Буренков Владимир Алексеевич

«Дорога жизни» длиной в 95 лет

Буренков Владимир Алексеевич

1925 г.р.

Когда началась Великая Отечественная война, 15-летний Владимир Буренков учился в ремесленном училище Ленинграда.

- Если честно признаться, мне было 15 лет и родился я в 1926 году, вспоминает ветеран войны Владимир Алексеевич Буренков. – Это потом я специально приписал себе год, исправив дату на 1925 год. Так многие делали, чтобы попасть на фронт.

О том, что началась Великая Отечественная война, Владимир узнал на трамвайной остановке города. В 1941 году он учился в ремесленном училище. Каждое воскресенье за ним в училище приезжала родная тетка и увозила к себе домой побаловать чем-нибудь вкусным, домашним. 22 июня – очередное семейное воскресенье. Только подошли на Площадь труда, увидели, что народ толпится у репродуктора. Остановились послушать. Слово «война» словно огнем обожгло. Тетя расплакалась. Я сказал, что никуда не поеду, надо возвращаться в училище.

- Сложно было. Вспоминать страшно, рассказывать страшно, - нахмурился Владимир Алексеевич. - До того дожили, что люди совсем обессилили - с голоду умирали. Когда появилась Дорога жизни, немного воспряли духом: начали поступать продукты. Конечно, их не хватало, конечно, было очень голодно, но мы верили, что весь ужас блокады скоро закончится, верили в победу.

- А потом эвакуировали ремесленное училище, - продолжает Владимир Алексеевич. - Нас перевезли через Ладогу – Дорогу жизни. Помню, привезли на Финский вокзал, оттуда пошли ночью на берег Ладоги, погрузились все на машины и поехали. А ведь нам тогда повезло – нас не бомбили. Едем, а по всей дороге - флажки. Это были указатели опасных мест, как предупреждение, чтобы обязательно объезжали. Там во время бомбежек машины ушли под лед. И так - по всей дороге. Обязательно дополнительно по всей трассе стояли дежурные в маскхалатах и с флажками. Были сильные

морозы, но люди не бросали свой пост – все понимали, что от них зависят жизни тех, кого эвакуируют по Дороге жизни.

Приехали студенты Ленинградского ремесленного училища на материк - в Свердловскую область. Лозунги «Все для фронта, все для победы» были вывешены над проходными заводов, фабрик, которые срочно перепрофилировались под выпуск продукции, необходимой на военные нужды. Владимир Буренков устроился работать на пороховой завод. Знал, что и его труд был необходим Родине.

- Оттуда, с порохового завода, когда мне исполнилось 19 лет, ушел в армию, - рассказывает Владимир Алексеевич. - Привезли нас в город Горький. Там я шесть месяцев учился на радиста. Война продолжалась, и после обучения нашу бригаду отвезли в дивизию, где всех распределяли по фронтам. Так я оказался на передовой под Ковелем. Связист. Радист. Это был 1944 год.

То ли молод еще был Владимир Буренков, то ли так строго берегли жизнь связиста, но на передовую, под прямую наводку пушек, командиры его не пускали. Если только отремонтировать поврежденную взрывом связь, или срочно отремонтировать аппарат.

Порывы линии были частыми. Немец бил беспрерывно, связь с командованием должна быть постоянной. Конечно было страшно. Никто не хочет умирать, но за спиной - Родина. Немцы устанавливали заградительные отряды из минометов. Советские солдаты шли на минометы, не щадя жизни.

- Погнав немцев из Ковеля, стояли в Польше, - продолжает Владимир Алексеевич. – На реке Висла была линия обороны. Один раз и я ходил в разведку боем. Приказ был один для всех – захватить языка, узнать расположение артиллерийской вражеской батареи, выявить все огневые точки противника. В этой разведке получил ранение. Чувствую, что-то тяжелое ударило по руке, потекла кровь. Меня отправили в санбат, а оттуда в госпиталь в Пинск Брестской области. Там за месяц меня вылечили. Рука начала работать, - показывает ветеран левую руку.

После госпиталя группа солдат, в которую входил Владимир Буренков, приехала в Польшу, ближе к фронту. Расположение находилось в лесу, подальше от глаз противника. В один из дней там объявили набор курсантов в пехотное училище для тех, кто уже был на фронте. С опытными солдатами было легче найти общий язык, ведь времени на обучение оставалось мало – необходима была подмога основной армии гнать фашистов на Берлин. Так Владимир Буренков попал в Ярославль, в пехотное училище.

- Новый 1945 год встречали в Ярославле. Полным ходом шло обучение. До Победы оставалось четыре месяца, - улыбается 95-летний ветеран войны.

- Хорошее дело задумало Министерство информации ДНР - «Капсулу времени», в которой собраны письма-треугольники, напоминающие письма с фронта во время войны, - говорит Владимир Алексеевич. – Наши пожелания, пожелания ветеранов Великой Отечественной войны, которые мы написали в письмах, должны переходить из поколения в поколение, и должны быть прочитанными через много лет. Я желаю будущим поколениям, чтобы никогда не повторилась кровопролитная война, и чтобы обязательно любили свою Родину. Ведь когда любишь свою Отчизну, значит, все любишь: жизнь, работу, людей. Чтите подвиг защитников, погибших во время Великой Отечественной войны и почитайте тех, кто остался жив.


Автор текста Ирина Горбань

Проект отдела реализации соцпроектов Мининфо ДНР "Капсула времени"


Рецензии