Итальянские записки. ч. 4, педагогика
Не зря в народе живёт что-то типа поговорки, которую любят вспоминать обиженные детьми бабушки и дедушки, когда встречаются с грубостью, равнодушием, неуважением к их возрастным слабостям... "Подождите, ваши дети отомстят вам за то, что вы меня обижаете!"
И действительно, чаще всего так и происходит в нашей жизни! И в детях проявляются всякие негативные качества, какая-то негативная жестокость, совершенный эгоизм, озлобленность и ненависть. Конечно, дело не только "в карме",
часто непослушание, игнорирование мнения и отношения со стороны окружающих, приводит к неадекватному поведению детей. И педагогу очень важно дать понять ребёнку, что безвыходных ситуаций не бывает, его любят и ценят и из любой ситуации можно выйти с достоинством.
А методы и приёмы у педагога могут быть разными, иногда просто антипедагогичными, но правильными в какой-то неординарной ситуации. Помните, даже у Макаренко описан случай, когда он ударил своего воспитанника, и это сработало! Я, конечно, против рукоприкладства, и в своей педагогической практике никогда не позволяла себе "стукнуть" ребёнка, хотя, признаюсь честно, иногда просто хотелось дать затрещину нерадивому и очень наглому ученику...
А моя бабушка, муж которой погиб в 1942 году под Ржевом, и она сама вырастила семеро детей в тяжёлое послевоенное время, рассказывала мне, что раз в неделю она наказывала двоих своих сыновей розгами за крупные проступки: воровство яиц у соседей, набеги на чужие огороды, хотя понимала, что мальчики растут и ходят вечно голодными... И, слава Богу, помогало, выросли достойными людьми!
Помню, когда я спросила её, кого из семерых детей она больше любит, она показала мне свою ладонь и сказала:
- Смотри, пять пальцев на руке, и , какой не порань - будет больно... Так и дети, всех люблю одинаково, все мне одинаково дороги!
Ну это маленькое отступление, а дети, все без исключения, нуждаются в нашей любви! И - прощении и принятии их даже плохих, с нашей точки зрения, поступков!
Когда я познакомилась с группой детей, за которых я отвечала целых полтора месяца, в чужой стране, поняла, что спокойной жизни не получится. В группе было
девять маленьких детей шести-семи лет, впервые оторванных от своих, пусть и неблагополучных семей, привычной жизни и мам, которых они любят, даже если эти мамы их любят не очень, мягко говоря... Часть детей приехали в семьи по второму и третьему разу, эти доставляли меньше хлопот, хотя периодически они то болели, то не слушались своих, как я называла, итальянских родителей. Были в группе и дети 14-15 лет, они прижились в итальянских семьях и чувствовали себя независимо и вольготно, игнорируя мои просьбы...
Я ещё в аэропорту собрала детей в укромном месте и провела знакомство их между собой. Детям нравятся такие мероприятия, когда они представляют сами себя. Невольно им хочется показать, какие они хорошие!
Потом я попросила вести себя достойно, ведь мы представители своей страны за рубежом, и по нам будут судить о нашем государстве.
И вы думаете, дети меня услышали? Ошибаетесь!
Наши дети, к сожалению, почти не воспринимают спокойную доброжелательную речь. Чтобы тебя услышали, надо повысить голос и даже употребить нецензурные слова, и ещё пригрозить каким-нибудь наказанием.
Они просто игнорируют просьбы не сорить, не шалить в общественных местах, быть вежливыми и аккуратными и т.п...
Не сорить - это особая история. Всюду, где побывали наши дети, после них оставались фантики, приклеенные на видных местах использованные жвачки, огрызки фруктов, крошки и надкусанные бутерброды... Вначале я пыталась призывать к порядку и заставлять убирать за собой, потом поняла, что этот приём не работает!
И я просто конце нашего пребывания (не важно, где!) просто проходила, например, по вагону электрички и собирала в пакет мусор... И знаете, это сработало! Во-первых, девочки, которые хотели со мной подружиться, стали мне помогать, а остальные, наверное, почувствовали себя просто неудобно в ситуации, когда я не ругаю, а нагибаюсь и собираю у их ног мусор...
