Борьба за Волгу и проекты перехода её у Саратова

БОРЬБА ЗА ВОЛГУ И ПРОЕКТЫ "ПЕРЕХОДА" ЕЁ У САРАТОВА

Давно известно, что жители Саратова и Энгельса, при всех своих  городских бытовых проблемах, отводят порывы своей душу  на нашей матушке Волге.
Именно она является той яркой и драгоценной жемчужиной, которая так украшает наши два города.

И мы уже в основном привыкли к трём своим мостам через Волгу, которые связывают два её берега и  наши города.

При этом надо заметить, что на всём протяжении великой русской реки (я не беру в расчёт её верховья и свой родной город Тверь) нет других городов с таким количеством мостов и иных  переходов через неё, в пределах городской черты !

И будем помнить, что Саратов расположен не в верховьях реки, а в Нижнем Поволжье, где Волга уже приняла все свои главные притоки, имеет несравненно более широкое русло и выработала себе огромную долину !

А ведь ещё век с небольшим назад была совсем другая проблема - стремительного "отхода" Волги от Саратова и местная общественность, различные специалисты и власти разных уровней ломали свои головы при её обсуждении и над её решением.

Я посвятил изучению истории этой проблемы много времени и сил и опубликовал в разных группах Фейсбука немало статей и карт, привёл вам массу фактов  и событий, которые касаются хода развития русла Волги в районе Саратова в конце 19-го - начале 20-го веков.

Однако, практически каждый новый день приносит  новые открытия и даёт новые находки в её освещении.

Причём, я не зря затронул имеющиеся сейчас мосты у наших городов.
 
Они, как мне кажется, также явились прямым следствием тех исторических событий и передряг, так как их возникновение между двумя берегами Волги именно в районе Саратова стало неким ответом на детальное и скрупулёзное многолетнее изучение и обследование реки и всякие  выправительные и иные трудо-затратные работы с её руслом.

Сегодня я хочу познакомить вас с публикацией инженера Б.П.Белоцерковец  "Материалы по вопросу о  переходе железной дорогой р. Волги у г. Саратова. В связи с  регуляционными работами между Пристанным и Увеком", Москва, 1923 г.
 
К этой работе есть прямой интернет-доступ и вы можете внимательно прочесть и подробно изучить все приводимые в этом издании материалы и приложения - http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/1148.pdf

Меня в ней заинтересовало несколько моментов.

Во-первых, подробно описана история вопроса о переходе реки Волги в данном месте. 

Во-вторых, приведены пусть первые, но любопытные данные относительно геологического характера местности.

В третьих, в главе "Условия судоходства у г. Саратова в связи с железно-дорожным переходом р. Волги" подробно изложена история изменений русла р. Волги на данном участке, начиная с 1787 года и по первые годы 20-го века и даны разные точки зрения совершенно разных инженеров, проектирующих переходы Волги в данном месте, на причины и факторы влияющие на развития русла реки и вызвавших  затем такие разные последствия.

В четвёртых, приведены общие соображения автора о  переходе  р.  Волги в этом районе, где он напрямую указывает,  что  вопрос  о  Саратовском  мосте  и  главное, связанном  с  этим  регулированием  реки,  для  Саратова  становится  критическим.

В пятых, автор подробно рассматривает все предложенные варианты (трансбордер, однопутный тоннельный переход и разные мосты) этих переходов через Волгу от Пристанного до Увека.

Очень интересны и рассуждения и мысли автора о Саратовском узле и сравнительной оценке разных вариантов.

К тексту приложены масса таблиц и подробная карта этого района Волги, на которой получили  отражение все описанные ж/д ходы и варианты мостовых и иных переходов.

Я думаю, что многие жители саратовского региона, да и отдельные любители и научные работники из России, с большим вниманием и интересом познакомятся и изучат это издание столетней давности и отдадут должное почтение нашим российским инженерам и специалистам того времени.

Игорь Пролеткин


Рецензии