Маньяк из трущоб

  (Максим Воронов, статья из журнала "Мир криминала", номер второй, январь две тысячи восемнадцатого года)
  Ричард Спек, устроивший в июле тысяча девятьсот шестьдесят шестого года кровавую резню в медицинском общежитии в Чикаго, вошёл в историю мировой криминалистики как один из самых необычных серийных убийц. Все убийства им были совершены в одном месте и в течение всего одной ночи.
  По версии следствия, убийство восьми студенток было совершено Ричардом Спеком спонтанно, а причиной дикой расправы стало то, что одна из девушек была очень похожа на его бывшую жену. Резня, устроенная маньяком, настолько возмутила жителей Чикаго, что во избежание народных волнений Спека судили в другом городке, где о происшествии никто ничего не знал.
  Шестого декабря тысяча девятьсот сорок первого года в посёлке Кирвуд, пригороде Мэнеча, на западе штата Иллинойс, в семье упаковщика товаров Бенджамина Спека родился седьмой ребёнок - сын, названный Ричардом. Отец Ричарда умер в тысяча девятьсот сорок седьмом году, а через два года его мать, на руках у которой осталось восемь детей, сошлась со страховым агентом Карлом Линдбергом. Ленивый выпивоха, отчим был полной противоположностью отцу Ричарда, с которым у мальчика были близкие отношения. Десятого мая тысяча девятьсот пятидесятого года мать Ричарда Маргарет Спек официально вышла замуж за Линдберга. Через несколько лет мать с отчимом и Ричардом переехали в Даллас. Спек ненавидел отчима за то, что семья жила в нищем районе, который кишел уголовниками. Отчим беспробудно пил, не ночевал дома и время от времени избивал мать Ричарда. Иногда доставалось и Спеку.
  Учился в школе Спек кое-как, прогуливал занятия, с тринадцати лет баловался алкоголем. А с пятнадцати лет уже напивался почти каждый день. Часто убегал из дома и бродяжничал. Словом, обычная судьба подростка из трущоб.
  В начале тысяча девятьсот шестьдесят второго года двадцати однолетний Спек женился на шестнадцатилетней Ширли Мэлоун, которая была беременна от него. В июле тысяча девятьсот шестьдесят второго года молодая жена родила первого ребёнка - дочь. На тот момент Спек отбывал три недели заключения в тюрьме за драку в баре.
  Частые аресты и задержания за мелкие правонарушения, совершённые в пьяном виде, начались ещё с тысяча девятьсот пятьдесят пятого года. Но гораздо чаще в то время Спека задерживали за кражи. Отбыв небольшой срок наказания, он вскоре снова принимался за своё, пока в сентябре тысяча девятьсот шестьдесят третьего года не сел на три года.
  Правда, Спек был освобождён условно-досрочно, отбыв половину наказания, второго января тысяча девятьсот шестьдесят пятого года. А уже девятого января пошёл на грабёж - с ножом в руках напал на женщину неподалёку от своего дома, за что получил ещё шестнадцать месяцев тюрьмы. Но Спеку повезло: по ошибке он вышел на свободу второго июля тысяча девятьсот шестьдесят пятого года и устроился работать водителем грузовика. Работал недолго, был уволен за пьянство и прогулы.
  В конце тысяча девятьсот шестьдесят пятого года Ширли подала на развод, не побоявшись остаться одна с тремя детьми. Развели их в январе тысяча девятьсот шестьдесят шестого года, а через несколько дней Спек вновь был арестован за пьяную драку, в которой ранил человека ножом. Однако он отделался штрафом и всего тремя днями заключения.
  В марте Спек с помощью сестры Каролины уехал в Чикаго, а оттуда в городок Мэнеч, где брат помог ему найти работу.
  В марте тысяча девятьсот шестьдесят шестого года, узнав, что бывшая жена снова вышла замуж, Спек ушёл в девятидневный запой, а потом с ножом в руках ограбил в туалете бара мужчину. Третьего апреля он совершил разбойное нападение на дом шестидесяти пятилетней женщины, изнасиловал её и похитил два с половиной доллара, после чего уехал из Мэнеча в Чикаго, к сестре.
  Сестре и её мужу Спек рассказал жалостливую историю о том, что он был вынужден уехать из Мэнеча, потому что местная мафия пыталась заставить его торговать наркотиками. Вскоре он устроился учеником моряка на флот и уже тридцатого апреля вышел в первое плавание по озеру Мичиган с экипажем грузового судна.
  Однако хорошего моряка из Спека не получилось - в июне пьяный Спек подрался с офицером и пятнадцатого числа был высажен на острове Святого Эльма. Тридцатого июня он вернулся в Чикаго и снова стал искать работу.
