Чело на Век

«Мудрый не тот, кто знает многое,
                а тот, кто знает, и в этом разбирается»

               

                Введение

Н
а протяжении тысячелетий кто-то старательно избавлял человечество от накопившихся знаний, уничтожая все, что хоть косвенно могло указать людям путь истинного развития – тот путь, который можно пройти, только лишь совершенствуя собственные силы и сознание, но никак не с помощью костылей «технического прогресса». Как это не банально звучит, но источником знаний всегда являлись книги и древние документы. И именно книги, особенно наиболее ценные их экземпляры, планомерно уничтожались или переписывались, теряя свой первоначальный смысл.
Уже сегодня заметно, что 21 век – это время  глобального кризиса. Перед каждым человеком встаёт задача этого времени - выжить в этом вихревом потоке информации, экологическими и геологическими катаклизмами. Время, наполненное катастрофами и политическими неурядицами, вмешательством в жизнь суверенных государств, дикими войнами  убившими эти государства. Какова роль человека в этом процессе нетрудно догадаться. Просто  выжить в эту непростую, переломную эпоху. Оказывается сделать это совсем не просто -  современному человеку с  «гордым названием» названием – Homo Sapiens.
Возможно, это суровое время предсказанное библейскими пророчествами  и текстами из апокрифических книг наступило, и пришло время « собирать камни»?  Время -  отделять          « плевела от зёрен»? Это новое время, когда меняется энергетическая структура  планеты Земля  и звезды под названием Солнце. Сегодня на планете происходит катастрофическое увеличение  числа землетрясений, потопов; к этому можно отнести «парниковый эффект» , таяние «вечных» ледников и подтопление суши на всех континентах. Возникновение на своде небесном новых звёзд и приоткрываются  некоторые тайны Космоса, которые до дня сегодняшнего были сокрыты от человека.
Это время огненного вихря,  и он начинает будить спящий  разум человека «примитивного» и «технократичного». Привыкшего только потреблять, а не развиваться в пределах отпущенного ему времени.
«Знания смертных ограничены невежеством их, а понимание смертных – духовной реальностью. Для смертного человека неразумно пытаться понять то, что находится за пределами его зачатия, ибо это путь к неверию и безумию. И все же человек – это человек, которому всегда суждено выходить за пределы себя, стремясь достичь того, что всегда ускользает от его понимания» Библия Колбрина
 Время требует от человека изменяться осознанно, не подвергая себя всевозможным ударам стихийных событий. Общество до этого стоящее на платформе дикого материализма и практикующего лишь созидание прибыли в виде денег и « тлеющего скарба» не может в один день перестроиться. Для этого и даётся время Природой, Богом?
 Можно ли выжить и быть успешным не зная механизма выживания? Нет.
« Разве не безумие – отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего – бешеная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество?»  А. Клизовский. «Основы миропонимания»
Вникая в суть сказанного, задаёшься вопросом, - Отчего всякие попытки государственных мужей устроить жизнь общества лучше натыкаются на препятствия, непонимание тех,  для кого это делается, откровенный саботаж, и порой эти попытки «всезнающих» ведут к краху? Ответ ясен и прозрачен, если зададим контр вопрос, - А судьи кто? Кто те лекари, которые пытаются лечить хронически больное общество и какими средствами они пытаются это делать? Это те же персонажи, что и привели человечество к этой катастрофе. И этого достаточно чтобы высказать мнение о бесполезности  этих процедур. Единой теории  выхода из создавшейся ситуации пока не нашли. Не просматривается такого синтеза теорий ни в ортодоксальной науке, ни в расплывчатых описаниях «контактёров», оккультистов, гуру разного толка, богословов всевозможных  направлений. Ведь человеку суждено  быть величием Духа и Знаний о себе и мире. Порою кажется, что эта цивилизация зашла в тупик. Время её на исходе. Религиозные догматы устарели. Мораль и нравственность в упадке. Наука скорее похожа на келейные «тусовки», ибо её деятельность обособлена и закрытая сфера от внимания общества. А потому всё Человечество даже не в состоянии понять, что оно как слепорождённое чудо так и не прозрело со времён Адама. Его пользуют и тонкоматериальный мир Космоса и сущности нижнего Мира, потому что Он является  носителем живой силы, связанной с Творцом.
