Как учат радоваться и печалиться мастера дзен

Недавно я получила хорошее известие. Пришло оно ко мне после нескольких недель переживаний, поэтому я обрадовалась так сильно, что как говорится, была сама не своя.

И тут я вспомнила, что со мной уже была похожая ситуация, когда я жила в Корее. Тогда мне пришли потрясающие новости из дома, и я решила похвастаться своему другу – дзенскому монаху. Он, как это было принято между нами, внимательно меня выслушал, а потом сказал:

– Садись, послушай притчу, а потом выпьем чай.

Я села на циновку возле низенького столика и погрузилась в мир иносказаний.

===

Однажды к мудрецу пришел человек.

– Учитель, – сказал он. – Многие люди рассказывают о твоей мудрости. А еще говорят, что никто не может эту мудрость у тебя перенять. Скажи, учитель, можешь ли ты научить меня всему, что знаешь?

Старый монах помолчал, посмотрел на своего гостя, а потом сказал:

– Мудр тот, кто с третьего раза может приготовить рыбу.

– Но разве ты ешь рыбу? – удивился ученик.

– А ты не рассуждай, иди, поймай и приготовь мне самую лучшую рыбу, ­– ответил мудрец и прилег подремать на тонкую подстилку.

Человек выловил отличную рыбину. Развел огонь. И приготовил ароматное, удивительное блюдо, достойное стола императора.

Почувствовав запах, старик проснулся.

– Неси на стол свою рыбу. Сейчас посмотрю, что ты за умелец, – Монах понюхал рыбу, поцокал языком, отщипнул от нее кусочек и сказал, – Интересную ты приготовил рыбу. Иди-ка выброси ее в яму. А мне сделай еще лучше.

Ученик сначала обомлел, а потом улыбнулся и пошел выполнять поручение. «Хитрый старик, но я еще хитрее, - подумал он. – Я тебе сделаю правильную рыбу. Рыбу для мудреца».

Он стал ходить по берегу реки и выискивать тушку мертвой рыбы, которая уже начала портиться. И когда нашел, немного обжарил ее на огне и подал учителю.

– Интересную ты приготовил рыбу, – сказал старик, рассматривая блюдо и вдыхая запах протухшей рыбины. – Иди, отнеси ее в яму. А мне приготовь другую.

Человек пошел на берег и стал думать, как же угодить мудрецу. Но потом почувствовал такой голод, что решил поскорее приготовить ужин. Он выловил обычную рыбку среднего размера, быстро приготовил ее на огне так, как всегда делала его мать, и принес мудрецу.

Монах посмотрел на новое блюдо, понюхал, покивал и сказал:

– Подкрепись и иди домой. Ты уже познал дзен.

===

Мой друг налил нам в чашки чай и спросил:

– Будешь три раза заваривать чай, чтобы понять, как принимать счастье?

– Нет, – ответила я и сделала глоток из толстостенной глиняной чашки. Мне показалось, что первый раз в жизни я ощутила умиротворение.

Жаль, что с годами дзен выветривается из головы. Его надо обновлять и поддерживать в активном состоянии. Иначе мудрость уступает место глупости, а счастье и радость оборачиваются разочарованием и пустотой.


Рецензии