Заметки о Сказке о Мальчише-Кибальчише Гайдара

СКАЗКА О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ. ЧТО ПОЙМУТ ДЕТИ?

Когда-то знаменитая «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его Твёрдом Слове» Аркадия Гайдара была любимой книжкой советской детворы. Она входила в повесть «Военная тайна», но очень часто издавалась отдельно, как самостоятельное произведение для детей младшего школьного возраста. 
Ребятам прошлых лет не нужно было рассказывать, что такое Гражданская война, Красная Армия и борьба с «проклятыми буржуинами». И малыши, и школьники той поры знали, что героические подвиги во имя будущей прекрасной жизни достойны восхищения и подражания, что отдать жизнь за Родину – святой долг любого гражданина страны  Советов. 
В наше время мало кто из детей знаком с этой сказкой, а если вдруг маме или бабушке придёт в голову почитать своему чаду знаменитое романтическое повествование советского периода, то придётся немалое время посвятить разъяснениям и комментариям по тексту.
 
Современному малышу, возможно, не стоит рассказывать о Гражданской войне в России начала ХХ века: слишком горестна и кровава эта страница нашей истории, а знаменитая «романтика революции», так любимая когда-то советской детворой, рассеялась «как сон, как утренний туман». Но сказка Гайдара написана таким  поэтическим и возвышенным слогом, что напоминает древнерусскую героическую былину. Поэтому можно сказать ребёнку, что нашу Родину от врагов защищали не только русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, но и храбрые мальчишки, которые не боялись идти в бой за правду, справедливость, за хорошую жизнь для всех людей. Но сражались они не против Змея Горыныча или Соловья Разбойника, а против злых «буржуинов», которые мечтали завоевать нашу страну и поработить простых людей, а потому шли на эту страну войной.
Можно провести параллель и с Великой Отечественной Войной, о которой наши дети слышат довольно часто и в школе, и дома, и по телевизору. Вполне допустимо сравнить Главного  Буржуина, который не щадит даже детей, и Гитлера, чьи злодеяния против человечества у всех на слуху. К тому же, современные ребята достаточно много слышали о юных героях Великой Отечественной войны, о детях, отдавших жизнь за Родину…

Итак, в былине-легенде, действие которой разворачивается «в дальние-дальние годы», когда хорошо жилось людям среди широких полей, привольных лугов «где рожь росла, где гречиха цвела» и где «среди густых садов да вишнёвых кустов» жил да был храбрый парнишка Мальчиш-Кибальчиш с отцом и старшим братом. И всё было хорошо. Взрослые радостно и свободно работали в полях, растили урожай. А ребята не только в игры играли, но и старшим помогали. Да ещё радовались, что в их добром и тёплом мире всё спокойно: « не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни».
На первый взгляд Кибальчиш был обычным мальчишкой, но всё-таки не похожим на других ребят. Гайдар сразу даёт понять читателю, что среди детворы Мальчиш-Кибальчиш считался заводилой, командиром или, как сейчас говорят – признанным лидером. К его словам прислушивались, его дела считали правильными, словом, все уважали и любили Кибальчиша. Не случайно именно он – наблюдательный, смышлёный и чуткий -  первым заметил, что не всё в порядке на родной земле, что разлилась в воздухе какая-то тревога и   тёплому миру грозит неведомая опасность. 
И вот один за другим появляются в селе три гонца (именно три – как в любой русской народной сказке). И эти краснозвёздные воины просят у Мальчиша-Кибальчиша помощи и поддержки, так как нешуточная беда пришла на эту прекрасную землю – «напал из-за Чёрных гор «проклятый буржуин». И вот, чтобы защитить родную сторону, уходят на фронт сначала отец, а потом и старший брат Мальчиша. И ясно становится, что дальше придёт его очередь. А пока надо быстро взрослеть - учиться жить самостоятельно, думать собственной головой и добывать хлеб насущный без поддержки взрослых. Любая война учит такому. А потом придётся Кибальчишу брать ответственность на себя и в общем деле: собирать всех прочих мальчишей и идти сражаться с буржуинами, чтобы не отступить до прихода далёкой Красной Армии (правда, кажется несколько странным, почему уж эта армия такая далёкая - не охраняет границы своей чудесной страны, а скачет на помощь откуда-то издалека).
Но по законам советской героической сказки юные герои во главе со своим отважным командиром Мальчишем-Кибальчишем, обязательно должны вступить в неравный бой с жестоким врагом. И победить, какой бы ценой ни далась эта победа. А цена в сказке Гайдара назначена самая высокая – жизнь человеческая.