Если человек задаёт себе вопрос, - Кто я в этом мире? Откуда и куда иду?  Значит не всё ещё потеряно. Перед ним явно встанут вопросы и ответы на них, выстраданные учёными, философами, исследователями древней истории, археологами, палеонтологами и ещё многих направлений в науке, а так же  непризнанных наукой  мистических, эзотерических, теософских направлений. Моя задача – соединив весь спектр знаний, порой абсурдных и может  «вредных?» выйти к блеску Истины, чтобы ответить на вопрос, - Кто такой Человек?
Возможно лишь к отражению этого блеска Истины. И всё же лучше идти, чем стоять. Важно выбрать направление.
«Как,  Вверху - так внизу; как внизу, так вверху». Изумрудная скрижаль.
Этот Принцип включает в себя  Истину, которая гласит, что всегда существует соответствие между законами и явлениями в различных плоскостях Бытия и Жизни. Старая аксиома Герметиков заключается в этих словах. И овладение этим Принципом дает средство решения многих темных парадоксов и скрытых секретов Природы.
Существуют плоскости выше нашего знания, но если мы применим к ним Принцип соответствия, то мы сможем понять многое, что иначе было бы для нас непостижимо. Этот Принцип, являясь всемирно применимым в различных плоскостях Материи Мысленной и Духовной Вселенной, является Универсальным Законом. Используя этот закон сегодня, любой человек  сможет ответить на любой поставленный им вопрос. Вопрос о появлении человека на  планете Земля стоит рядом  с глубоким пониманием Космоса, Мироздания, Богов древности  и понимания религии и Веры сегодняшней эпохи.  Итак. От поиска небесных истин спускаемся на землю.
Австралопитеки и неандертальцы мало чем отличались друг от друга и внешностью и в использовании орудий труда. Так продолжалось около  двух миллионов лет. Вдруг, откуда не возьмись, на Земле появился «человек разумный». Раса, которая извела под корень предыдущих хозяев. Кроманьонец – такое название дали ему учёные явился около 40 тысяч лет назад. При обнаружении новых останков древнего человека учёные пришли к выводу, что кроманьонец произошёл от ещё более древнего вида Homo Sapiens, обитавшего приблизительно 250 тысяч лет назад в Западной Азии и северной Африке. Появление кроманьонца всего через 700 тысяч лет после древнего существа Homo erectus   и к тому же раньше на 250 тысяч лет неандертальца является для учёных неправдоподобной идеей.
«Процесс формирования современно человека пришёлся на ледниковый период, что ни как не могло способствовать ускорению эволюции. У Homo Sapiens полностью отсутствуют некоторые специфические черты, характерные для более древних видов и в то же время присутствуют такие, которых прежде не было ни у кого. Поэтому у современного человека найдётся достаточное количество  ископаемых родственников по боковой линии, но не одного прямого предка. Таким образом, происхождение Homo Sapiens является загадкой» Феодосий Добжански « Человечество и эволюция»
   Выходит, что предки современного человека появились 300 тысяч лет тому назад, а не на два, три миллиона лет позже? Скорость процесса эволюции на Земле дала сбой? Или, если следовать логике ветхого завета, человека создал Бог (Боги)?
Учёные не в состоянии объяснить такое явлении в ходе эволюции, как появление кроманьонской цивилизации, но они точно указывают место зарождения этой древней цивилизации.      Это Ближний Восток: граница между Ираном и Ираком, горы Арарат, хребет Таврос на севере, горы Сирии, Ливана и Израиля. Это и есть колыбель доисторического человека. Затем, каким то образом по данным археологических раскопок   человеческая культура не развивалась, а деградировала. В слоях, соответствующих периоду с 25 по 10 тысяч лет до нашей эры признаки человека исчезли.  Скорее из-за резкого похолодания человек покинул  прежние места обитания  почти на 15-20 тысяч лет. Невероятно, но  за 11 тысяч лет до нашей эры   именно на этой территории появился человек разумный. И самое главное с зачатками развития  своей культуры и знаниями обработки земли, умением выращивать зерновые культуры дикорастущих растений. Подтверждением тому строки из Библии: « И сказал Бог, да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле,  и стало так»     Хронология событий описанных в Библейских текстах  можно соотнести   с археологическими выводами: сначала человек овладел ремеслом земледелия (это был Каин), а затем пастухом (Авель).
