ОСЁЛ

  "Витя, ты понимаешь, что этот приказ отдавал дебил?" - Катя смотрела мастеру прямо в глаза, сжимая в ладони пластмассовую детскую игрушку - серого ослика размером приблизительно 15 на 10 сантиметров.
 Токарь 6-го разряда Виктор Белоусов, лучший токарь завода, умница,находивший иногда ошибки в Катиных чертежах, не отводил грустного взгляда от Катиного - гневного.
 "Что делать, Катюха? С этой "перекройкой" поснимали нормальных людей с производства, а этого дурня поставили начальником цеха. Говорят он откуда-то из областной партийной номенклатуры".
 "Да будь он хоть из Верховного Совета! Он идиот! Я этого так не оставлю." - Катя резко развернулась и зашагала в приёмную к начальнику цеха.
 Оказалось, что к начальнику теперь следует записываться, о чём сообщила ленивым голосом томная секретарша. Катя записалась.
 После обеда явилась на приём.
 "Борис Иванович, объясните пожалуйста, с какой целью вы передали нам в отдел этого осла?"
 Борис Иванович, невысокого роста мужчина лет пятидесяти, с заплывшими глазками, обрюзгшим лицом и пивным животиком, поджав губы изобразил нечтовроде праведного возмущения на, почти утратившей мимические способности, пропитой физиономии:
 "Чего-й то я должен тебе докладывать? Ты кто такая? Дали тебе образец - черти чертёж, чтобы токарь выточил пресс-форму. Иди работай! Ходят тут..." - начальник цеха достал платочек в клеточку и принялся прикладывать его к седой голове.
 Катя и не думала уходить.
 " Борис Иванович! Вы понимаете, что это художественная работа? Изначально заготовку из гипса или алебастра или глины делает художник. ХУ-ДОЖ-НИК! Потом по художественной заготовке делается пресс-форма из материала, подходящего матералу отливки - пластмассе, резине, стеклу, металлу.Потом в эту пресс-форму ОТЛИВАЮТ изделие. Это сложная художественная геометрия. Ни один инженер не сделает по ней чертежи. Ни один токарь не выточит по ней прессформу. Только слепок по образцу!" - в наступившей паузе Катя ждала момента, когда до высокого начальника дойдёт смысл того что она сказала.
 Он пыхтел минут пять.
Потом поднял на Катю выцветшие глазки.
"Не путай меня. Сейчас 1990-й, перестройка, разрешена коммерческая деятельность. Мы подписали договор с областной администрацией на изготовление таких резиновых осликов для детских садов и магазинов. Так что дали - делай.Проявляй, так сказать, свои "инженерные особенности", хе-хе.. А будешь так разговаривать - уволю к чёртовой матери".- начальник расслабленно откинулся на спинку большого кожаного кресла, которого до его назначения в этом кабинете не наблюдалось.
"Увольняйте".- Катя со стуком поставила осла начальнику на стол.
"Мои "инженерные особенности" с маразмом не сочетаются. А ,кстати, цех резинотехники в основном использует техническую резину для втулок, прокладок и прочих деталей для судов и автомобилей. А это - детская игрушка. Нужна специальная. безопасная резина. Если что - штрафы будет завод платить."
Катерина вышла из кабинета и, совершенно безо всякого почтения громко хлопнула дверью.
 Эта история случилась в "лихие девяностые", когда государственным предприятиям разрешено было осуществлять коммерческую деятельность.
Завод еще был жив.
Единственный в крае судостроительный завод, производивший научно- исследовательские суда, которые государство продавало  по всему миру.
 Катя пришла на завод из другой области - самолётостроения - и её взяли в проектное бюро, где профильными чертежами занимались судостроители - профессионалы, а оснасткой ( прессы, пресс-формы)- Катин отдел.
Народ в отделе был добрый, весёлый, начальник - тихий спокойный человек, терпеливо воспринимающий все характеры и темпераменты, умевший "наводить мосты" между конфликтующими сторонами.
 Однажды разгорелся нешуточный конфликт между женским составом отдела и некой туманной личностью - коллегой невысокого роста, чернявым молодым человеком лет тридцати, крепкого телосложения, "женатиком" с двумя детьми.
" Юрик - мутный какой-то" - охарактеризовали коллеги Кате товарища по работе после более тесного знакомства новой сотрудницы с женщинами отдела за чашкой чая в подсобке.
"Мутный" занимался какими-то странными делами.
За кульманом не сидел.
Работал в углу за дальним столом, заполняя какие-то странные журналы по распоряжению начальника отдела.
С коллегами практически не общался, отсиживал своё и "дул до дому".
Семья была "странненькой"- ходили сплетни, что "мутный" уходя с женой из дома , привязывал детей к батарее отопления длинной верёвкой, чтобы не смогли убежать. "Странненькой" была и его жена. Походившая на старушку, с зачёсанными и собранными в узелок волосами, молодая женщина в длинной тёмной юбке и невзрачной серой кофточке, которую носила не меняя.
 Когда заводу разрешили коммерческую деятельность, всем женщинам отдела были заказаны чертежи на прессы и пресс-формы под резинотехнику для отечественных автомобилей - "Волга", "Жигули", "Москвич". Эти детальки были в большом дефиците, которые планировали делать в цехе резинового литья.