Обычно в детской литературе действует всеми признанное табу: там не должно быть смертей, особенно – насильственных. Но советская литература для детей сумела обойти этот запрет, потому как слишком часто повествовала о войнах (Гражданской, Великой Отечественной), о революциях, о героических подвигах. И тут уж никуда не денешься от гибели юных героев – ради высоких идеалов будущего. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» как раз находится в русле этой традиции и наиболее эмоционально прославляет героическую смерть мальчика-бойца во имя грядущей победы славной и могучей Красной Армии.
Можно сказать, что Аркадий Гайдар оказался родоначальником метода романтизации революционных событий. Романтика революции со всей силой и мощью отразилась в таких словах из «Сказки о Мальчише –Кибальчише»: «Затрубили трубачи во все сигнальные трубы, забили барабанщики во все громкие барабаны. Развернули знаменосцы все боевые знамёна. Мчится и скачет на помощь вся Красная Армия. Только бы нам, Мальчиш, до завтрашней ночи продержаться». Советская символика и атрибутика, высокий стиль повествования готовят юного читателя к восприятию необычайной красоты подвига его ровесника из далёких времён.
 
Отважный Мальчиш-Кибальчиш скликает ребят вовсе не для того, чтобы прятаться где-то от наступающих буржуинов, а чтобы, заменив погибших бойцов, дать врагам  решительный отпор, защитить свой добрый и светлый мир, свою родную землю, которую они так любят. Не нужна им страна  буржуинская. Вернее, одному-то, - предателю Мальчишу-Плохишу -  как раз нужна. Хитрый и жадный парень думает лишь о том, как бы поплотнее набить свой прожорливый живот да всегда жить припеваючи, ничего не делая и ни о чём не заботясь. А буржуины как раз обещают за предательство сладкую и сытную жизнь, с бочками варенья да корзинами печенья. Именно поэтому старался Плохиш нас лаву: взорвал в тылу у мальчишей все ящики с боеприпасами – бомбами, снарядами да патронами. Ясно, что против такого предательства и коварства не могла бы выстоять ни одна, самая храбрая армия. Пожалуй, это и есть самое мерзкое предательство: обретение материального благополучия ценой ЖИЗНИ друзей. Что может быть подлее? А эти слова автора, наверняка, вызовут презрение к Плохишу у юных читателей: «Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется» - в то время, как погибают его товарищи.

Последняя часть сказки Аркадия Гайдара очень трагична. Но это – высокая трагедия. Каменная башня, тяжёлые цепи, выпытывание военной тайны – всё это не детские испытания. Достойное и мужественное поведение Мальчиша-Кибальчиша вызывает восхищение! Не каждый взрослый способен столь достойно вести себя перед лицом смертельной опасности.
Сама же суть Военной  Тайны, которую так свято хранил  Мальчиш-Кибальчиш,  будет не очень понятна нынешним читателям. Даже детям моего, советского поколения, было не так уж интересно вникать в то, почему в разных странах, в том числе –«буржуинских», - «на разных языках, но те же песни поют, в разных руках, но те же знамёна несут, те же речи говорят, то же думают и то же делают». Революционная солидарность рабочих разных стран – это ушедшее с исторической арены явление 20-30 годов ХХ века, которое вполне ясно было детям и молодёжи довоенных лет, но не задевало чувств последующих поколений. Исторические реалии изменились, и идея «мировой революции» ушла в прошлое. Но провозглашённая в сказке непобедимость Красной Армии греет душу детей любых поколений. Слова Кибальчиша звучат актуально и в наши дни: «Когда б вы ни напали, не будет вам победы». Ведь именно это пророчество сбылось в годы Великой Отечественной войны. Подвиги солдат и командиров тех героических лет почитаются сейчас превыше всего. Защита Отечества сроков давности не имеет…

Не открыл Мальчиш-Кибальчиш Военной Тайны «проклятым буржуинам», несмотря на то, что уготовили они ему «самую страшную муку» и гибель в столь юные годы. Были в советской стране вещи, которые люди ставили выше самого дорогого и бесценного – своей жизни. Нынешним поколениям этого не понять. Но читатели могут почувствовать в полной мере героику революции, которая согревала сердца и души тех далёких от нас ребят, тех воинов, которые сражались за идею всеобщей справедливости. Высокий авторский стиль подчёркивает мужество, несгибаемую волю, гордость и непреклонность главного героя сказки. «Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он Военной Тайны».
Аркадий Гайдар не описывает ни пыток, ни гибели своего любимого героя. Он ограничивается одной лишь суровой и горькой фразой: «И погиб Мальчиш-Кибальчиш…»
Но погиб не напрасно. Финал сказки торжественен и повествует о том, как примчалась, словно неудержимая буря, героическая Красная Армия, как поднялись гневные голоса народа в других царствах-государствах и как бежал с позором Главный Буржуин, так и не разгадав Военной Тайны этой удивительной страны. Мы-то теперь, конечно, знаем эту Военную Тайну. Сражались люди за справедливый мир, за свою удивительную страну, которую почитали авангардом прогресса всего человечества. Да только где она теперь, эта страна? Канула в легенды и ностальгические воспоминания. Но осталась сказка, в которой…
«Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают лётчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»


Рецензии