Первый трижды Герой Союза ч. 46
Нас всех буквально вынесли на руках из машины. Окружили пожилые люди и молодежь. Девушки в национальных костюмах дарили букеты цветов, а мужчины угощали знаменитым пльзенским пивом. Когда ехали сюда, планировали посмотреть достопримечательности Праги. Главным оказались братство и дружба славянских народов, огромное чувство уважения, которое мы вынесли из этих теплых встреч. К вечеру выехали обратно, по прямой дороге на Дрезден. Севернее, у лесного массива, нас остановил патруль. – Ехать дальше нельзя, сворачивайте влево на Теплице-Шанов. – Почему? – спросил я солдат. – Впереди идет бой с частями СС. Они пытаются прорваться на запад. Все невольно прислушались. В лесу раздавались частые автоматные и пулемётные очереди, взрывы. – Вот гады, фашистские выродки! Четвертый день как кончилась война, а они все куражатся, – Покрышкин выругался и приказал разворачивать машину в объезд. Вторая половина мая прошла спокойно. Мы привыкали к мирным условиям. Солдаты и сержанты срочной службы с нетерпением ждали приказа о демобилизации. Их можно было понять: стремились быстрее попасть к родным. Многие не были дома всю войну. А некоторые ничего не знали о судьбе близких. В эти дни торжественно проводили на Дальний Восток эскадрилью лётчиков и техников, пожелали им успехов. Личный состав авиадивизии понимал, что войны с самураями не избежать. Вот почему на восток рвались все лётчики. – Товарищ командир, почему нас не отправляют полками? Мы же имеем большой опыт боев, – обращались к комдиву офицеры. Приходилось объяснять: – Приказано послать одну штатную эскадрилью из дивизии. На Дальнем Востоке будет ещё кому воевать.
Радостным событием для Покрышкина в эти дни было появление в штабе давнего друга по учёбе в авиашколе в Перми Кости Пильщикова. В конце мая месяца начались сборы по подготовке к Параду Победы в Москве. В сводную колонну фронта включили командующих армиями, командиров соединений и Героев Советского Союза. Началась ежедневная строевая подготовка. Признаться, мы отвыкли от неё за годы войны. После первого дня строевых занятий под жарким майским солнцем Дмитрий Глинка разворчался: – А по мне, так лучше провести три воздушных боя в день, чем заниматься шагистикой. – Ты что, не хочешь ехать в Москву? У меня тоже вначале душа не лежала к строевой подготовке. Но ведь мы готовимся к историческому параду. Это для нас боевая задача. Однако вскоре для Покрышкина занятия прервались: вызвали в Москву на дипломатический приём, который устраивал министр иностранных дел В.М. Молотов в честь Победы. 29 мая наш герой прилетел на Центральный аэродром, где его уже ожидала машина. И сразу в полевой форме Покрышкин попал «с корабля – на бал!». В зале царила торжественная обстановка. Было от чего растеряться. Женщины в декольтированных бальных платьях, увешанные драгоценностями. Мужчины в элегантных костюмах, а военные в парадной форме. Один только полковник Покрышкин в гимнастерке, галифе и сапогах, который тут же почувствовал на себе удивленные взгляды окружающих. Александр Иванович, увидев командующего ВВС Александра Александровича Новикова, протиснулся к нему, доложил о прибытии и сказал: – Товарищ главный маршал! Среди дипломатов и гостей я чувствую себя не очень ловко… – Не обращай внимания! Сейчас, как только откроются двери в другой зал, все поспешат к столам.
Так оно и произошло. Почувствовав благожелательное отношение А. Новикова к себе, Покрышкин не упустил шанс и попросил у него разрешения слетать на неделю в Новосибирск, до прибытия в Москву сводного парадного батальона фронта. Получив согласие, на следующий день, не предупреждая родных, вылетел в родной город. Радостные дни в семье, встречи с друзьями детства летели незаметно. По предложению парторга авиазавода Шибаева выехали на пчельник в тайгу. На легкой коляске ехали лесными дорогами не спеша, мимо цветущих боярышника и черемухи, через сосновые боры и березовые рощи. Поляны радовали ковром трав. Все напомнило Покрышкину его детство. Еще школьником, со своим сверстником Сашей Мочаловым, набрав в узелки пирогов с калиной и черемухой, шанег с творогом, вскакивали на подножки вагонов проходящих на восток поездов и уезжали в тайгу. Бродили по лесам, ловили в таежных речушках рыбу и пекли ее на костре, ночевали в шалашах из веток. Но вот лес расступился, и путники выехали на обширную поляну, усеянную цветами. По краям её стояли десятки ульев. У крыльца нас радушно встретил крепкий, средних лет пчеловод. Это был Константин Константинович Бессонов. Вдали стояла его супруга. Разместили в комнате идеальной чистоты, с хорошо пригнанными брусчатыми стенами, источающими сосновый аромат. Первым делом – парная русская баня, с березовыми вениками. После неё с блаженством выпили вкусной медовухи. Это был волшебный отдых. Два дня прогулок по девственному лесу. Вдыхали аромат цветущих деревьев и трав, слушали пение птиц и жужжание пчел. Казалось, что находимся в какой-то сказке.