 Для ускорения процесса производства чертежей, начальник отдела отправил Катю в заводской архив на три дня, дабы она отыскала подходящие аналоги в работах старых инженеров, уже давно ушедших на пенсию, а то и давно умерших.
 И Катя с головой ушла в чертежи других инженеров, мужчин и женщин, когда-то трудившихся на этом заводе.
 Люди..люди.. Какие люди! Какие  интересные идеи!
Как же так? Это же Клондайк! Золотой фонд предприятия. А если всё это внедрить? А представляете сколько в России производственных предприятий и заводских архивов где каждый второй инженер талантливый изобретатель?
Почему, ну почему не внедряют??? Как бы мы жили...
Катя так увлеклась архивными сокровищами, что начальник отдела чуть не силой вернул её на рабочее место, пряча глаза и пожимая плечами в ответ на прямые вопросы.
  За три месяца Катерина изготовила 25 комплектов чертежей на пресс-формы для производства запчастей для автомобилей "Волга", "Москвич" и "Жигули".
Чертежи в то время относили на копирование в отдел светокопии.
Примерно через недельку оттуда раздался звонок.
Звонили знакомые копировщицы:
" Кать, мы не поняли, почему твои чертежи идут с другой маркировкой и другим угловым штампом? Спустись - посмотри."
Дело в том, что Катин чертёжный почерк, равно как и почерки других инженеров невозможно было перепутать. Как правило каждый инженер имеет свой неповторимый чертёжный почерк и стиль.
 Короче говоря, в светокопии выяснилось, что Катины чертежи и чертежи её коллег, предназначенные для изготовления товаров народного потребления, были аккуратно скопированы, "заштампованы" под другими маркировками. И этим человеком оказался Юрик "мутный".
 Оказалось, что копии чертежей он продавал какому-то кооперативу, получал за них немалую мзду, и даже купил своей "странненькой" - подумать только! - целых две шубы. И собирался в ближайшем будущем приобретать автомобиль.
 После объяснения "мутному" того, что сие деяние есть хищение интеллектуальной собственности ПРЕДПРИЯТИЯ! и на заводе всё еще работает первый отдел и мало ему за кражу не покажется, Юрик притащился в подсобку ко времени чаепития с коробкой "Птичьего молока" и заявил, что всё признаёт, но "не надо делать мне нервы".
"Да пошел ты!" - прозвучал дружный ответ в три голоса.
Юрик смылся.
На следующий день как ни в чем не бывало заявился на работу, забравшись в свой уголок.
 Был там ещё начальник над начальником отдела - не менее скользкий чем Юрик.
Он вызвал всех женщин к себе "на ковер", посетовал, мол "шубам Юркиной жены позавидовали, ну так и быть, подкину вам подработочку". И выставил женщин за дверь.
 В доперестроечное время прохиндеев было особо не видно, зато потом они повылезали как тараканы из всех щелей и позанимали ответственные посты, начиная с государственных предприятий и заканчивая государственными органами власти.
Честные люди оказались не в чести.
"Тараканы" судили по себе и на возмущение "честных" отвечали, что мол "любого можно купить, была бы цена предложена". И усердно принялись разваливать в погоне за длинным рублем всё что годами создавалось обществом.
 Когда стало ясно что "мутному" ничего не будет, скорее даже наоборот, потому как он с кем- то из вышестоящих "в доле".
 Да ещё Николай Иванович, бывший фронтовик, добрый честный дядька сказал Кате: "Не лезь в это девочка. Это мужские игры. Побереги себя или сожрут" - Катя взорвалась.
"Как не лезь, Николай Иванович? Почему я должна работать не на благо общества а на карман какой-то тупой сволочи? Никогда с этим не смирюсь."
"Мутному" сказала чтобы обходил её за три километра.
Пришла домой в траурном настроении, с чувством гибели всего хорошего.
К вечеру у Кати поднялась температура до сорока градусов, открылась сильная рвота. Организм отторгал "перекройку" как яд, пытаясь вернуть себе первоначальную чистоту.
 Катина мать вызвала скорую.
Врач скорой помощи - пожилой худощавый седой мужчина долго не мог поставить диагноз. Катя разговаривать не хотела, лежала ничком. Доктор вдруг внезапно спросил: "А у вас ничего не случилось?"
"Да!" - с жаром вскинулась Катя и рассказала врачу как на духу всю историю.
"Вы понимаете, его даже не наказали. Каждый день видеть эту презренную физиономию.."
 Мудрый доктор прописал успокоительные и посоветовал научиться владению собой. "Поверьте со временем всё изменится и каждый получит то что заслужил".
 Женщины отдела получили сверхурочную подработку - исправление и обновление старых чертежей - нудную и никчёмную работу, на которую ушло три месяца. Женский состав отдела теперь вынужден был засиживаться до 20-00 на работе, тихо плевался и матерился.
 Работу сделали. Получили по двести рублей. Оклады в то время были у всех рублей по двести сорок- двести пятьдесят. И не рады уже были - устали от сверхурочной. От дальнейшей подработки отказались.
 А тут ещё этот осёл!
Катин руководитель "чтобы Катюха дров не наломала" пошёл к начальнику цеха сам. Осла забрали.
Забрали, адекватно восприняв только угрозу выплаты штрафа за применение технической резины в производстве детской игрушки.


Рецензии