К нам сегодня придет дочь Шаляпина

 К нам сегодня придет дочь Шаляпина….
Сегодня ни для кого не секрет-день 30 сентября -праздник Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Все поздравляют именинниц, не задумываясь, что было время, когда об говорить было нельзя, а, тем более, поздравлять. Так вот, я была в Москве, занималась с Верой Васильевной, мы работали над композицией по роману Драйзера «Сестра Керри». Если мы задерживались,,т.е. долго работали, то Вера Васильевна не отпускала меня к моей тете  Ане, а оставляла у себя, укладывала мня на раскладушке. А утром, а утром  и было 30 сентября. «Спустись, деточка, на первый этаж, там в почтовом ящике должна быть телеграмма». Я бегу. И, действительно, в ящике телеграмма, читаю: «Дорогая Верочка, поздравляю тебя с Днем ангела, желаю …. Вадим Козин». А что это за день?,…из Магадана   -думала я. Бегу с телеграммой к Вере Васильевне. Она очень довольна: «Я знала, что Вадим меня обязательно поздравит, он всегда поздравляет меня с Днем Ангела. Ведь 30 сентября-день именин Веры, Надежды, Любови. Да, надо поздравить мою сестру Наденьку». Садится у телефона Звонит и поздравляет своих подруг с днем Ангела. Так я узнала от Веры Васильевны, что есть  Именины, а есть и день рождения. Ну День рождения мы тогда все знали, а вот про именины нет, потому что именины не справлялись. «Детка, к нам сегодня придет в гости дочь Шаляпина Ирина Федоровна. Я жила какое-то время в доме Федора Ивановича, Ёла Игнатьевна очень ко мне была добра, мы с Ириной и дружили. Это было, когда Федор Иванович жил  еще в России. В доме был образцовый порядок. Когда входил Федор Иванович, мы мгновенно замолкали, застывали в поклоне. И голос и взгляд Федора Ивановича  был строгим  и внимательным. На все вопросы отвечали сдержанно, вели себя тихо, за обедом держали себя достойно. И не дай Бог, положить локти на стол. Замечание Федора Ивановича вгоняло в краску от стыда. Вот так нас воспитывали. Ну, давай готовить стол. Я научу тебя, как готовит  крюшон, приготовим тартинки, купим ,непременно ,тортик, фрукты». Мы стали готовить, я учиться, а Вера Васильевна учить. Накрыть стол, сервировать. Праздник. Очаровательная соседка Веры Васильевны по квартире(а квартира была коммунальной и никто никому не мешал),тоже предложила свою помощь. Стол накрыт, мы одеты, я волнуюсь, потому что уважу дочь Шаляпина. Наконец, звонок! «Это Ира!». Входит красивая высокая женщина, полноватая. В красивом темно-синем костюме, яркая, внушительная. Они обнимаются, а я наблюдаю. Проходим в комнату, все красиво, все очень изысканно. Обнимаются. Первые фразы: «Папа…Мама…Ира.. Вера». На стенах висят роскошные фотографии с дарственной надписью от Федора Ивановича. Кажется комнату наполнил и сам Федор Иванович. Его присутствие было просто ощутимо. « Вера, я принесла тебе в подарок американскую помаду, твой любимый цвет». Раскрывает, показывает…А-ме-ри-кан-ская. Она достала ее из своей красивой сумочки. Духи, комнату наполняет приятный аромат. Праздник. Именины Веры Васильевны. Я, конечно же, усваивала и манеры, как держать чашечку, пить маленькими глоточками, не торопясь, локти внизу. Такое состояние, что и  есть не хочется, а хочется смотреть и слушать. И вдруг доходит до мня очередь. « Ира,-говорит, Вера Васильевна,-помнишь ,я тебе говорила о Тамарочке, она ведь еще и пианистка, закончила консерваторию. Тамарочка, -обращается ко мне-прочти и сыграй….», « А как, Вера Васильевна, пианино нет..». « Ну, ты, как только надо играть, садись за стол и играй и пой, а мы сядем подальше и будем публикой». Я стала читать Мопассана « Лунный свет» и на столе играть и петь «Лунный свет» Дебюсси.
После всего, Ирина Федоровна сказала: « Верочка, ты права, она, действительно талантливая девочка». Так я познакомилась с дочерью Шаляпина в доме моего замечательного педагога и режиссера Веры Васильевны Бельцовой -актрисы, мастера художественного слова, артистки Москонцерта. Школа Александра Яковлевича Закушняка. У нее были фарфоровые уточка с утятами. « Я раздарила всех утят, а тебе осталась мама-утка.» И она до сих пор у меня цела. Утят нет, а мама-утка есть. Иногда думаю, наверно это символично, ведь я создала «Театр Слова», значит, я, как Утка собрала утят-актеров.
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
3 декабря 2020 г. Екатеринбург.


Рецензии