Кстати похожая история на Земле повторяется и в наши дни.    За короткий период от карет 17 века, до машин – 20века; от создания радио   до смартфонов человек современный  удивительно не приспособленный мыслить и творить, становится  вдруг обладателем нано-технологий и «знатоком тонкого мира».   
Тайна, покрытая мраком тысячелетий, наводит на мысль, будто чей-то умысел создал человека, а затем вёл его всё это время, наблюдая за развитием его цивилизации.

                Предисловие
Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были  известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
 Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
- Вы оба не правы, – сказал третий.
– Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивень слона.
- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая стена, широкая и шершавая,  – говорил пятый мудрец, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, – сказал он, – Слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- На веер!
- На дерево!
- На острое копьё!
Шестеро слепых мудрецов безудержно доказывали друг  другу, что для зрячего очевидно. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял в своём воображении  лишь то, что смогли  почувствовать его руки и верил  лишь себе.
       В результате, каждый настаивал на том, что представил в своём воображении.  Все они страстно желали утвердиться в этом и стать первооткрывателем истины о слоне. В результате - они никогда  не узнают - как выглядит слон.

Надеюсь,  в процессе просмотра текстов данной публикации читатель поймёт - отчего эта притча оказалась на первом  месте, и  конкретно в предисловии.

                Человек - явление природы   
         Славянорусское название «человек» образовалось из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, – следовательно, – указывает на дар слова как на отличительную способность человека».  Еще не более 500 лет писали: «словек», и не более 250 лет писали: «чловек»; это видно в требнике Петра Могилы. А потом начали произносить: «человек».       По исследованию профессора Казанской Духовной Академии А. Некрасова
 «Страх и боль – удел неверья. Пустота внутри души. Страсть – огонь, а мы – поленья. Сжечь  себя скорей спешим. С двух частей названье наше состоит: «чело» и «век». Лицо Бога означает твоё имя Человек. Оглянись, как все прекрасно,  то, что создано Творцом, но все то, к чему причастен ты - поражено грехом!».  Л. Шульговская
О
громное количество  различных  мнений во всех сферах человеческого общества  к вопросу о самом себе, то есть о Человеке. По-разному оно звучит на разных языках.  Слова - Человек, Земля на разных языках мира звучат по-своему, а в письменном виде отображаются разными символами букв. Сколько национальностей, столько  и слов, означающих эти слова. То есть  символов  отражения слова  на бумаге большое количество, а вот понятие – одно, единственное.
Прощаясь с земной жизнью человек свой словарный запас, оставляет на планете Земля, а в душе его остаются энергии понятийного характера. Поэтому так важно изучая при жизни  слова,  осмысливать и осознавать понятие  этих слов, связанных с ними. Под осознанием  понятия слова выражается комплекс всевозможных  знаний, связанных с ним в различных областях. Понятие слова «Земля» может вывести вас к знакомству с аграрными науками  и географией, а также со всем, что связано с этим символом. А вот уже выражение «планета – Земля» добавляет оттенок  понятия космических знаний.   Одно понятие несёт в себе  определённые характеристики, другое понятие – другие. Любое слово несёт в себе образ, тесно соединённый с понятием. Произнося  какое-либо слово, земной человек представляет себе только то, о чём он знает и понимает. Поэтому его задача - непременно  освоить целый комплекс всех знаний, которые с этим словом  связаны.
Отсюда проистекает важность для понимания человеком – это  фиксировать в памяти не только слово, но и ту сокровенную суть, которую данное слово отражает. Слово  Человек, смысл и понятие которого мы постараемся выяснить в этой публикации, отображает Вселенское значение  и приземлённое, бытовое.
                Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.