  Спеку повезло: восьмого июля он устроился на работу и стал ждать назначения на судно, проводя время за пьянками в барах. Спустя три дня муж сестры выгнал Спека из своего дома. Но уже на следующее утро Спек получил назначение на танкер в штате Индиана, но когда он приехал к месту назначения, оказалось, что его место уже занято.
  Тринадцатого июля он весь день пил в баре, а потом под угрозой ножа заставил пятидесяти трёхлетнюю Эллу Мей Хупер привести его к ней домой, связал и изнасиловал. Забрав в комнате жертвы револьвер и двадцать пять долларов, Спек вернулся в бар и продолжил пьянствовать. Бар пьяный Спек покинул около десяти вечера и, вооружённый револьвером и двумя ножами, направился в Чикагское женское общежитие медсестёр. В общежитие он проник через чёрный ход около одиннадцати часов вечера и устроил там ночь ужаса.
  ...Ранним утром четырнадцатого июля на один из балконов общежития выбежала девушка и стала кричать: "Все убиты! Я одна осталась живая!". Прохожие вызвали полицию. Увиденное на месте преступления заставило содрогнуться даже бывалых полицейских. В четырёх комнатах нашли восемь женских окровавленных трупов. Руки у всех жертв были связаны за спиной, рты заткнуты кляпами, тела исполосованы ножом. Выжившая девушка Кора Амурао рассказала полиции, что к ней в комнату ворвался мужчина с пистолетом и потребовал, чтобы она отвела его к другим студенткам. Они шли по коридору, и Кора стучала во все двери подряд. Если из комнаты на стук выходила студентка, мужчина под дулом пистолета отводил её в комнату Коры. Вскоре в комнате Коры были собраны шесть связанных, с кляпами во рту студенток. А когда через три часа в общежитие вернулись ещё три девушки, преступник тоже привёл их в комнату Коры и связал. Он не проявлял агрессии, говорил, что ему всего лишь нужны деньги. Через полчаса мужчина стал выводить студенток по одной из комнаты, назад девушки уже не возвращались. Кора смогла заползти под кровать и этим спасла свою жизнь - пьяный убийца просто забыл о ней! К пяти часам утра его уже не было в общежитии, и Кора осмелилась вылезти из своего убежища.
  Студентка описала преступника как белого мужчину с нездоровым цветом лица, лет двадцати пяти - тридцати. На запястье левой руки татуировка: "Родился, чтобы адом сделать жизнь". Тот факт, что убийца связывал руки жертвам морским узлом, позволил предположить, что он связан с морем. Вскоре установили личность убийцы, сверив оставленные им в общежитии отпечатки пальцев с картотекой. Теперь полиция искала конкретно Ричарда Спека.
  Ранним утром семнадцатого июля тысяча девятьсот шестьдесят шестого года Спека нашли в одной из больниц Чикаго. Туда его привезли из дешёвой гостиницы, в номере которой Спек пытался покончить с собой, перерезав вены. В больнице Спек назвал своё настоящее имя, и врачи тут же позвонили в полицию. В тот же день весь Чикаго знал имя убийцы студенток в общежитии!
  Полиция также подозревала Спека в причастности к убийству шестидесяти пятилетней Вирджин Хэллис в штате Мичиган, совершённому в апреле тысяча девятьсот шестьдесят шестого года, и убийстве официантки Мэри Пирс в апреле того же года. Были свидетели того, что официантка общалась со Спеком и он пытался за ней ухаживать. Кроме того, Спек подозревался в трёх убийствах женщин в штате Индиана, но сыщики не смогли это доказать. Зато по факту убийства восьми студенток в общежитии медицинского колледжа и другим ранее совершённым им преступлениям была полная доказательная база.
  Было проведено несколько психиатрических обследований Спека, и врачи признали его вменяемым, хотя сам убийца говорил, что ничего не помнит. Мол, напился в баре, наглотался наркотиков, а потом - всё как в тумане.
  В итоге обвинение было предъявлено по восьми эпизодам предумышленного убийства, покушению на убийство, нескольким изнасилованиям, грабежу и незаконному ношению оружия.
  Спека судили в городке Пеории, неподалёку от Чикаго, ради его же спасения от возможной мести родственников убитых им девушек.
  В суде Спек пытался оправдаться, винил во всём алкоголь и наркотики, а не себя. Он якобы не собирался убивать девушек, хотел только ограбить.
  Но присяжные признали Спека виновным и выбрали мерой наказания для него смертную казнь на электрическом стуле.
  Спек обжаловал приговор не раз, пока дело не было пересмотрено и смертную казнь не заменили на пожизненное заключение. Из тысячи двухсот отмеренных ему лет тюрьмы он отсидел всего двадцать пять. Пятого декабря тысяча девятьсот девяносто первого года сорока девятилетний Ричард Спек умер в тюремной больнице от сердечного приступа, не дожив всего один день до своего пятидесятилетия.


Рецензии