Максим Лукошков. Краб крадётся к Босфору
Одиннадцатого июля тысяча девятьсот пятнадцатого года в результате подрыва на мине вышла из строя турецкая канонерская лодка "Иса Рейс". Потеря была неприятной, но не слишком значительной и вряд ли обратила бы на себя внимание турецких моряков, если бы не важное обстоятельство: инцидент произошёл на входе в тщательно охраняемый пролив Босфор, куда враг теоретически никак не мог проникнуть. Разгадка заключалась в том, что впервые в истории минное заграждение было выставлено не надводным кораблём, а подводной лодкой.
Нечто подобное могло бы произойти на десяток лет раньше, став сенсацией не только военного, но и политического плана. Тринадцатого апреля тысяча девятьсот четвёртого года у Порт-Артура, выставив мины, японцы смогли уничтожить флагман российской Тихоокеанской эскадры броненосец "Петропавловск", при этом погиб находившийся на его борту адмирал Степан Макаров. Русские рассчитались за эту потерю аналогичным образом, пятнадцатого мая отправив на дно два вражеских броненосца.
Из оружия оборонительного, предназначенного для защиты собственных гаваней, мины превращались в оружие наступательное в тех случаях, когда выставлялись на коммуникациях неприятеля. Однако эффективность наступательных действий в этой сфере зависела от скрытности. Так возникла идея использовать для выставления минных заграждений субмарины.
В России до тысяча девятьсот четвёртого года подводные лодки были в диковинку, но находившийся в Порт-Артуре студент-недоучка Горного института Михаил Налетов решил изготовить один экземпляр, так сказать, в полевых условиях. До завершения работ оставалось совсем немного, но в декабре японцы овладели крепостью, и конструктору пришлось разобрать своё творение, уничтожив всё внутреннее оборудование и взорвав корпус.
Труд всё же не пропал втуне, поскольку, помимо опыта, Налетов получил от одного из участников обороны и будущего морского министра Ивана Григоровича рекомендательное письмо, с помощью которого начал атаковать распределителей бюджетных денег.
Проект был встречен с большим интересом, особенно когда Налетов заявил, что, "как и всякая подводная лодка, подводный минный заградитель не нуждается в обладании морем". Развивая свою мысль, он сделал такой вывод: "Полсотни подводных минных заградителей водоизмещением триста тонн каждый могут ежемесячно ставить три тысячи - пять тысяч мин, количество, с которым практически невозможно бороться".
В окончательном варианте, исходя из пожеланий специалистов, количество мин на первом образце этого "супероружия" довели до шестидесяти штук.
Субмарина, получившая название "Краб", была построена в Николаеве на судоверфи "Наваль" и спущена на воду двенадцатого августа тысяча девятьсот двенадцатого года. Корпус лодки длиной пятьдесят два целых три десятых метра имел форму сигары с толщиной обшивки двенадцать-четырнадцать миллиметров. Предельная глубина погружения достигала пятидесяти метров. Скорость хода в надводном положении - десять целых восемь десятых узла, в подводном - восемь целых шесть десятых узла.
Подводный ход обеспечивали два главных электромотора системы "Эклераж-Электрик" мощностью триста тридцать лошадиных сил каждый. Экипаж состоял из двадцати девяти человек, включая трёх офицеров.
В начале Первой мировой войны силы России на Чёрном море явно преобладали над силами турок. Но ситуация резко изменилась, когда в Стамбул прибыли два новейших германских корабля - линейный крейсер "Гебен" и лёгкий крейсер "Бреслау", тут же вместе с экипажами введённые в состав турецкого флота.
Аналогичный и даже превосходивший по мощи орудий, самый мощный броненосец Черноморского флота со скоростью шестнадцать узлов ничего не мог противопоставить "Гебену" с его двадцатью восемью узлами.
Правда, в Николаеве достраивался линкор "Императрица Мария", но его ещё требовалось привести в Севастополь для установки артиллерии. Тогда-то и решили обратиться к помощи "Краба".
Двадцать пятого июня субмарина отправилась в дебютный боевой поход, взяв на борт пятьдесят восемь мин и вооружившись четырьмя торпедами.
О важности миссии свидетельствовал тот факт, что, помимо экипажа, возглавляемого лейтенантом Львом Феншоу, на борту находился начальник подводной бригады капитан первого ранга Вячеслав Клочковский. Более того, к "Крабу" приставили трёх "охранников" - подлодки "Морж", "Тюлень" и "Нерпа".
Минное заграждение длинною в милю собирались выставить на линии босфорских маяков Анатоли-фенери и Румели-фенери. Во время операции "Морж" должен был занять позицию напротив Босфора, "Нерпа" - к востоку от пролива, "Тюлень" - к западу.
