Охота на волков 2

Леса наши счастливые. Когда человек не балуется с природой, не вредит ей, они наполняются быстро всяческой живностью. Я хорошо помню время моей юной охоты. Зима была снежная и морозная. Волки господствовали в лесу: давили не только козлов, кабанов, но и лосей. Забегали за баранчиком, за собачкой и в нашу деревню. 
Жалобы и проклятия сыпались на этих разбойников.  У нас из закрытой стайки утащили барана.  Моя мама обругала меня: «Ходишь, пугаешь зайцев, а волки озоруют, на них управы нет! Мужикам не до волков, у них много работы и путаться им по лесам нет времени.  Собери подростков, да отгоните вы от деревни эту серую нечисть. Днём по деревне ходить страшно стало».
Я пошёл другим путём. Решил бороться с ними в одиночку.  Пришёл к деду Василию, бывшему волкодаву. Он всю жизнь охотился за волками.  С осени гонял их на своей удалой рыжей кобылке. Зимой ловил капканами, травил ядом. В моём лице он увидел продолжателя своего дела.  Дал мне пять капканов. Показал, как их ставят. Научил как и чем обрабатывать.   Попросил, чтобы я иногда забегал к нему  и информировал о делах на волчьем фронте.  От него получал наставления. Волк не такой простак, как мне казалось сначала. 
Павших животных, которых я ему предлагал, он съедал, а в капкан ноги не совал. С горькой обидой на волков я приходил к деду Василию и выкладывал ему все свои неудачи. «Потерпи, не горячись и всё получится». Сам продолжал давать мне наставления. Представьте себе, когда пришёл к капкану после сильного мороза,  а он, мороз, держал в своём  плену население деревни целую неделю, в капкане обнаружил одну волчью лапу.  «Ага, серый, я тебя достал!  Подохнешь без ноги. В такой лютый холод без ноги не добыть тебе пищи». 
Я был безмерно рад! Одним хищником стало меньше!  Дед Василий отметил благодарностью мой успех.  Отдал все капканы – пять штук, в моё личное пользование. Предупредил: «Не торопись хоронить без одной ноги зверя,  он может выжить и стать тебе опасным врагом». Мне не верилось. Разве можно выжить с такой раной и потерей крови в такой мороз. До весны мне удалось поймать одну молодую волчицу и старую беззубую рысь.  Остатки моей привады растаскали вороны и сороки. Охота на зверей в половодье для меня оказалась недоступной: не позволяли обувь и одежда.  Весной нельзя тревожить птицу, когда она сидит на гнёздах и выращивает молодь.  Зато в свободских лесах было столько много клубники, костяники, грибов. Что усидеть дома невозможно!  Молодёжь группами потянулась в лес. Отправился и я.
Я хорошо знал, где растёт богатая клубника, груздевые места, и мне не хотелось раскрывать эти места для других. Нередко я был в лесу один. Нередко я бывал в лесу один.   Но временами мне казалось, что в лесу я не один. Кто-то постоянно следит за мной.   Это подтверждали и сороки.  Я прислушивался, осматривал вокруг себя лес, поляны, кусты, но никого обнаружить не мог.  На душе поселилась тревога., что за нечистый преследует меня?  Когда я постучу палочкой б ведро, сороки на время утихают.  Принёс я банку клубники деду   и рассказал о той тревоге, которая возникает в лесу. Я не трус и всё равно приходится постоянно озираться, а причину тревоги обнаружить не могу. Дед подумал и посоветовал:  «Нож или топорик носи постоянно с собой. В лесу они тебе могут сгодиться. Если это пасёт тебя нечистая сила, то в упор ты её увидеть не сможешь, а носи с собой зеркальце.  Через зеркало она затаиться не сможет, и ты увидишь её в полной красе».
Так я и сделал. Когда в лесу почувствовал, что не один, достал зеркало и через него стал осматривать всё   то, что находилось у меня за спиной. Удивлению моему не было границ.  В метрах тридцати за старым трухлявым берёзовым пнём торчала волчья голова.  Стоило мне развернуться, как я никого не увидел.  Реакция у зверя была настолько быстрая, что он успевал замаскироваться быстрее, чем я повернусь к нему. Теперь-то я знал, кто пасёт меня в лесу.  Что ему нужно от меня?  Пришёл к деду Василию и рассказал ему о встрече. Дед задумался, а потом сказал: «Присмотрись, если он на трёх лапах, то пришёл отомстить тебе  за увечье.   Будь осторожен и вооружён, когда-нибудь в лесу, а может и в деревне, как ему удобней, он набросится на тебя.  Не жди этого, убери его вперёд, чем он успеет сделать из тебя урода.   Освободись от него и ты станешь свободным здесь, на своей родине.  Если боишься встречи с ним – уезжай  подальше. Покоя он тебе не даст. Постарайся защитить скотину и птицу.  Он знает, что принадлежит вашей семье. Может навредить и здесь».
