За кулисами Мастера и Маргариты часть 7

 Действия главы, в которой Иван встречается с Мастером, написавшим роман о Понтии Пилате происходят как буд-то бы на яву. Тут, и клиника та-же, и решётка на балконе, и незнакомец… вполне себе приличный человек, и самое главное – совсем не похож на умалишёного. Разговаривает спокойно и внятно. Слушая его, возбуждённый Иван несколько успокаивается. Незнакомец представляется Мастером( без имени) и по сути приводит Ивана в уравновешенные чувства, рассказывая ему о нём- же, как о себе. Вспомним, что псевдоним Ивана – Бездомный, и Мастер подтверждает ему его псевдоним словами:

«– Нет, – твердо ответил гость, – я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.»

Думаете просто совпадение? Булгаков не одного слова не сказал просто так. Встреча происходила в поле сновидения, где ум обретает формы всех встречаемых героев и раскрывается как цветок лотоса на болоте невежества. Именно через сновидение Иван узнаёт, что написал гениальный роман, но он пока не узнаёт себя и в этом отражается его болезнь. Ивана лечат собственные сновидения через благие встречи с более высоким( очищенным от предрассудков) сознанием в тонких телах иного параллельного мира. Мастер в сновидении выступает его внутренним учителем и разъясняет больному Ивану его ошибки и верный Путь из заблуждения…

На этом месте стоит немного отвлечься от текста Булгакова и попробовать разобраться с понятием Сознания или Ума. Обычно люди привыкли считать Ум производной мозга, то есть – физического тела. Из этого невежественного постулата получается, что если нет тела, или мозга, то нет и ума – это чисто материалистическое представление и оно ничего общего не имеет с реальной Природой Ума. Булгаков, в своём романе пытается наглядно показать людям их заблуждения. От этого роман выглядит несколько сказочно и нереально. А Булгаков пытается показать, что первичен УМ, а не тело, что именно ум захватывает и формирует тело, а не наоборот; именно УМ является тем магнитным стержнем, на котором формируется форма и отпечаток ума на теле всегда виден через выражение лица.

А, теперь стоит задуматься: Имеем ли мы всю жизнь одну и ту-же внешность?, Или, ещё интересней вопрос: Имеем ли мы, в своих сновидениях, всегда, ту-же самую внешность, что и в бодрственном состоянии? Ум способен и  создавать  органы чувств, и чувствовать ими, и создавать новые образы согласно своему чувствованию. И всё это наблюдать через свои видения. Когда ум погружается в более плотную среду(тело), то его видения и чувствования более грубые и запутанные, когда ум фиксируется в тонких телах( сновидения), то его образы могут быть как более утончённые, так и более примитивные относительно грубого тела. Таким образом ум проявляет свою помрачённость  или  зрелость. 
Итак, стоит проследить, как описывал своих героев Булгаков и почему у читателя не возникает сомнения в том , что один и тот же человеко-ум может быть описан по-разному.

Иван :« – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.» -- Описание достаточно небрежного человека, подверженного влиянию окружения. Сам Иван привык к такому собственному образу. Псевдоним – Бездомный говорит о неприкаянности ума Ивана, о том что ум Ивана потерял жизненную опору.
Мастер- же – Иван преображённый пришедший с Балкона – что несомненно указывает на повышение статуса и обретение опоры на «балконе» , то есть в более тонком, ментальном мире.

Мастер: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.»

Воланд – это уже тот запредельный разуму Ивана УМ, который пока ещё не сформировался в прочный образ для Ивана и является для него пугающим.

Воланд: «Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.
Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.
Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

…А для Ивана- Мастера – Он уже желанен, но его присутствие неуловимо:

«Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я! Хоть все и перегорело и угли затянулись пеплом, все же, клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»

Итак, Иван, столкнувшись с темой, запредельной для его сознания, невольно вызвал в свой мир сознание Воланда, которое захватило сразу несколько тел для своего частичного проявления в каждом из них. А, так как более реальным является именно сознание, а не тело, то для каждого частного случая оно проявлялось то в одном, то в другом человеке, ведя его действия согласно собственной частоте. Подобное мы можем наблюдать в своей жизни в самом примитивном примере: садясь за руль автомобиля, мы уже мало ощущаем своё тело, а больше чувствуем телом ведомой машины, ощущая, как свои, её габариты и скорость передвижения.
(продолжение следует…)


Рецензии