Чтобы мы могли задать вопрос "Что есть человек?", мы уже должны обладать понятием "Человек", выделять его из реальности вокруг, не путать его с деревом, домом и собакой, чтобы  было, о чем-либо его  спросить,  ткнуть пальцем  и произнести - "Вот  это - человек". Природа этой интуитивной ясности неясна, но возможно, что это некая врожденная человеческая природа, понимание того, как дробится  окружающий нас мир на объекты, субъекты. Какие принципы  позволяют нам  дать такое определение человека, которое было бы повсеместно применимо, непротиворечиво и не сводилось бы при этом к такому: -  "Человек – это . . .  человек».
Само определение  человека, как одухотворённой сути по идее, должно указывать на такую сущностную характеристику  его, что без обладания которой, никто не смог бы причислить что-то другое  к понятию Человек. А что за характеристики  должны быть у человека?  С этим нам и предстоит разобраться.
Интересен экзистенциальный подход к определению человека - не через сущность и не через идеал, а через существование. Человек - это то, что существует, осознавая свое существование. Сойдет, пока мы не встретили другие цивилизации, а там поглядим. Ну, или прорывы в биологии, философии сознания и нейрофизиологии позволят нам лучше понять, как мыслят животные и люди, а то вдруг шимпанзе тоже свое существование осознают? А  за многих людей я бы, наоборот, не поручился бы, что они  осознают, но  не лишать же их на этом основании звания "Человек".
В качестве рабочего определения человека, выработанного в отечественной литературе, такая единая наука могла бы исходить из того, что человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле.
Вот что об этом говорит Большой энциклопедический словарь.
ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду "человек" (Homo), первым представителем которого многие ученые считают "человека умелого" (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Около 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной  Африке "человеком прямоходящим" (Homo erectus).
Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения.
Итак, по версии современных учёных  - Человек:
«Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами».
Или вот  определение – ЧЕЛОВЕК (Homo sapiens) -- высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Человек — самое совершенное создание на Земле, вершина эволюции и венец творенья. Под этим утверждением готово подписаться почти все народонаселение планеты. Более того, это один из немногих вопросов, в котором взгляды современной науки и церкви совпадают. Человек воспринимает окружающий мир с помощью данных ему от рождения органов чувств.
Но кроме органов чувств посредством которых человек познаёт мир и развивается, существует ряд аспектов, которые  ставят человека  на более высокий уровень развития.  Что это за аспекты? И какая наука  изучает человека? 
Все это сделало обоснованным и постановку вопроса о создании единой науки о человеке, предметом которой был бы человек во всех свойствах и отношениях, во всех своих связях с внешним (как природным, так и социальным) миром. Сегодня этой наукой является Антропология.  Сегодня  появлению многих наук, в названии которых присутствует само слово «антропология» никого не удивишь.  Это - культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и др.


                АНТРОПОЛО;ГИЯ
(от греч. ;;;;;;;; – человек и ;;;;; – учение) – наука о происхождении человека и его рас, об изменчивости строения тела человека во времени и территориально.
Ч
еловек качественно отличается от всех других  живых существ: будучи биологическим  организмом, он вместе с тем  и общественное существо. Правильное понимание биологической эволюции человека невозможно без анализа закономерностей развития человеческого  общества. В силу этого Антропология тесно связана не только с биологическими, но и с общественными  науками.
Формирование Антропологии как самостоятельной дисциплины относится к девятнадцатому веку. Наиболее ранними признаками зарождения Антропологии  принято считать анатомические познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей.
Значительного  развития Антропология  достигла в Древней Греции и Риме.
Термин "Антропология" принадлежит Аристотелю. Его заслугой является разработка важнейших морфологических критериев для характеристики человека, многие из которых могут быть приняты и в настоящее время. Аристотель отметил, что человек принадлежит к царству животных. Также, К. Линней и Ж.-Б. Ламарк высказывали идеи о том, что человек произошел от обезьяноподобных предков. Лукреций в поэтической форме изложил историю естественного развития человека и его материальной культуры. С именем римского врача Галена связывается расширение анатомических знаний.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) впервые употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось это понятие в теологии, психологии, философии и многих гуманитарных науках (искусствознание).