Куда мне бежать из дома? Бросить их на гибель! Я виноват перед ими! Буду и отвечать сам.  Дед Василий не имел привычки рассказывать о встречах с трёхногими волками, а что они были – свидетель его хромота на правую ногу.
Мне представилась возможность, пока ещё не знаю как, разозлить зверя, вывести из равновесия и трахнуть его в это время. В спокойном состоянии он хитёр и осторожен.  Я подробно стал изучать образ его жизни. Меня интересовали его переходы  из одного урочища в другое.  Особое внимание он уделял  табуну коров, где паслась наша корова и тёлка. Пастух мне подтвердил, что вот уже несколько дней он видит, как  трёхлапый волк следит за табуном.  Особо ему нравится  стадо в обед,  - жарко – коровы на отдых подходят к берегу озера.   Их привлекает влажный воздух и ветерок, отгоняющий всякий гнус.  На место отдыха стада прилетает бесчисленное множество скворцов и трясогузок защита от паутов и прочего гнуса.
Пастух указал и место,  откуда  чаще всего ведёт наблюдение за стадом волк.  Отметил, что страха перед человеком он не испытывает.  Пастух становился между стадом и волком. Ближе пятидесяти метров волк не подходит, боится.   У пастуха длинная плеть, а на конце  её вплетён  конский волос. Этой плетью он   создаёт такие сильные неприятные звуки, что у волка коробится шкура.  Но отступать от стада желания у зверя не было.  Пастух ко мне обратился за помощью.  Не из простого же любопытства  волк порой наблюдает за стадом.  Я предложил пастуху небольшую перемену.  Договор состоял в том, что после того как стадо будет выходить из деревни,  я облачаюсь в его одежду  и иду пасти стадо. Всё вроде бы шло по графику.  В своё время стадо пришло к берегу озера и расположилось на отдых. Долго ждать волка не пришлось. Он вышел из камышей и начал присматриваться и принюхиваться. В этот раз он ближе семидесяти метров к стаду не подошёл. Я решил использовать момент. Заподозрит неладное и скроется в камышах. Осторожно из-под зипуна достал ружьё. Волк заметил это и, не спуская с меня глаз, начал медленно разворачиваться. У него, видимо, были какие-то сомнения.  В это время прогремел выстрел.  Зверюга, сбитый с ног пулей, судорожно дёргался.  Волк встал на ноги и пьяною походкой скрылся в камышах. 
С нахлынувшей радостью я перезарядил ружьё и устремился в поиск. Мне так хотелось добить зверя. Потеряв осторожность, протоптанной тропинкой я бодро устремился в камыши.  Не прошёл и пятнадцати метров, как в спину получил толчок.  Хищник, истекая кровью,  горел желанием погибнуть вместе с охотником.  Его в этот момент интересовала только моя шея. Будь рана менее значительной, он бы осуществил свой план.   Радость, охотничий азарт  могли сослужить не мне, а ему благодатью.  Перекусить мне шею   -  неотразимый  закон хищника – убить своего преследователя. 
В этот раз судьба была на моей стороне.  Хищник не осуществил своих кровавых планов. Он лежал мёртвый на мокрой болотной земле  с открытыми глазами и оскаленной пастью. Я смотрел на его   огромные, покрытые желтизной клыки. Холодок прошёл  по моей спине.   Клыки его выросли только для того, чтобы в какой-то момент испытать крепость моих позвонков.  Выстрел прервал его стремление. Я стоял и рассматривал своего преследователя.   Он мёртв. Радости у меня нет.  Наоборот – осуждение! Какой же я человек – охотник, в критический  для жизни момент  потерял от радости голову!  От гибели меня спасло мгновение. На это мгновение не хватило капельки волчьей крови. Повезло!
Я стоял над  его трупом, а в голове роились мысли: таким простаком, безответственным за свою жизнь больше не буду! Самосохранение с этого происшествия  станет для меня  основным требованием на охоте и в быту.   
                12.07.2018.


Рецензии