Немного наболевшего о школьных уроках литературы

     Если вам повезло, если в вашей жизни был учитель литературы, сумевший открыть подростку такого собеседника, как книга, научивший размышлять над её страницами, не боявшийся классных дискуссий, будьте благодарны этому подарку судьбы.

     Для чего нужен школьный курс литературы? В идеале – чтобы не было в человеческой  личности перекоса, чтобы люди, грамотные в области наук естественных, не оказались убогими духовно, чтобы они обросли культурным багажом, научились ценить и понимать прекрасное, etc, etc…
     Уроки эти должны научить размышлять над книгой, сопереживать… Позволить выработать собственный, а не заёмный взгляд на мир, уметь его отстоять в споре или, напротив, суметь признаться себе в собственной незрелости и непонимании каких-то вещей… Ну и, бесспорно, привить любовь к чтению.
     В реальности же школа учит по затребованной схеме отвечать на заданный педагогом вопрос. Учит видеть так, как предписано, как утверждено методикой. В итоге, подобная практика отвращает от желания не только читать – даже просто держать книгу в руках.
     За обретение культурного багажа выдаётся начётническое отношение к литературе, одномерное и одиозное восприятие прочитанного, В головы вбивается наука угадывания в глазах учителя, то-есть, начальства, верного ответа, умения отвечать по ожидаемому шаблону. А, как результат, происходит омертвление книги в глазах школьников.
     Детям не прививается понимание того, что любое соприкосновение с искусством, в том числе и с литературой, требует от зрителя, слушателя, читателя диалога, со-творчества с автором и его героями. Что искусство обращено к личности, а не к жвачному потребителю.
     Чтение учит мыслить самостоятельно и дышать свободно. Но, к печали нашей, школа не предназначена для того, чтобы человек, вырастая, обретал столь странные качества. Школа должна выковать стандартную единицу социума. А правильнее будет сказать – отштамповать.
     И слышится ответная реплика премудрого пескаря: – «Подросток и так существо поперечливое и конфликтное, о каком-таком своемыслии вы говорите? Вы хотите утвердить его в уверенности, что он вправе судить? С такими понятиями вы далеко пойдёте!»
     И на тормозах, на тормозах спускаются благие начинания. И имеем мы то, что имеем.


Рецензии
"В головы вбивается наука угадывания в глазах учителя, то-есть, начальства, верного ответа, умения отвечать по ожидаемому шаблону."
А как иначе? все дети разные, а их в классе 25 человек.
До кого-то дойдут мысли учителя, а остальные?
Учитель не всесилен. Ученики сами должны до многого доходить и не обязательно по литературе.
И будут они заниматься разным. Кто-то станет строителем, а кто-то швеёй.
Но что-то, быть может, до них дойдёт через много лет.
Так что нужно сеять.

Владимир Иноземцев   22.03.2024 22:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.