Середина 19 в. является самым важным периодом в истории Антропологии. Эволюционная теория Дарвина  "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), "Происхождение человека и половой отбор" (1871)], нанесла удар креационистским представлениям в вопросе о происхождении человека.   Ещё более  явственней  стала проступать, подготовленная идеями трансформизма Ламарка (1809), археологическими  исследованиями Буше де Перта, геологическими  работами Лайеля,
             Начиная с 60-х гг. 19 в. резко возрос интерес к основным  антропологическим проблемам (происхождение человека, происхождение и систематика человеческих  рас, расселение человечества)
Разными задачами и методами исследования Человека обусловливается деление современной антропологии на три основных раздела: Физическая Антропология - учение о происхождении человека (см. антропогенез), морфология человека и этническая Антропология, или расоведение, которые тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

                Физическая антропология
Ф
изическая антропология – раздел антропологии, занимающийся прежде всего изучением человека с биологической и эволюционной точек зрения. Круг интересов физической антропологии как таковой связан с происхождением и изменением человеческого вида и тяготеет к сферам эволюционной биологии, демографии и археологии.

           Антропогенез – процесс биологической эволюции предшественника человека, развитие его трудовой деятельности, речи. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется антропогенезом или антропосоциогенезом. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей "Системе природы" (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона об орангутанге. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. В XVIII - первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль в этом сыграли исследования французского археолога -  Буше де Перта. В 40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей "Философии зоологии" он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных). Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: "Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения". Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
                Морфология человека
 Изучает изменчивость строения тела человека, обусловливающие ее факторы, закономерности роста и телосложения во взрослом состоянии и в процессе индивидуального развития. Большое место занимают исследования групп крови. В морфологии человека широко применяются методы антропометрического обследования больших контингентов населения с последующей обработкой полученных данных приемами статистики.
                Философская антропология
Философская антропология — это часть философии, в которой осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром. Антропология – понятие, обозначающее «человековедческий» аспект той или иной науки, соотнесенность той или иной области знания с проблемой человека. Особенно выделяется философская антропология. Философская антропология сложилась в самостоятельную дисциплину поздно, лишь в эпоху Возрождения1
Общим для представителей «философской антропологии» является стремление к целостному рассмотрению человека, единому объяснительному принципу его органических особенностей, душевно-эмоциональной сферы, познавательных способностей, социальности.
Культурная антропология
К
ультурная антропология – это направление в развитии антропологических исследований, в которых в качестве основы полагается анализ культуры (ее исторических форм, ее общего генезиса, ее структурных особенностей и т. п.).
Понятие культуры приобрело особенно большое значение в конце 19 – начале 20 века
Со временем у человечества не появилось ощущения, что всё сказанное учёными – это окончательный вердикт о ЧЕЛОВЕКЕ и его происхождении на  планете Земля.
В современной  жизни вопрос - откуда на Земле появились люди? – не остался без внимания.
 Казалось бы, на данный вопрос ответ известен каждому, ведь ученые предоставили достаточно весомые доказательства теории эволюции, которая гласит, что человек произошел от обезьяны. В то же время, существует немало и других, альтернативных, теорий происхождения человека. Как правило, у этих гипотез доказательств, практически нет, хотя сами эти идеи достаточно интересны своей оригинальностью и смелостью.
На протяжении многих столетий достаточно успешно отвечала на вопрос о происхождении человека религия. Идея о том, что человек был создан Богом, впрочем, как и любые другие религиозные теории, не требовала никаких доказательств, только веры. В прошлом наука была не очень развита, а люди в большинстве своем были недостаточно образованны. Именно поэтому религиозная теория происхождения человека устраивала всех. Со временем наряду с теологической теорией появились и другие, в частности, и теория эволюции Дарвина. Изначально гипотеза о том, что человек мог произойти от обезьяны, в обществе вызвала бурный протест. Но когда Дарвин опубликовал свой научный труд о происхождении видов, креационизм получил серьезного конкурента.
КТО НАМУСОРИЛ В ГЕНОМЕ?
О
дин из научных аргументов, опровергающих божественное происхождение, появился совсем недавно, когда ученые смогли расшифровать геном человека. Оказалось, что бОльшая часть генов просто не нужна - это мусор, доставшийся нам в наследство от эволюционных предков.