Итальянцы к мусору относятся бережно, они не позволяют себе неряшество...
Я тоже спустя несколько лет, получила урок, вспоминая который мне становится как-то неловко. Дело было так.
В программе у нас был поход на какое-то горное озеро, мы ведь жили в Альпах!С места сбора, куда итальянские родители свезли наших детей, мы должны были пойти по горной тропе вверх к озеру, километров 4-5. Детей соответственно снарядили рюкзаками с походным обедом. Естественно, день был тёплый, в рюкзаках было много вкусненького и дети не отказывали себе ни в напитках, ни в шоколадках, бросая мусор по дороге. Нас сопровождали члены комитета и добровольцы из итальянских родителей. Я замыкала шествие, подбирая мусор. Когда мой пакет наполнился и очередная бутылка в нём не поместилась, я. пронеся её в руках, решила выбросить её под кустик, незаметно. И только я это сделала, как, откуда не возьмись, рядом оказалась итальянка!
- Но, Людмила, но!
И она подняла эту злосчастную бутылку, а я почувствовала себя преступницей...
С тех пор я никогда не позволяю себе выбросить в лесу даже фантик. А если что-то не замечу, мой маленький внук, с которым мы каждый день летом на даче ходим в лес, тут же соберёт мусор в рюкзак. А для лесовичка положит на пенёк угощение:конфетку без фантика, пряник, ну что есть! Мы с ним очень любим "пикник" в лесу!
НУ, о педагогике! Тут я хочу вспомнить педагогический приём, который я применила буквально в первый же день общего сбора группы. Вернее, антипедагогический...
Итальянцы так составили программу нашего пребывания, что два раза в неделю свозили детей в какое-нибудь место, например, в парк, и оставляли их со мной. Я смотрела за ними весь день, к обеду подъезжали итальянцы и организовывали общий обед, а вечером итальянские родители забирали детей, каждый на своей машине.
Буквально на второй день нас свезли в одно местечко, в котором был красивый старинный костёл. Итальянцы очень религиозны, посещение воскресной мессы у них просто обязательно. Это место общения, встреч со своими родственниками и друзьями, а также, как я понимаю, возможность интересно провести время, продемонстрировать красивую одежду, узнать местные новости. Вывешиваются на специальном стенде сообщения об умерших за неделю и других событиях в близлежащих посёлках. Правда, мессы проходят очень комфортно, все сидят на удобных скамейках, а когда надо встать на колени, можно подложить специальные подушечки. Католики говорят, что лучше общаться с Богом, удобно сидя, чем стоя, так как во время службы человек думает не о Боге, а о спине и затекших ногах... Я никогда не присутствовала на службе в католическом храме, но не испытывала никаких отрицательных эмоций, хотя по своей вере я православная... Я считаю, что Бог ЕДИН, а религия - путь к Нему, и у каждого он свой, этот путь. У католиков воскресная служба гораздо короче нашей, она длится не больше часа. Наши дети в храме вели себя достойно, терпеливо высиживали мессу, хотя, конечно, не понимали смысла проповедей на итальянском языке.
Так вот, мне объявили, что народ ждёт, чтобы мы для них выступили с песней, хором, прямо в храме. Я попросила полчаса на подготовку, собрала детей и повела за храм на репетицию. Мы выбрали для исполнения "Катюшу", по крайней мере, слова песни более-менее все знают.
И тут я растерялась: старшие дети демонстративно не хотят петь, а младшие, глядя на них, тоже "придуриваются" и получается какая-то пародия на хор!
После попыток призвать к порядку и попробовать петь, я понимаю, что ничего не получается! И тогда я прошу всех не расходиться, а несколько минут спокойно постоять, пока я не посоветуюсь с Сашей Парахиным. Саша в нашей группе самый старший, ему уже 15 лет, он в Италии уже третий раз, разговаривает по-итальянски и живет у Паолы, члена комитета, которая очень активно занимается благотворительностью.
