Сказка о прогрессе в мировой литературе

     Случилось это не так давно. Я бы даже сказал, настолько недавно, что люди ещё до конца не осознали, что же произошло с ними на самом деле.
     Сложно стало жить в наш роботизированный век. Всё за тебя давно уже решают и делают машины. А тебе остаётся только найти себе занятие по душе, именуемое коротеньким словом хобби. Иначе куда ещё деться от тоски и безделья?
     И вот учёные со всего мира, успешно переложив все тяготы быта на плечи роботов,
решили навести порядок и в гуманитарной сфере. Ведь в их руках теперь появился удивительный инструмент – искусственный интеллект. Уж очень много накопилось здесь разногласий промеж них! И каждому хотелось наконец-то докопаться до истины!
     Вы никогда не замечали таких людей, которые с одной стороны крайне неразговорчивы? Но зато с другой, когда вы рассказываете в их присутствии о чём-нибудь, они постоянно поправляют вас, находя более точные, меткие слова и выражения. При этом кивают головой, как бы говоря этим, что они понимают всё, о чём вы пытаетесь им рассказать. Замечали? Я тоже. Мне кажется, что именно такие люди и попытались однажды избавить от всех ошибок мировую литературу. Но вся их беда в том и состояла, что они не в силах были остановиться, а тем более признать свою неправоту.
     Они перевернули такие горы информации! Они, как им казалось, сделали столько открытий! Всякий раз, когда на их пути вставала очередная проблема, они устраняли её и тем самым почему-то наживали себе новую!
     Сперва учёные перевели мировую литературу на единый язык. При этом убрали из неё всё лишнее и добавили там, где на их взгляд не хватало. Высчитали наиболее удобный для чтения формат и объём книги. Исправили все исторические ошибки и неточности. Заменили слова на более точные и подходящие по смыслу. Стали переставлять слова в предложениях. А за ними и знаки препинания…
     Вскоре выяснилось, что многие слова неправильно придуманы нашими предками. Крутили-вертели, кромсали-лепили… Но всё равно не выходило так, как хотелось. Решили, что в этом виновны буквы. Начали изобретать новые. Позвали на помощь психологов. Те посоветовали изменить ещё и цвет у букв и страниц в зависимости от смысла написанного, вовремя вставляя в текст картинки и комментарии. И всё равно что-то да где-то не сходилось.
     Начали вновь изучать тексты и нашли, что многие поступки, диалоги, разные ситуации выглядят неправдоподобно. Стали до мелочей разбирать каждый век, выяснять характер каждого персонажа. Мог ли он вообще быть таковым, каким он представлен в книге? А увязываются ли условия и причины с его поступками?
     Стали опять переписывать новым языком, на новом алфавите, учитывая цвет, форму, картинки и прочее, и прочее. Попутно выяснили, что всё-таки маловато придумано знаков препинания. Вроде бы решили и эту проблему, наизобретав новых.
     Но тут кто-то предложил исследовать все когда-либо существовавшие языки. Может, в них найдётся ключ к разгадке их невезения? Стали сравнивать языки между собою. И в каждом обязательно находили что-нибудь особенное. Шли годы. Каждый шаг, как им казалось, приближал их к намеченной цели. Но, как оказалось, также в какой-то мере и отдалял, потому что нёс с собой массу новых проблем.
     И вот однажды наступил тот день, когда эти горе-учёные решились продемонстрировать миру то, чего они смогли достичь. Стоит ли вспоминать, сколько шума было тогда вокруг всего этого? Сколько было радужных надежд и энтузиазма! Все ожидали революции в нашем сознании, никак не меньше! Шутка ли – мировая литература без единой ошибки!
     А мы жили себе, поживали, и мало о чём таком подозревали. Зачитывались обыкновенными старыми книжками. И у каждого были любимые авторы и произведения. И наверняка уж каждый держал в памяти упоительные минуты восторга от знакомства тихим летним вечером или долгой зимней ночью с полюбившимся книжным героем или героиней.
     Надо признать, что более всего в этой истории не повезло стихам. Ведь, как всем известно, ради красного словца… не остановишься ни перед чем! Стихи до ХХ века выглядели ещё как-то мало-мальски подобросовестнее. Всё-таки какой-никакой, но присутствовал реализм! А позже с этим всё стало совсем плохо… Долго с ними мучились и учёные, и искусственный интеллект. Так до конца, кажется, и не разобрались в дебрях поэзии. Не меньше досталось, наверное, только фантастической литературе. Но здесь, как говорится, сам Бог велел…
     Но как же стало скучно от правильных поступков одинаковых героев! И зная, например, состояние погоды, можно было уверенно предсказать поведение каждого персонажа. Мне кажется, что всё это невероятное количество закономерностей и без того сидит где-то глубоко в нашем подсознании. Часто стоит нам только намекнуть, как оно само всё дорисовывает в воображении. Тем-то и хороша оказалась не оцифрованная литература, что в ней всегда была альтернатива взгляду рядового обывателя.
     Старшее поколение давно уже не жалует новые варианты старых книг. А молодёжь не читает совсем, за редким исключением. Утихла шумиха. На смену ей вернулась серость нашего века. Писатели и поэты стали вымирать как мамонты или динозавры. Потому что писать с точностью до каждого шага они не сумели, да и не захотели.  Чтобы опубликовать своё сочинение, надо было пройти редакторскую правку у бессердечных интеллектуальных машин. После этой процедуры имя автора уже не имело смысла. Он сам-то редко узнавал своё детище после этой экзекуции.
     Но учёный мир не унывает. Он снова пытается разобраться в минусах обновлённой литературы. Впереди у него долгие годы научной борьбы! Возможно, следующим будет кинематограф? Ведь он практически весь сошёл со страниц неправильно написанной…


Рецензии