I Кнопочки
За очищенным стеклом шлема простирался унылый и однообразный пейзаж планеты, не предвещая ничего хорошего. Безуспешно пытаясь вернуться на корабль, он уже два часа ехал вперед и почти потерял надежду. В сотый раз опустил взгляд на приборную панель, на которой черными заплатками торчали экраны дисплеев:
- Не работают. Черт меня дернул вчера свернуть в эту расщелину! Исследователь! Пять шагов до корабля, и потянуло на неизведанное! И скутер чуть не угробил, и сам едва не погиб. А теперь любуюсь на эти неживые чудеса электроники!
Он прекрасно знал, что правила техники безопасности запрещали выезд без исправных приборов навигации, но самонадеянно нарушил инструкцию. Ему все казалось, когда он запускал двигатель, что вот-вот и все приборы оживут. Намеренно задерживал выезд, и все смотрел на приборную панель. Успокоив себя, что сегодня маршрут будет несложным, он опустил защитный купол скутера, и наклонил ручку джойстика вперед…
Теперь он понял, что может жестоко поплатиться за свой опрометчивый поступок. Остановился, выключил двигатель, и постарался сосредоточиться:
- И так, что я имею? Навигатор не работает, автопилот не работает. А как было здорово! Ткнул кнопку, послушал приятный женский голос, который подробно все расскажет, куда и как ехать, ткнул другую кнопочку, и поехал отдыхать! Надо было запомнить всю процедуру возвращения, а то в голове остались одни кнопки. Ладно, попробую восстановить свои действия с момента выезда. С самого утра я ехал прямо, стараясь не сворачивать, чтобы опять не попасть в переплет. Сделал пять остановок, набрал образцы почвы, как просило это чертово Агентство, потом пообедал, дальше… Дальше, дальше, что было дальше? А, да! Дальше я отдыхал, примерно час и опять поехал. Как плохо, что не работает навигация! А что если попробовать починить её?
Проверив, хорошо ли закрыт защитный купол скутера, снял перчатки и принялся внимательно осматривать приборную панель. Не имея ни малейшего представления как она устроена, он полагался на свой опыт, которого у него не было.
- Должна же здесь быть хоть какая-нибудь кнопка для открывания панели! Ага, вот она! Красненькая!
С радостным чувством, что сейчас произойдет чудо, он нажал кнопку и в гробовой бесшумности планеты раздался чудовищный звук аварийной сирены! Стараясь не паниковать, он хладнокровно придавил пальцем дурацкую кнопку. Сирена замолкла.
- Зараза, не то, хотя можно рискнуть, а вдруг услышат?
Он опять включил сирену, досчитал до ста, выключил и стал напряженно вслушиваться:
- Тишина. Только в голове сильно звенит. Может еще раз включить? Нет, а то совсем оглохну. Нужно, все-таки попытаться открыть панель.
Добросовестно обследовал каждый миллиметр панели, убедился, что других незнакомых кнопок на ней нет, и решил бросить эту затею.
- Стоп! А если так!
Окрыленный новой идеей он принялся по очереди нажимать каждую кнопку. Потом прошелся по кнопкам в обратном порядке, потом хаотично, и в завершении стал стучать по ним, как по клавишам пианино. Последние «аккорды» он брал по всей панели, кулаками.
Результат такого «ремонта» был неожиданный. Дисплеи покрылись паутиной трещин, но светиться и показывать обратную дорогу по-прежнему отказывались.
- Ну и ладно. Можно определиться по звездам! И почему раньше мне в голову не пришла такая простая мысль. Надо дождаться темноты, и я спасен! И к черту эти навигаторы, автопилоты, и прочие премудрые штучки, взяли моду, осталось только по нужде ходить с навигатором! Тысячи лет нормальные люди обходились без них, ориентировались по звездам. Сейчас дождусь темноты, и через пару часов я на корабле!
Что бы ни тратить время даром, надел перчатки, открыл защитный купол и вылез из кабины:
– Пора заняться гусеницами, долго они не протянут в таком состоянии.
Дело продвигалось медленно, любое движение ему давалось с трудом, особенно тяжело было забивать огромной кувалдой вылезшие из своих мест металлические пальцы, скрепляющие траки гусениц.
- Хорошо, что надел легкий скафандр! – утешал он себя.
Завершив работу, залез в кабину и устроился поудобнее.
-Черт меня дернул согласиться работать на это дурацкое Агентство, даже мама говорила, что не надо, так нет, попался на удочку! Прекрасная перспектива, большая вероятность обнаружения условий, пригодных для существования жизни, вечное уважение и почет первооткрывателю! И прочая бла-бла-бла… А на самом деле, подсунули старый корабль, и бредовые данные разведочного зонда!
Вспомнил плутовскую морду главного диспетчера и его суетливую поспешность при вручении полетного задания. Дураку было понятно, что Агентству выгоднее послать его, чем тратиться на полет роботизированной станции. На этой полуразвалившейся железяке его загнали на край света, и теперь ему приходилось в одиночку выкручиваться из пиковой ситуации. Еще при посадке он понял, что данные разведочного зонда были неверны. Посадочные двигатели не смогли погасить скорость снижения, и корабль врезался в грунт с такой силой, что половина бортовых приборов отказалась работать. Теперь он не мог точно определить ни состав атмосферы, ни силу гравитации. Единственное, что он смог выяснить, это температурные данные планеты, они были в пределах нормы.
