Немного наболевшего о школьных уроках литературы
Для чего нужен школьный курс литературы? В идеале – чтобы не было в человеческой личности перекоса, чтобы люди, грамотные в области наук естественных, не оказались убогими духовно, чтобы они обросли культурным багажом, научились ценить и понимать прекрасное, etc, etc…
Уроки эти должны научить размышлять над книгой, сопереживать… Позволить выработать собственный, а не заёмный взгляд на мир, уметь его отстоять в споре или, напротив, суметь признаться себе в собственной незрелости и непонимании каких-то вещей… Ну и, бесспорно, привить любовь к чтению.
В реальности же школа учит по затребованной схеме отвечать на заданный педагогом вопрос. Учит видеть так, как предписано, как утверждено методикой. В итоге, подобная практика отвращает от желания не только читать – даже просто держать книгу в руках.
За обретение культурного багажа выдаётся начётническое отношение к литературе, одномерное и одиозное восприятие прочитанного, В головы вбивается наука угадывания в глазах учителя, то-есть, начальства, верного ответа, умения отвечать по ожидаемому шаблону. А, как результат, происходит омертвление книги в глазах школьников.
Детям не прививается понимание того, что любое соприкосновение с искусством, в том числе и с литературой, требует от зрителя, слушателя, читателя диалога, со-творчества с автором и его героями. Что искусство обращено к личности, а не к жвачному потребителю.
Чтение учит мыслить самостоятельно и дышать свободно. Но, к печали нашей, школа не предназначена для того, чтобы человек, вырастая, обретал столь странные качества. Школа должна выковать стандартную единицу социума. А правильнее будет сказать – отштамповать.
И слышится ответная реплика премудрого пескаря: – «Подросток и так существо поперечливое и конфликтное, о каком-таком своемыслии вы говорите? Вы хотите утвердить его в уверенности, что он вправе судить? С такими понятиями вы далеко пойдёте!»
И на тормозах, на тормозах спускаются благие начинания. И имеем мы то, что имеем.
Свидетельство о публикации №220120301804
А как иначе? все дети разные, а их в классе 25 человек.
До кого-то дойдут мысли учителя, а остальные?
Учитель не всесилен. Ученики сами должны до многого доходить и не обязательно по литературе.
И будут они заниматься разным. Кто-то станет строителем, а кто-то швеёй.
Но что-то, быть может, до них дойдёт через много лет.
Так что нужно сеять.
Владимир Иноземцев 22.03.2024 22:43 Заявить о нарушении