Отвожу Сашу за стену, он выше меня на голову, но я смело беру его "загрудки" и , с яростью глядя в глаза, произношу "историческую речь", которую начинаю с не нормативной лексики (я, которая никогда не позволяю себе мат!):
- Ё... мать! Если ты не будешь петь и сорвёшь наше выступление, я тебя урою! - после непереводимых бранных слов, я привожу в действие вторую часть воспитательного момента:
- Запомни! Эта поездка будет для тебя последней!
Саша растерян, но продолжает не отступать:
-А что вы сделаете? Паола меня любит!
-Не волнуйся! У меня достаточно возможностей, чтобы исключить тебя из списков детей! Понял?!
До него всё-таки доходит, что могут быть неприятности и кивает головой:
- Понял...
Мы возвращаемся и я ставлю Сашу рядом с собой и произношу опять пламенную речь:
- Ребята! Сейчас мы ещё раз репетируем нашу песню. Вы все смотрите на Сашу и стараетесь петь красиво, ведь мы сейчас представляем нашу страну за рубежом!
И происходит чудо: я красиво дирижирую (слава Богу, имею музыкальное образование!), Саша очень старательно, достаточно громко поёт, и у нас получается даже очень красиво!
Перед нашим выступлением я произнесла ещё одну речь, в которой призналась в искренней любви к итальянцам, восхищении их замечательными людьми и выразила огромную благодарность за их милосердие и любовь к нашим детям. После нашего выступления итальянцы со слезами на глазах подходили к нам, обнимали и за что-то благодарили. Я не поняла, за что, но было очень приятно...
А Саша с этого времени стал моим первым помощником, я назначала его старшим во всех наших мероприятиях.
Меня уже предупредили, как надо себя вести на глазах у итальянцев с детьми. Взрослые у них практически никогда не позволяют себе орать на детей, наказывать их за мелкие проступки, проводить разные воспитательные нравоучения. И, что удивительно, дети вырастают вполне воспитанными! И я не раз была свидетелем эффективности этого метода. А много позже поняла, что основу воспитания составляет социум, среда, в которой растёт ребёнок. Это и отношения между родителями,и отношения между людьми во всех общественных местах, и отношение государства к детям и старикам, это религиозное воспитание, это, наконец, формирование чувства сострадания и милосердия на примере значимости семьи. А школа должна дать ребёнку лишь знания, необходимые для жизни и совершенствования.
Поражаюсь бескорыстию и милосердию простых итальянцев, с которыми меня свела жизнь.
Наша программа пребывания предусматривала посещение каждой семьи, в которой жили наши дети. Каждая семья должна была пригласить меня на обед или ужин, с обязательной доставкой туда-назад на машине, и у меня была огромная возможность познакомиться с бытом простых итальянцев.
В качестве подтверждения моих взглядов на воспитание хочу привести такой пример. Семья, в которой жили две наших девочки, была близко от нашей квартиры. У Дарьи и Агостино своих трое детей. Они часто приглашали нас к себе, Дарья до замужества работала парикмахером и следила за нашими причёсками: красила волосы, стригла, делала красивые укладки. Они с мужем даже организовали для нас путешествие в Венецию на своей машине. Целый день водили по достопримечательностям, покормили в ресторане. Это было здорово! С собой взяли только нашу старшую девочку, Катю, остальных детей отвезли к своим родителям.
Однажды они пригласили меняя с переводчицей на обед в ресторан. С нами пятеро детей, трое своих и двое наших. Младшему 4 годика. За обедом их дети расшалились, но они относились к их забавам очень спокойно и не призывали к порядку, а когда кувшин с красным напитком был опрокинут на белую скатерть, даже не выразили какого-нибудь неудовольствия. Тут же подскочил официант, улыбаясь, поменял скатерть, погладил по голове младшенького,озарил нас лучезарной улыбкой и удалился. Итальянские дети охотно общались с нашими, легко понимали друг друга.
Вот такая итальянская педагогика!
Свидетельство о публикации №220120301300