Уходила накипь с души после страшных лет войны, увиденного непомерного человеческого горя. Подошло время грустного расставания с матерью, Марией и маленькой дочкой. Однако надо было лететь в Москву. Там продолжились усиленные тренировки к параду. И вот 24 июня, Красная площадь, громкая музыка, знамёна, транспаранты, портреты руководителей партии и правительства на стенах древнего Кремля и на здании ГУМа, переливчатый звон кремлёвских курантов захватили всех величавой торжественностью. Несмотря на моросящий дождь, промочивший насквозь мундиры, настроение у участников Парада было радостным, переполняло чувство гордости. Колонна 1-го Украинского фронта была построена напротив Мавзолея, на мраморе которого начертано имя – Ленин. На трибуну поднимаются руководители партии и правительства во главе с Верховным Главнокомандующим Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Заслуженные полководцы Маршалы Советского Союза Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский объехали парадные колонны и поздравили участников парада с Победой. Затем начался торжественный марш. Покрышкину было доверено нести знамя 1-го Украинского фронта. Как только прошли Мавзолей, он передал его специально выделенному офицеру-сменщику, а сам вышел на трибуну для командного состава. Теперь уже со стороны смотрел на парад. Чёткие удары шагов, музыка оркестра сливались со звоном орденов и медалей, украшавших проходивших в строю участников парада. Это было впечатляющее зрелище. В заключение парада более двухсот солдат бросили к подножию Мавзолея знамена и стяги разбитых фашистских армий и соединений. Под ними рвались гитлеровцы на нашу землю, убивали и грабили, жгли и разрушали.
А теперь их знамена повержены на землю, как разбита и повержена вся неисчислимая когда-то гитлеровская орда. Парад победителей закончился. Покрышкину с трудом удалось пробраться в гостиницу «Москва» через толпы москвичей. Вечером состоялся большой и торжественный приём в Кремле в честь участников парада. Уже ночью лётчики авиадивизии собрались в номере своего комдива. Разве можно было спать в такое время! До утра делились впечатлениями о событиях дня, намечали планы по жизни. Все сошлись на одном. Война в Европе кончилась, но мировые кап. державы остались. В этой связи все решили идти учиться в военную академию, чтобы стать высокообразованными командирами. Александр Иванович окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генштаба ВС СССР им. К.Е. Ворошилова, стал кандидатом военных наук. В послевоенные годы, занимал высшие командные должности в ВВС и войсках ПВО. Внёс большой вклад в развитие авиации противовоздушной обороны. С 1972-го по 1981 год Александр Покрышкин был председателем ЦК ДОСААФ СССР (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), многое сделал по совершенствованию оборонно-массовой и военно-патриотической работы, подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил. "Мы никогда не забудем, - говорил Александр Иванович, - что именно с лётных полей оборонного общества делали первые шаги в просторы Пятого океана". Маршал авиации, депутат Верховного Совета СССР с 1979 по 1984 год, он вошёл в историю нашей Родины как народный герой № 1 двадцатого века. Легендарный лётчик, коммунист А.И. Покрышкин очень любил Кубань.
Здесь он познал прелесть воздушного полёта, считал её своей второй родиной. Краснодар избрал его своим почётным гражданином и почётным членом краевой ассоциации Героев и полных кавалеров ордена Славы. Умер Александр Иванович 13 ноября 1985 г. и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его помнят на Кубани. Среди учащейся молодёжи развито покрышкинское движение, способствующее воспитанию у ребят патриотизма и гражданственности. В краснодарской средней школе № 27 создан музей, посвящённый боевым делам и подвигам Покрышкина и его однополчан. Интересный материал о жизни и учёбе Александра Ивановича собран и выделен отдельной экспозицией в Краснодарском аэроклубе РОСТО. Как почётному гражданину Краснодара, национальному герою Кубани, ему воздвигнут памятник в сквере на ул. Постовой. Одной из красивейших улиц в Прикубанском округе города присвоено имя А.И. Покрышкина. В ст-це Новотитаровской Динского района есть памятная аллея Победы имени Александра Покрышкина. Весной 1943 г. его авиаполк дислоцировался в станице. Затем был перебазирован в Поповическую, ныне Калининскую. В ней также имеется музей прославленного лётчика-истребителя. Здесь майор Покрышкин уже командовал 16-й гв. ИАП и до сих пор сохранилась даже взлётная полоса (её, как и музей, автор видел лично несколько лет назад). На здании, где размещался штаб, установлена мемориальная доска, новой улице присвоено имя Александра Ивановича. Разностороннюю историко-патриотическую работу среди населения района проводит директор музея Н. Толоконникова. Частыми гостями музея являются юные покрышкинцы в голубовато-зелёных галстуках.
О подвигах лётчиков полка с ребятами делятся воспоминаниями бывшая санитарка батальона аэродромного обслуживания Е.А. Кузьменкова и бывшая повар полка М.А. Якунина. Приезжали в станицу Калининскую жена героя-лётчика Мария Кузьминична и сын Александр Покрышкин. Они передали в дар музею многие личные вещи Маршала авиации, государственного и политического деятеля международного масштаба.
Примечание:
1. ЦАМО. Ф. 371. Оп. 6394. Д. 21, л. 263.
2. ЦАМО. Ф. 20076. Оп. 1. Д. 32, л. 259, 267–268.
3. ЦАМО. Ф. 371 (18А). Оп. 6394. Д. 54, л. 7.
2019 - 2021 гг.
Свидетельство о публикации №220120201583