Рецензия на Четырёхлистник Айдиняна С. А

Первое, что привлекает внимание, ещё до начала чтения, это название произведения -  "Четырёхлистник", суть которого становится ясной из оглавлений – повествование в этой книге идёт о четырёх замечательных людях нашей страны. Так думается изначально, но начав читать произведение, приходит осознание того, что героев значительно больше, это не только К.Д.Бальмонт, А.И.Цветаева, М.И.Цветаева и А.К.Виноградов, это ещё и многие те, кто были в их окружении, в общении с ними, это ещё и сам автор, который ведёт нас по всем страницам книги, причём ведёт очень тактично, ни разу ни одним словом, ни одним намёком не выпячивая своё я, постоянно помогая читателю глубже войти в атмосферу того времени, бытия, энергетики. Зачастую мы и не помним о присутствии автора, но время от времени он, вернее, его образ, всплывает, и каждое такое появление оставляет в душе след-ощущение общения с приятным добрым собеседником.
Через призму жизни А.И.Цветаевой, через общение с ней автор пристально вглядывается в ушедшие года и правдиво отображает жизнь в ту пору. Кратковременного знакомства с Анастасией Ивановной для столь правдивой передачи действительности было бы недостаточно. Девять лет совместной работы и общения, в течение которых автор не просто наблюдал, а изучал и даже жил жизнью А.И.Цветаевой, переживал как свои её трудности и радости, неудачи и свершения, дали хороший результат. Об этой книге можно сказать, что она не писалась целенаправленно от главы к главе, и не собиралась из случайных, накопившихся со временем очерков, опусов, рассказов, книга эта создавалась движением жизни и движением души автора. Мы видим непосредственное, заинтересованное, порою восторженное отображение автором действительности.
О всех четверых основных героях автор пишет с почтением, с большим уважением к их творчеству, их деятельности, их достижениям, но особая душевность проявляется в тексте, описывающем жизнь Анастасии Ивановны Цветаевой, человека, дожившего до почтенного возраста, и именно в этом возрасте встретившегося с автором. Ни одной строчкой автор не высмеивает увядание писателя Цветаевой А.И., он не сгущает литературные краски вокруг её физиологического естественного бессилия, напротив, автор всегда подчёркивает, причём очень естественно, её дееспособность, активность, хорошую память.
Благодаря С.А.Айданяну мы  узнали не просто портретные, а истинные лица К.Д.Бальмонта, сестёр Цветаевых, А.К.Виноградова, их нравственные устои, их духовные метания и вехи их судеб. Будучи сам героем произведения, автор оставляет себя за повествовательными кулисами, давая возможность читателю окунуться в атмосферу того времени и самим разобраться в описываемых психологических ситуациях, что придаёт произведению особый внутренний окрас.
Произведение «Четырёхлистник» можно назвать историческим. Имея публицистический и в то же время художественный характер, оно отличается ещё исторической правдивостью, в нём непредвзято, объективно изображается не только жизнь замечательных людей, но сама эпоха. Не смотря на то, что повествование в этой книге идёт о людях искусства, далёких от политической деятельности, и о событиях, не касающиеся напрямую политической и экономической ситуации в стране, колейдоскопическое сложение жизненно правдиво показанных автором картин нравов, бытовых ситуаций, психологической атмосферы,  поведенческих взаимоотношений героев вполне ясно даёт  читателю эти представления. Причём, автор не просто показывает нам прошлое через повествовательное окно, он впускает нас в атмосферу прошлого, давая возможность прочувствовать, ощутить описываемые события. Его повествование не плоскостное, оно ёмкое, чувственное. Это достигается тем, что автор сам умеет глубоко проникать в проблемы и характеры, сравнивать и сопоставлять, показывать жизнь в движении и развитии, в борьбе и преодолении.
Знакомясь с этим произведением, читатель будет увлечён не только представленными образами героев, но и увидит некоторые картины их быта, вниманию читателя предстанет целый ряд человеческих отношений, поведенческих структур людей того времени, духовных поисков их, терзаний, метаний.  Произведение это не только большой научный труд, облачённый в исторические рамки, но оно интересно ещё и своей художественной составляющей. Говоря о художественной  составляющей произведения, важно отметить автора, как большого мастера подтекста. С.А. Айдинян не даёт прямого текста, в котором высказывал бы  свои суждения о том или ином поступке героев, о том или ином их измышлении, о той или иной их деятельности, но мы ощущаем движение мыслей и чувств  автора и невольно поддаёмся им. Восторженность, уважение, почтение, которые больше всего высказываются автором в этом произведении, а также и неприятие, осуждение чего-то,  отображены не восклицаниями, не хвалебными строками, не строками порицания, а каждой строкой, каждым словом, каждой буквой, а вернее сказать, даже не строками и буквами, а между строк. Читатель чувствует отношение автора к героям и, поддаваясь незримому воздействию автора, сам преисполняется теми же чувствами.
Очевидно, что автор на всё – и на происходящее на его глазах, и на прошлое, узнаваемое им через рассказы А.И.Цветаевой, смотрел с большим уважением, не пытаясь разузнать что-то плохое, потому даже некие психологические шероховатости, возникающие на жизненных путях героев, показаны читателям через призму доброго авторского восприятия. Все случаи, достойные осуждения, усмешки, сочувствия, осмеивания или иных эмоций, автор изображает в доброй естественной манере, не оставляющей возможности читателю возбудить в себе то или иное негативное чувство, которое, возможно, даже уместно в соотношении к описанному. Под магическим воздействием автора все подобные чувства либо тут же гасятся, либо просто не возникают. Это редчайший дар автора.
При сегодняшнем общении с автором в сознание неодолимо вклиниваются картины, навеянные его «Четырёхлистником», но не разрушая картины настоящего, а дополняя и усиливая их. В настоящем мы видим автора – единственного живого героя книги, ныне взрослого мужчину, человека много знающего, умеющего, человека с именем, с репутацией, а в прошлом, то есть в книге, это молодой, почти юный человек, человек, которым, безусловно, когда-то гордилась Анастасия Ивановна, при том сознание не противится единению двух этих образов, потому что в нынешнем С.А. Айдиняне те же духовные качества, которые читатель наблюдает в теневом герое книги, литературном секретаре Цветаевой А.И. – это доброта и большое чувство такта.
  С.А.Айдинян сумел сохранить и передать нынешнему поколению и поколениям грядущим светлые образы людей, своей деятельностью, своим творчеством, своей жизнью, творившим эпоху.


Рецензии