Моя встреча с Берией

                По мотивам воспоминаний А. Корнеевой
В быстротечной нашей жизни бывало много встреч с интересными людьми, память о которых жива спустя годы. Общение с ними обогащало. А зачастую по рассказам их мы соприкасались с людьми, чьи имена и в то время, и сейчас  были покрыты  ореолом тайн и недоступности.
Хотя  пору моей юности, которой минуло уже почти полвека, все казалось ясным и понятным. Были официальные источники информации, рассказывающие о всех событиях строго выверенными текстами. А мы безоговорочно верили, не подвергая их сомнениям.
Но вся последующая жизнь иной раз открывала такие факты, что начинаешь вновь пропускать все через свой разум…
Я была еще совсем юной, только приехала в ставшую родной на всю жизнь Рязань. Устроилась на один из заводов электронной промышленности, которых было достаточно в развивающемся областном центре.
Город строился, была крепка еще связь промышленности с сельской глубинкой. И в советское годы практиковалось отправлять сотрудников то в колхоз, то на стройку для помощи. Это не было чем-то сверх естественным, воспринималось в порядке вещей. Направлялась в первую очередь молодежь. А молодежь в те времена приехала в город из села и была привычной к физическому труду и физически развита.
Так же и меня с первых дней трудовой деятельности отправили на стройку.
На стройке я попала под начало  непосредственно  начальника строительства. Это был уже немолодой мужчина, фронтовик,  по отечески  взявшим  надо мной шефство.
Николай Иванович посадил меня дежурить у рации и заниматься документацией. В свободное время мы играли с ним в шахматы, и попутно он рассказывал мне различные байки из своей богатой событиями жизни.
Надо сказать , что  он был интересным рассказчиком.
 Совсем молодым он прошел по дорогам Великой Отечественной, рассказы о которой в его исполнении были очень интересны и меня всегда привлекали.
Особенно отложилась в памяти и вспомнилась сейчас история о создании атомной бомбы, что называется из первых уст.
По образованию Николай Иванович был строителем и прямо из армии после войны его перебросили на строительство центра, где  проводились работы по созданию атомной бомбы.
 Он вспоминал, что его и еще группу завербованных прямо с фронта строителей никто не предупредил и не объяснил куда везут и зачем.
Они приняли свое новое назначение как фронтовую задачу и лишних вопросов не задавали. Да и время было строгое.
На конечный объект везли их в автобусе с закрытыми темными шторками.
В голову лезли самые нехорошие мысли. Наконец высадили в лесу. Заставили подписать бумаги о неразглашении гостайны и поставили задачи по строительству. Чуть позже появились ученые и Лаврентий Павлович Берия.
Рассказчик мой отзывался очень высоко как о самом Берии, так и о методах его работы. Всегда очень уважительно, спустя много лет поражался его работоспособности и тому как ему удавалось все контролировать. Спрашивал со всех строго, но и себя не щадил. Берия всем внушал то, что если есть какие-то вопросы, то можно обращаться к нему в любое время суток.
И действительно, все поражались тому, что когда бы ему не позвонили, ночью ли, либо  под утро, буквально после первого гудка в телефонной трубке раздавалось:
"Берия слушает….
Было такое впечатление , что он вообще не спит.
По оценке Николая Ивановича заслуги Берии в создании ядерного объекта трудно переоценить.
По рассказам Николая Ивановича материально-техническое снабжение объекта было организовано на высшем уровне.
В трудное и голодное послевоенное время у них было все, разве не было  только птичьего молока. Такого изобилия пищи и вина он не видел никогда ни до войны ни после.
 На засекреченный объект с концертами приезжали самые известные артисты
Когда начались научные испытания, для строителей тоже начались нелегкие времена. Проживали строители  в не объекта строительства, на смену и со смены возили на автобусе. После смены со страхом  все проходили ворота с датчиками измерения радиации. В случае превышения дозы датчик начинал пищать, работника разворачивали назад, приходилось стоять под душем больше часа, чтобы смыть с себя лишние излучение и опять на контроль.

С точки зрения «жареного» и пикантного, поведал рассказчик и о специфических  объектах.
Это были туалеты, расположенные  буквально на каждом шагу, через каждые пятьдесят метров. Вызвано это якобы было какой-то особенностью  Лаврентия Павловича. Вроде как было недержание мочи и он был вынужден часто пользовался туалетом. Но это была версия рассказчика...
 Вспоминал рассказчик и Курчатова. Но  отзывался о нем довольно сухо. Говорил, что характер у него был тяжелый, педантичный. Да и общался он с ним мало. Видимо цели у него были совершенно другие, чисто научные…
                *  *  *
Прошли годы со дня казни Берии…
Не развеяны те сплетни, что десятилетиями распространялись вокруг имени Берии.
А я, услышав в далекой юности совершенно противоположную точку зрении из уст человека, практически рядового строителя, наблюдавшего Лаврентия не через бинокль на расстоянии, а работавшего с ним, думаю…
Так где же правда?
И есть ли она?


Рецензии
Правда, конечно, есть.
Только как её теперь извлечь?

Варакушка 5   28.02.2021 05:19     Заявить о нарушении
Может быть вот по таким штрихам памяти народной...
Спасибо за визит.

Михаил Полев   04.03.2021 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.