     Коллективы предприятий города активно помогали принимать многочисленных гостей, помогая им добраться до мест боев, организовывая экскурсии и встречи в коллективах предприятий и учебных учреждений, обустраивая их быт и оберегая здоровье. Во время общения, благодаря воспоминаниям ветеранов, организаторы и участники узнавали удивительные истории, связанные с каждой высоткой и низинкой, где погибали или спасали свои жизни бойцы.
     Вот одна из них - о спасении Николая Петровича Шабанова, пулеметчика 172 стрелковой дивизии, которую в период приезда в 1984 году он рассказал Гребеневу Виктору Александровичу, работавшему в то время заместителем секретаря парткома МПО «Химволокно».
     Много лет Николай Петрович мечтал пройтись по земле, воспоминания о которой,  болью отдаваясь в сердце, часто приходили ему во сне. Труден был его путь и пролег через больницу в Могилеве, потому как сердце не выдержало волнений. Десять дней врачи боролись за его здоровье, но как только он окреп, попросил сразу отвезти на поле, где проходили  сражения. Вместе с ним на Буйничское поле поехал могилевчанин Василий Афанасьевич Пятков, пулеметчик 388 стрелкового полка, который был участником церемонии развеянья праха Костантина Симонова над Буйничским полем.
     Виктор Александрович вспоминает: «Уже подъезжая к Буйничам, Николай Петрович заметно разволновался. Выйдя из машины, он несколько минут безмолвно стоял, всматриваясь в даль. А потом как прорвало – с трудом справляясь с волнением, он рассказывал про выстроенную в ряд перед линией обороны подбитую и скособоченную вражескую технику, и о том, каких усилий стоило солдатам ее остановить, ведь оборонявшие город красноармейцы дрались в полном окружении без танков, без должного авиационного прикрытия, без долговременных оборонительных сооружений».
     Ветеран со слезами на глазах ходил по полю, меряя его то большими, то мелкими шагами, останавливаясь возле каждого бугорка, и вспоминая своих товарищей, для которых тот бой стал последним. Вдруг он резко остановился и схватился рукой за грудь в области сердца. Слезы потекли из его глаз, он опустился на одно колено и простонал: « Эта бетонная труба мне тогда жизнь спасла».
     И уже не обращая внимания на собеседников, дрожащим голосом стал рассказывать со всеми подробностями, как будто это было вчера,  о вражеском пулеметчике засевшим на железнодорожной насыпи, возле деревни Тишовка, не позволявшим поднять роту в атаку. Ему, как опытному бойцу было дано задание - уничтожить пулеметную точку. Зажав рукой гранату  ползком, а где и перебежками Николай пробрался к насыпи, выскочил на открытое пространство, чтобы бросить гранату и понял, что не рассчитал позицию. Его заметил немецкий пулеметчик и развернул свой пулемет и когда уже мысленно стал прощаться с жизнью, вдруг увидел в железнодорожной насыпи проход, пробежав который выскочил с другой стороны. Пока немец разворачивал свой пулемет в его сторону, преодолел расстояние, разделяющее их, и гранатой подорвал вражеский расчет. 
     Возвращаясь, домой после этой поездки, сердце Николая Петровича снова дало сбой, но мысли, что он побывал в столь памятных для него местах, придавали силы.
     Прошло много лет, но эта история запала мне в душу – говорит Виктор Александрович,  председатель совета ветеранов Ленинского района города Могилева. - В каждый свой приезд в Буйничи я вспоминаю эту встречу и вижу сохранившийся до настоящего времени бетонный проем в железнодорожной насыпи. А сколько еще таких историй и фотографий хранится в моем личном архиве. Надеюсь, наступит время, когда я смогу обработать этот материал и поделиться воспоминаниями с земляками.

Фото из личного архива В.А.Гребенева


Рецензии