Данте. Персонажи. Мятежный новарец
" Ты что, из монастыря миноритов? Я спрашиваю:
ты верно встречался с так называемыми апостолами?"
Сальватор побледнел."
Умберто Эко. "Имя розы".
Имя мятежного фра Дольчино Данте вплёл в канву своей "Комедии" по свежим сле-
дам событий. Он поместил его в круг сеящих раздор:
" И все, кто здесь, и рядом, и вдали,-
виновны были в распрях и раздорах
среди живых и вот их рассекли."
Данте, "Ад", песнь 28, пер. М.Л.Лозинского
Через много столетий эхом это имя звучит в устах героев знаменитого романа -
бестселлера Умберто Эко "Имя Розы" - келаря Ремигия и его помощника Сальватора.
Эко сделал их дольчинианцами, укрывшимися в бенедиктинском монастыре.
В тринадцатом, начале четырнадцатого века в Северной Италии и Южной Франции
возникали и быстро распространялись среди населения различные религиозные движе-
ния, часто в открытую противопоставлявшие себя католической церкви: катары, иоан-
ниты, францисканцы-спиритуалы, "апостольские братья".
Они проповедовали возвращение к первоначальному христианству, основанному на
бедности, воздержании, непризнании клерикальной власти.
Движение "апостоликов" возникло в Парме в 1260 году, его идейным вдохновителем
был Герардо Сегарелли. Поначалу его проповеди не встречали никаких препятствий.
Да и трудно было найти обвинения для тех, кто провозглашал единственным моральным
авторитетом Евангелия.
Но скоро их стиль жизни, старавшийся подражать первым францисканцам, жившим в
абсолютной бедности, и отрицание любой церковной иерархии, нашедшие большой от-
клик среди городской бедноты и крестьянства, начал беспокоить католическую вер-
хушку. В них видели силу, способную дестабилизировать социальную пирамиду той
эпохи.
Повод для начала преследований был найден: "апостоликов" обвинили в разврат-
ном непотребном поведении. Среди последователей "апостольских братьев" было мно-
го крестьян, и нравы в деревнях были вольней, чем среди горожан, но многие рас-
сказы об их безнравственности были преувеличены и часто попросту придуманы, что-
бы отвратить от них людей.
В 1284 году Сегарелли был арестован и предан суду инквизиции. В 1300 году он
был сожжён на костре. На казни присутствовал его друг и соратник Дольчино, кото-
рый несколько месяцев спустя провозгласил себя главой "апостоликов".
Достоверных сведений о нём очень мало. Некоторые утверждают, что его настоящее
имя - Давиде Торниелли, что он выходец из провинции Новара в Пьемонте, возможно,
незаконнорожденный сын священника. "Дольчино" - "Сладчайший", прозвище, скорей
всего, полученное за его красноречие.
Несмотря на скудость документов, из событий, в которых он принял такое энер-
гичное участие, вырисовывается портрет неординарного, яркого, харизматичного
человека.
Несмотря на ужасный конец Сегарелли, Дольчино продолжил проповедовать и преоб-
ретать последователей по всей Северной Италии. В Тренто он познакомился с Марге-
ритой Бонинсенья, знатного рода и страстной души.
Авторы исторических хроник, враждебные Дольчино, подчёркивая её "злые чары",
не могли не упомянуть о её замечательной красоте.
Она стала любовницей и соратницей Дольчино, проповедуя вместе с ним. Число их
сторонников росло постоянно; на некоторое время их поддержал даже миланский пра-
витель Маттео Висконти. У Дольчино сложилось впечатление, что он может взять
власть в некоторых городах Пьемонта, он поднял в Верчелли вооружённый мятеж.
Именно в этот момент Висконти отвернулся от него, а епископ города Верчелли
с благословения Папы начал настоящий крестовый поход против дольчинианцев.
Многие сторонники покинули Дольчино. Он с кучкой верных друзей укрылся на го-
ре Рубелло. Долгие месяцы они держалм оборону и успешно отбивали атаки противни-
ка, во много раз их превосходившего. Эту осаду, видимо имел в виду Данте,
который устами Магомета шлёт предупреждение Дольчино:
" Скажи Дольчино, если вслед за Адом
увидишь солнце: пусть снабдится он,
когда не жаждет быть со мною рядом.
Припасами, чтоб снеговой заслон
не подоспел новарцам на подмогу,
тогда нескоро будет побеждён."
Данте, "Ад", песнь 28, пер. М.Л.Лозинского
В конце концов, сопротивление было сломлено, большинство мятежников были
убиты. Дольчино и Маргерита были взяты в плен. Подвергнуты жесточайшим пыткам
и приговорены к сожжению на костре в 1307 году.
Некоторые теологи Реформы видели в фигуре Дольчино своего предшественника,
а в распространении идей протестанства и борьбе с папатством - воплощение пред-
сказаний мятежного новарца.
Позже в начале 20 века итальянские социалисты усмотрели в нём "родственную
душу" и установили монумент на горе Рубелло в память Дольчино и Маргериты.
Во времена Муссолини он был снесён. В 70 годы по инициативе Дарио Фо и его жены
Франки на том же месте был установлен небольшой памятный знак на камне.
по материалам статьи газеты "Stampa", авт. Л.Морино, от 16.9.20 г.
книги "Имя розы" У.Эко, материалов из интернета
Свидетельство о публикации №220120200882