Карл Юнг и Владислав Сурков

Есть совпадение концепции "Коллективное бессознательное" и "deep state", "глубинный народ", о котором говорил Сурков в своей статье, нашумевшей, но быстро ушедшей из публичного пространства.

Определения:
Коллективное бессознательное — форма бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей.

У Суркова нет четкого определения введенного им понятия "глубинный народ", выписываю из статьи его характеристики:

Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно.

Редкие обществоведы возьмутся точно определить, равен ли глубинный народ населению или он его часть, и если часть, то какая именно? В разные времена за него принимали то крестьян, то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него «ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен и в реальности не существует..

Своей гигантской супермассой глубокий народ создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию...

Народность, что бы это ни значило, предшествует государственности, предопределяет ее форму, ограничивает фантазии теоретиков, принуждает практиков к определенным поступкам. Она мощный аттрактор, к которому неизбежно приводят все без исключения политические траектории. Начать в России можно с чего угодно – с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть.

Резюмируя, можно сказать, что "Глубинный народ" - неперсонифицированная сущность, с неизвестными свойствами, с не очень определенной локализацией. Сурков предполагает, что на Западе подобная сущность локализована в формальной государственной системе, в отличие от России, где ее носителем (по его мнению) является народ. Будучи "неуловимой", именно эта сущность оказывает определяющее влияние на устремления и развитие государства, она обладает абсолютной силой и властью, прокладывая свой путь сквозь "мишуру политических баталий".

Пожалуй, можно согласиться с Сурковым, что в России "формализованный государственный механизм" не столь силен, как на Западе. Потому он смещает акцент и вводит понятие "глубинный народ". - Если не государство, то "пусть будет народ", должно же быть материальное воплощение этого "источника влияния".

"Сила культурной гравитации", "мощный аттрактор", независимый от политических систем и способов управления, о чем говорит Сурков есть не что иное, как "некий единый общий знаменатель» для разных людей" из определения коллективного бессознательного.

Хочу предположить, что речь идет об одном и том же, причем не только у Юнга и Суркова, но и в приложении к России и Западу (с чем Сурков не соглашается). Просто на Западе, развитые государственные структуры становятся воплощением, инструментом той самой, не очень понятной управляющей сущности. На самом деле, у государства это нечто такое, что в приложении к человеку называется "душа". Она вроде бы есть, но где локализована, надежно никак не определить, мы наблюдаем лишь ее проявления, проекции. Потому многие считают местом обитания души иные измерения, да и вообще это понятие метафизическое.

За сто лет со времени Юнга, наука не продвинулась далеко в исследовании "коллективного бессознательного". Мне кажется, введение в оборот понятия "deep state" (и его производных) говорит о том, что "коллективное бессознательное" проявляется не только на уровне отдельного индивидуума, но и на уровне государства. Наблюдения дают основания предполагать, что это одна и та же сущность.

Источником "коллективного бессознательного" является социум. Согласно исследованиям мозговых структур,социум оказывает прямое влияние на клеточном уровне на формирование психики. Вероятно, подобным образом, можно проследить и способы внедрения коллективного бессознательного в психику отдельного индивидуума, выяснить, как человек становится инструментом реализации "системных" (общественных) влияний.

03.03.2019.


Рецензии