- Раньше считалось, что у человека около миллиона генов, если судить по размеру генома, - объясняет Рубцов. - Но оказалось, что генов всего 30 тысяч. Остальное, скорее всего, лишнее. Четверть генома - это вообще псевдогены, которые перестали работать. Например, у наших предков был хвост и были гены, которые обуславливали густоту кисточки хвоста. Сейчас нет ни кисточки, ни хвоста, а гены остались. Это подчеркивает, что человек был создан не по разумному плану, а появился в процессе эволюции.
Но и на такой аргумент у креационистов есть свой ответ: Бог заложил в человеке множество возможностей на все случаи жизни. Может, и пушистая кисточка на кончике хвоста когда-нибудь да пригодится.
Согласно утверждениям Дарвина и его последователей, человек произошел от древних обезьян, которые были общими предками и современных обезьян, и современных людей. Основную роль в этом играл естественный отбор. Чтобы существовать более-менее комфортно, предки человека вынуждены были становиться боле умными и хитрыми по сравнению с остальными видами. Хищников можно было победить лишь хитростью, поскольку ни острых когтей, ни внушительных зубов, ни умения быстро бегать у древнего человека не было. Свое несовершенство древние люди были вынуждены компенсировать хитростью и использованием различных приспособлений и орудий. Таким образом, человек стал первым биологическим видом, в котором выживали только наиболее умные особи  и хитрые, а не быстрые и зубастые. В конечном итоге, это и стало причиной развития мозга человека и появления человека разумного.
                К примеру, геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.
История создания теории  эволюции
 И
ли естественнонаучная теория базируется на большом количестве археологических, зоологических, биологических и других данных исследований многопрофильных специалистов. Основным ее представителем является Чарльз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, который совершил многолетнее кругосветное путешествие, в процессе которого исследовал континентальные геологические участки суши и отдельные островные образования с целью объяснить происхождение и развитие растительного и животного мира, а также геологического движения. Свое уникальное кругосветное путешествие он совершил в качестве натуралиста экспедиции в 1831–1836 годах на английском бриге «Бигль» под командованием капитана Роберта Фиц-Роя (1805–1865). Итогом этого плавания стали 5 томов зоологических и 3 тома геологических результатов. Открытия и наблюдения Дарвина на Галапагосских островах, в Южной Америке и других местах заложили основу для рождения его теории эволюции, с помощью которой он сумел предметно обозначить объективные связи всех явлений и процессов в биотической природе, а также установить изменяемость видов растительного и животного происхождения и преемственность между ними. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновывал гипотезу о том, что человек произошел в результате земной эволюции. При этом ученый не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, он лишь полагал, что и у людей, и у человекообразных обезьян есть общий предок и не более. Для того чтобы понимать естественнонаучную теорию происхождения человека в соответствии с исследованиями Ч. Дарвина, особую важность представляет момент эволюции, под которой понимают биоразвитие от низшего к высшему и наличие в биотическом низшем тех элементов, которые нужны для роста высшего и снятия в высшем низшего. В философском понимании эволюционного процесса человека важно осознавать все объективные факторы, которые способствуют его становлению – биотические и абиотические. Одновременно с пониманием объективных факторов процесса эволюционного преображения «био» в «социо» важна также и деятельностная (природно-общинная) связь, предполагающая комплексный подход, в который входили:
• Охота, которая способствовала формированию способностей
• Хозяйственно-бытовое взаимодействие (коллективный и индивидуальный труд)
• Язык (речь, передача информации, общение)
• Различные формы брачно-семейных и этнических взаимоотношений.
Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации.
Эволюционная теория происхождения человека

Впервые мысль о том, что человек и обезьяна – в какой-то степени родственники, была выдвинута в конце XVIII века.
ШИМПАНЗЕ КРУЧЕ ЧЕЛОВЕКА
- Человек умелый, Homo habilis, мог быть переходным звеном между человеком и обезьяной, - рассказывает Рубцов. - Он существовал параллельно с австралопитеками - те, хотя и были прямоходящими, по строению головы типичные обезьяны. А у человека умелого мозг был уже в полтора раза больше - 600 кубических сантиметров, он мог делать примитивные каменные орудия.