Минный заградитель прибыл к месту встречи в надводном положении утром двадцать шестого июня, раньше своего эскорта, и произвёл пробное погружение. В десять часов пятьдесят минут все собрались, после чего "Нерпа" и "Тюлень" отделились, а "Краб" в сопровождении "Моржа" вышел на финишную (длиной восемьдесят пять миль) прямую к Босфору.
Поздним вечером, когда до пролива оставалось около тридцати километров, машины застопорили. Постановку решили осуществлять на следующий день в сумерках.
Двадцать седьмого июня в шестнадцать часов тридцать минут началось погружение, а через двадцать минут на глубине пятнадцати метров двинулись подводным ходом. В девятнадцать часов через перископ обнаружили турецкий грузовой пароход, но удержались от соблазна отправить его на дно, чтобы не сорвать выполнение главной задачи.
К установке минного заграждения приступили в двадцать часов десять минут. Сначала всё шло нормально, но через одиннадцать минут субмарина уткнулась в грунт. Аппаратура показывала, что работа ещё не завершена, но Клочковский приказал прекратить установку и подняться наверх. Через пять метров субмарина застряла, уткнувшись во что-то носом. Предполагая, что они столкнулись с противоминным заграждением, подводники продули среднюю цистерну. Через минуту "Краб" показался на поверхности.
Едва успев разглядеть в вечерних сумерках маяк Румели-фенери, экипаж субмарины снова приступил к погружению. Здешние воды буквально кишели турецкими судами, но лодка осталась необнаруженной. Вновь запустили минный элеватор, и тут выяснилось, что делать уже нечего: последнюю мину поставили ещё полчаса назад перед самым соприкосновением с грунтом, но аппаратура выдала неверные данные.
В двадцать часов сорок пять минут "Краб взял курс на базу, а ещё через час всплыл на поверхность. В полном составе и без потерь отряд благополучно вернулся на базу.
По мнению командования, экипаж действовал слаженно и профессионально, благополучно преодолев все сложности, вызванные тем, что операция, как водится, готовилась в авральном режиме. Феншоу произвели в капитаны второго ранга и вскоре назначили командиром подводной бригады.
Правда, уже двадцать девятого июня несколько мин всплыли, и турки, определив, что имеют дело с работой субмарины, произвели траление. Третьего июля комендант Босфора донёс, что мин в проливе не осталось. Вероятно, османы ошиблись из-за того, что не могли представить, насколько большое количество мин находилось на борту "Краба".
Одиннадцатого июля на одной из таких невыловленных мин подорвалась канонерка "Иса Рейс". Корабль получил мощную пробоину в борту и потерял погибшими трёх матросов. Канонерку отвели на ремонт, где она благополучно и находилась до тысяча девятьсот двадцать четвёртого года. Шестью днями ранее подорвался и лёгкий крейсер "Бреслау", также поначалу записанный на счёт "Краба". Правда, довольно быстро выяснилось, что он стал жертвой другой мины, выставленной русскими эсминцами.
Единственный минный заградитель Черноморского флота ещё семь раз участвовал в боевых операциях, но из-за плохой погоды или поломок эти походы заканчивались безрезультатно.
В конце концов субмарину отправили на ремонт, и в этом состоянии она находилась до апреля тысяча девятьсот восемнадцатого года, когда Севастополь был захвачен германцами.
От них лодка перешла к белым, а затем к англичанам, которые перед уходом из Крыма в апреле тысяча девятьсот девятнадцатого года постарались уничтожить всё то, что было невозможно утащить с собой "на хранение". Открыв люки и сделав пробоину, "Краб" затопили в Северной бухте.
Советские моряки подняли субмарину в тысяча девятьсот тридцать пятом году, но, поскольку техника к тому времени ушла далеко вперёд, ветерана отправили в переплавку. Былые заслуги в расчёт не брались.
***
В предвоенные годы многие страны мира строили подводные минные заградители. В СССР целая серия подводных лодок типа "Л" ("Ленинец") строилась в качестве носителей мин. Из этих кораблей особенно отличилась подводная лодка Л-3, на минах которой на Балтике погибло девять вражеских кораблей. Торпедами Л-3 потопила всего два корабля, правда, на одном из них, войсковом транспорте "Гойя", потопленном в ночь с шестнадцатого на семнадцатое апреля тысяча девятьсот сорок пятого года у входа в Данцигскую бухту, погибло более пяти тысяч военнослужащих вермахта.
Свидетельство о публикации №220120300174