Борьба за Волгу и проекты перехода её у Саратова
Давно известно, что жители Саратова и Энгельса, при всех своих городских бытовых проблемах, отводят порывы своей душу на нашей матушке Волге.
Именно она является той яркой и драгоценной жемчужиной, которая так украшает наши два города.
И мы уже в основном привыкли к трём своим мостам через Волгу, которые связывают два её берега и наши города.
При этом надо заметить, что на всём протяжении великой русской реки (я не беру в расчёт её верховья и свой родной город Тверь) нет других городов с таким количеством мостов и иных переходов через неё, в пределах городской черты !
И будем помнить, что Саратов расположен не в верховьях реки, а в Нижнем Поволжье, где Волга уже приняла все свои главные притоки, имеет несравненно более широкое русло и выработала себе огромную долину !
А ведь ещё век с небольшим назад была совсем другая проблема - стремительного "отхода" Волги от Саратова и местная общественность, различные специалисты и власти разных уровней ломали свои головы при её обсуждении и над её решением.
Я посвятил изучению истории этой проблемы много времени и сил и опубликовал в разных группах Фейсбука немало статей и карт, привёл вам массу фактов и событий, которые касаются хода развития русла Волги в районе Саратова в конце 19-го - начале 20-го веков.
Однако, практически каждый новый день приносит новые открытия и даёт новые находки в её освещении.
Причём, я не зря затронул имеющиеся сейчас мосты у наших городов.
Они, как мне кажется, также явились прямым следствием тех исторических событий и передряг, так как их возникновение между двумя берегами Волги именно в районе Саратова стало неким ответом на детальное и скрупулёзное многолетнее изучение и обследование реки и всякие выправительные и иные трудо-затратные работы с её руслом.
Сегодня я хочу познакомить вас с публикацией инженера Б.П.Белоцерковец "Материалы по вопросу о переходе железной дорогой р. Волги у г. Саратова. В связи с регуляционными работами между Пристанным и Увеком", Москва, 1923 г.
К этой работе есть прямой интернет-доступ и вы можете внимательно прочесть и подробно изучить все приводимые в этом издании материалы и приложения - http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/1148.pdf
Меня в ней заинтересовало несколько моментов.
Во-первых, подробно описана история вопроса о переходе реки Волги в данном месте.
Во-вторых, приведены пусть первые, но любопытные данные относительно геологического характера местности.
В третьих, в главе "Условия судоходства у г. Саратова в связи с железно-дорожным переходом р. Волги" подробно изложена история изменений русла р. Волги на данном участке, начиная с 1787 года и по первые годы 20-го века и даны разные точки зрения совершенно разных инженеров, проектирующих переходы Волги в данном месте, на причины и факторы влияющие на развития русла реки и вызвавших затем такие разные последствия.
В четвёртых, приведены общие соображения автора о переходе р. Волги в этом районе, где он напрямую указывает, что вопрос о Саратовском мосте и главное, связанном с этим регулированием реки, для Саратова становится критическим.
В пятых, автор подробно рассматривает все предложенные варианты (трансбордер, однопутный тоннельный переход и разные мосты) этих переходов через Волгу от Пристанного до Увека.
Очень интересны и рассуждения и мысли автора о Саратовском узле и сравнительной оценке разных вариантов.
К тексту приложены масса таблиц и подробная карта этого района Волги, на которой получили отражение все описанные ж/д ходы и варианты мостовых и иных переходов.
Я думаю, что многие жители саратовского региона, да и отдельные любители и научные работники из России, с большим вниманием и интересом познакомятся и изучат это издание столетней давности и отдадут должное почтение нашим российским инженерам и специалистам того времени.
Игорь Пролеткин
Свидетельство о публикации №220120200532