С момента, как люди и обезьяны пошли разными эволюционными путями, шимпанзе с точки зрения приспособленности организма к жизни на земле оказался гораздо круче. Например, шимпанзе отрастили себе клыки, а человеку с его слабой челюстью пришлось изобретать стоматологию. Почти через столетие появился знаменитый труд Чарльза Дарвина о происхождении видов, где естествоиспытатель убедительно доказывал, что человек произошел от животных, в частности – от человекообразных обезьян, возможно, уже вымерших. Были приведены доказательства, неопровержимо свидетельствующие о том, что человек имеет с животными много общего.
Конечно, подобные идеи не сразу нашли понимание даже в научных кругах. Однако теория эволюции была научной теорией, основанной на доказательствах, в то время как религиозные концепции основывались лишь на вере. И хотя список доказательств был далеко не полным, например, так и не удалось найти следы общего предка человека и обезьяны, или же вывести человека в лабораторных условиях, лучшей теории просто не существовало. Не существует ее и сегодня. Другие версии происхождения человека, как правило, бездоказательны и основаны лишь на предположениях, которые с равной степенью вероятности могут быть истинными и ложными. И хотя эти версии могут быть по-своему забавны, серьезно относиться к ним нельзя.
Заслуга Дарвина состоит в том, что он систематизировал особенности разных видов и выявил их общие черты. Определение родства всех существующих на планете организмов, в том числе и человека, сегодня научно доказано и не вызывает сомнений.
Была ли обезьяна?
Сегодня принято считать, что человек произошел от обезьяны или от так называемого общего предка человека и обезьяны. Интересно, что первым эту идею озвучил не Чарльз Дарвин, а француз Жорж-Луи де Бюффон в XVIII веке.
 Восторга у публики новая теория не вызвала: книгу «Естественная история животных» публично сожгли. Однако позднее Чарльз Дарвин смог обосновать возможность происхождения человека от обезьяны (или некого вымершего общего предка), доказав, что в физиологии и поведении человека есть многое от животных, что свидетельствует о родстве человека и других представителей животного мира.

Т
еория эволюции смогла объяснить близость человека и иных животных, в частности, обезьян. Со временем люди привыкли к тому, что обезьяны – их близкие родственники, хотя теория Чарльза Дарвина нравилась далеко не всем. Этот блестящий ученый относился к религии в высшей степени скептически, но такой взгляд в конце XIX века разделяли лишь немногие.
В то же время некоторые аспекты теории эволюции еще требуют доказательств. Их отсутствие привело к тому, что появились альтернативные концепции происхождения человека. Кроме того, стройная теория эволюции имеет определенные слабые места. Например, непонятно, почему не удался ни один опыт по скрещиванию обезьян разных видов с целью выведения человека. А если человек произошел не от обезьяны, а от какого-то общего предка, то почему до сих пор не удалось определить, какой же из видов древних людей был настоящим предком человека. Несмотря на обилие находок, пока еще неизвестно точное название существа, от которого произошел человек, и его точные же характеристики. Это и позволяет некоторым отрицать тот факт, что человек произошел от обезьяны в результате эволюции. В теории Дарвина есть слабые места. Он не знал, как наследуются разные признаки. Думал, что они «растворяются» при скрещивании. Например, если скрестить белый тюльпан и красный, в потомстве получаются розовые. На этом его смог подловить инженер Флеминг Дженкин. Он задал Дарвину простой вопрос: как же тогда сохранились разные виды, если их отличительные черты все разбавляются и разбавляются? Эта задачка так мучила Дарвина, что ее даже прозвали «Кошмаром Дженкина». Ответ пришел вместе с развитием генетики. Ученые выяснили, что признаки не разбавляются, а наследуются целиком и могут по-разному сочетаться в потомстве. В том же примере с тюльпанами в следующем поколении будут не розовые, а снова красные и белые цветы. Или вот последователи Дарвина считали, что мутации - это аномальное явление. А генетики доказали: наоборот, именно за счет мутаций и происходит эволюция. Природа не стремится к некому идеалу, а пробует разные комбинации признаков. Удачные остаются, а неудачные вымирают вместе с их обладателями.
