Основные направления вредного воздействия телевиде
Некоторые современные молодые родители позволяют детям уже с догодовалого возраста смотреть телевизор. По мнению учёных, просмотр телепередач детьми в раннем возрасте (до 3-4 лет) пагубно сказывается на их здоровье. На неокрепший организм действуют излучения, оказывающие подавляющее воздействие на иммунную систему.
Несмотря на то, что современные дети «тонут» в речевом потоке экранных мультяшных героев и прочих героев телепередач, они начинают говорить позже, разговаривают плохо, словарный запас их беден и примитивен. Просмотр телевизора в раннем детстве вызывает у детей речевое торможение. Речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Речь человека формируется в раннем возрасте, и происходит это в живом общении, на почве эмоций, мыслей и чувств ребёнка. Экранная речь, чаще всего не относящаяся к зрителям, тоже способна формировать речь малышей, но в преломлении, в трансформации через сторонние эмоции, мысли и чувства, что ведёт к затормаживанию речи.
Телевидение оказывает в большой степени болезнетворное влияние не только на физическое здоровье детей, но и на их психику, и на их умственные способности. Мышление ребёнка не в состоянии удержаться в динамическом беге телевизионных кадров. Дети теряют нить событий, ухватывая урывками то, что наиболее ярко, наиболее громко, наиболее эмоционально подано. Регулярное недоосмысление ведёт к порождению отказа детей от осмысления увиденного, и уж тем более, от осмысления всего произведения, от анализа произведения и в конечном итоге ведёт к отказу от самого процесса мышления, то есть тормозит умственное и психическое развитие детей.
Постоянное непонимание, недопонимание преподносимой телевидением информации ведут к внутреннему раздражению, к скованности, к неуверенности в себе маленького человека. Не случайно издревле и почти до конца двадцатого века детям песни пели тягуче, сказки, побасенки, потешки говорили нараспев. В советское время большой популярностью пользовались фильмоскопы - устройства, с помощью которых прокручивалась плёнка с красочными изображениями детских произведений. Под изображением, проецируемым на экран, размещались тексты демонстрируемого произведения, и пока взрослые их прочитывали, дети рассматривали «стоп-кадр», увязываемый с читаемым текстом. Подаваемый таким образом материал способствовал развитию речи детей, эстетическому воспитанию их, развитию мышления, обучению анализу, суждениям.
Ритмы жизни в последние десятилетия сильно убыстрились, но не так быстро изменяется природа людей. Возможно, через столетия организм человека перестроится, приспособится к ритмике информационных потоков, но сейчас, когда этого ещё не произошло, телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка, и это отрицательно сказывается на его интеллекте.
Помимо проблемы несовместимости физиологических способностей детей воспринимать и усваивать материал с темпами и ритмами подачи информации через телекоммуникационные средства, существует ещё одна очень важная проблема психологического развития - агрессивизация детей. По мнению учёных, проводивших научные исследования по вопросу влияния телевидения на развитие детей, дети под влиянием современной кинопродукции ожесточаются, и всё более возрастает число детей и подростков, теряющих способность к восприятию нормальных человеческих чувств. Агрессия, выплеснутая на экраны телевизоров, делает детей враждебно настроенными по отношению к окружающим. Дети начинают воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов и даже как способ игры. Под влиянием увиденного с экранов у детей формируется равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям, более того, возникает настрой, толкающий детей на агрессивные действия.
Телевидение – это орудие социализации. В наш век информационной войны, когда противники нашего государства стремятся к стиранию исторической памяти нашего народа, к отрыву народа от своих корней, дети становятся заложниками этой войны. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Не все взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром, а детям это сделать тем более сложно. В каждом ребенке под воздействием телевидения формируются определенные стереотипы, а телевидение России, как и любое другое СМИ, исполняя заказы своих инвесторов, «фаршировано» программами и передачами, действие которых направлено на деморализацию народа. Зачастую даже в рекламе отображаются непристойные образцы поведения. Стремление детей равняться на телевизионные образцы делает их марионетками в руках сомнительных телевизионных проектов и рекламы.
Говоря о пагубном влиянии телевидения на детей, надо знать, телевидение потребно человечеству, оно, безусловно, играет не только отрицательные, но и положительные роли и в жизни детей: это и образовательная роль, и развлекательная, но взрослым надо помнить, что телевизионный просмотр для детей должен контролироваться. Важно следить, чтоб дети проводили за просмотром телепередач допустимое количество часов, причём время это должно естественно вписываться в распорядок их дня и не сбивать их биоритмы. И, конечно же, важно следить за тем, каково содержание просматриваемых материалов, какое психическое и эмоциональное воздействие оказывает оно на детей. Нельзя допускать, чтобы телевидение нашим детям заменяло активные игры, переживания настоящих эмоций и чувств, живое общение со сверстниками и родителями, познание самого себя через окружающий живой мир. Телевидение является мощным и вездесущим оружием, но это всего лишь средство, это инструмент, и то, как мы его используем, зависит только от нас.
Свидетельство о публикации №220120200015