Почему человек и обезьяна выжили, а промежуточные формы — нет? А вы можете себе представить параллельно существующие и мало взаимодействующие две высокоразвитые цивилизации двух разных видов людей? Я — нет. Ещё труднее представить их мирное сосуществование, если одна из цивилизаций находилась бы на более высокой ступени развития, чем другая. В каменном веке люди охотились на крупных животных — мамонтов, оленей. Чем бы они питались сейчас: совершали бы регулярные набеги на стада коров и овец? Нетрудно себе представить их дальнейшую судьбу. Два вида, занимающие одну и ту же экологическую нишу, не могут сосуществовать в пределах одной территории — известное экологическое правило. Так что об отсутствии других видов людей на Земле можно только пожалеть, но удивляться тут нечему. Справедливости ради надо сказать, что такая картина сложилась относительно недавно — 30 тысяч лет назад, когда конкуренция за пищу между племенами охотников возросла. До этого на протяжении более 4 миллионов лет разные виды предков современного человека уживались вместе. Например, в Европе племена неандертальцев и кроманьонцев жили бок о бок на протяжении 30 тысяч лет. Это почти в четыре раза больше, чем возраст современной цивилизации: первые государства появились примерно 7—8 тысяч лет назад.
Существуют достаточно сильные аргументы, которые нужно привести против теории Дарвина о происхождении человека. Это так называемые — комплексные или несократимые органы.
Это аргумент против теории, который был признан самим Дарвиным. Вся теория была построена на постепенном развитии биологического организма (униформизм). Дарвин признал тот факт, что если будут обнаружены «несократимые» биологические конструкции, то есть такие, при устранении из которых хотя бы одной «детали» приведёт к отказу работоспособности всей конструкции, то его теория «постепенного» развития в ходе эволюции — потерпит полный крах и теория будет опровергнута. И такие биоконструкции были найдены.
Наверное, в истории человеческих заблуждений прямо-таки глобального характера, эволюционная теория Дарвина поистине занимает заслуженное первое место.
 Но продолжим развивать эту мысль дальше.
Сходства и различия с животными
Г
оворя кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством. Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества.
На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.                Что же мы узнали?
По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Человек как вид
Ч
еловек появился в результате долговременного и сложного эволюционного процесса, его появление обусловлено развитием животного мира. В строении, генетике, биохимии человека сочетаются признаки, свойственные всем представителям живого мира, с характерными только для собственного вида. Его особенности позволяют выделить его в отдельный биологический вид Homo sapiens – Человек разумный.
В биологической систематике положение человека определяется следующим образом:
Империя – Клеточные;
Надцарство – Эукариоты;
Царство – Животные;
Подцарство – Многоклеточные;
Тип – Хордовые;
Подтип – Позвоночные;
Класс – Млекопитающие;
Подкласс – Плацентарные;
Отряд – Приматы;
Подотряд – Высшие приматы (Обезьяны);
Семейство – Гоминиды;
Род – Человек;
Вид – Человек разумный. 
Как говорилось выше, сегодня вопросами происхождения человека занимается отдельная наука - антропология. Она исследует проблемы антропогенеза, относя родовое название Homo не только к единственному существующему сегодня виду, но и к вымершим. Род Хомо выделился в отдельный таксон более 2 млн лет назад в Африке, обособившись от тупиковой ветви развития – австралопитека. На данный момент остальные виды рода Хомо, которых в разное время существовало более десятка – вымерли. Среди них – Homo erectus (Человек прямоходящий), Homo habilis (Человек умелый), Homo neandertalensis (Человек неандертальский), Homo ergaster (Человек работающий) и другие. Знаменательными вехами в антропогенезе, способствовавшими обособлению рода Хомо от других представителей семейства гоминид стали: использование огня, орудий труда и становление языка. Самое быстрое развитие нашего вида происходит в последние 50 тыс лет.
Теория Дарвина потому и названа теорией, хотя ее совершенно безосновательно и возводят в ранг учения. Правильнее будет сказать, что это просто несостоятельная гипотеза. Так как же получилось, что выдумка на ровном месте стала на долгие годы практически основной?

продолжение


Рецензии