Лабораторная крыса сдохла через два часа, после пребывания вне корабля. Глядя на то, как она ползала по клетке, было непонятно, толи ее плющит гравитация, толи ей не нравится состав атмосферы. Теперь плющит его, при каждом выходе из корабля. По этой причине он старался сократить свои маршруты и скорее вернуться на корабль, где гравитация была нормальной. Проверять на себе состав атмосферы не стал, рисковать он не любил. Поэтому покидал корабль только в скафандре, с солидным запасом дыхательной смеси.
Пока эти невеселые мысли чередовались в его голове, наступила ночь. Очнувшись, он начал пристально вглядываться в яркие точки на небосклоне, пытаясь вспомнить хоть что-нибудь из лекций по астрономии. Но кроме земных разнокалиберных медведиц не мог вспомнить ничего. Внимательно осмотрев весь небосклон, окончательно запутался, и ему стало совсем неуютно, и понятно, что вернуться по звездам не суждено. Тем более он не знал, под какой из этих ярких точек, находится его корабль.
- Так, нужно вспомнить, о каких еще способах ориентировки рассказывали на лекциях. Помню, показывали круглую штуку с бешеной стрелкой, такой у меня нет. Что еще? А, да! Ходьба по Солнцу! Солнце осталось далеко. Говорили что-то про мох на пенечках, и откуда они здесь возьмутся? Умники, что мне сейчас может пригодиться из всего этого? Ничего! Правильно делал, что почти не ходил на лекции, все равно без толку. И кислорода в баллонах осталось на двадцать часов, а потом… потом уже не понадобится!
Продолжая сердиться на себя и на всю свою никчемную жизнь, завел двигатель, включил дальний свет, и поехал, придерживаясь прежнего направления. Проехав километров пять, увидел вдали слева трещину, уменьшил скорость и стал более внимательно смотреть вперед. Через десять километров, ему пришлось совсем остановиться, огромный каньон преградил дорогу.
-Ничего не видно, придется дожидаться рассвета, а там разберусь.
Еще раз проверил запасы кислорода, нужно поторапливаться, но рисковать нельзя, посмотрел на часы - до рассвета оставалось немного.
- Опять ждать, необходимо расслабиться и не шевелиться, буду экономить кислород, и думать о хорошем.
Но память, почему-то опять подкинула сюжет, который «приятным» назвать было нельзя. В последнее время, все чаще он вспоминал именно это…
На огромном плацу колледжа астронавтов стояла группа из шести человек, среди которых был он. Перед курсантами вышагивал и кипел от злобы капрал. Раскрасневшись, брызгая слюной, он орал:
- Вас всех надо наградить медалями за храбрость и сообразительность! Вы храбро сдали кровь на анализы, отлично сдали мочу! Только экзамены сдать не смогли! Тупицы!
Чертыхнувшись, ему с трудом удалось отогнать от себя это наваждение. Он не любил вспоминать годы учебы, и как его тащили с курса на курс, только благодаря заслугам отца.
- Я им еще докажу, что свое звание получил не зря!
Приободренный такой мыслью он встретил наступивший рассвет. Сейчас было видно, что каньон тянулся справа налево, под углом в сорок пять градусов и где-то впереди он должен закончиться.
- Придется взять левее, а когда объеду, вернусь на прежний курс!
Довольный принятым решением, залез в кабину скутера и помчался вдоль края каньона. Времени в запасе у него оставалось немного, и нужно было торопиться. Постепенно выяснилось, что каньон имеет странную особенность, постоянно отклоняется в левую сторону.
- Похоже на огромную дугу, скорее бы он закончился!
И тут пришлось резко затормозить, он увидел перед собой следы гусениц! Они перпендикулярно расположились перед скутером! Он выбрался из кабины и принялся разглядывать неожиданную находку:
- Да ведь это следы моего скутера! Стоп! Неужели мне пришлось сделать круг? И как я теперь смогу продолжить поиски корабля, если не вернусь на прежний курс?
В полной растерянности он стоял и тупо смотрел на полоски в грунте. Пытаясь сконцентрироваться на сложной задаче, постарался успокоиться и стал размышлять:
- Попробую нарисовать схему, всю, с самого начала.
На пыльной поверхности скутера появилась точка и надпись «корабль», вверх потянулась прямая линия, от которой влево поползла кривая дуга. В недоумении уставился на свой рисунок, и тут у него начали возникать какие-то смутные ассоциации:
- И что получилось, на что это похоже? А получился дурацкий знак вопроса! Как будто мало мне их на сегодня. Спокойно! Буду рассуждать логично. Если я поеду налево, то опять буду ехать по краю каньона, и вернусь сюда. Это я уже делал. Такой вариант мне не подходит. А если я поеду направо, то получится, что буду двигаться в обратную сторону, туда, откуда приехал! Так, продолжим, а откуда я приехал? От корабля! Значит, если мои выводы верны, то я смогу вернуться на корабль!
Довольный, что так легко решил труднейшую задачу, он забрался в кабину, и на бешеной скорости помчался в обратный путь. Душа его ликовала!
- Спасен!
И тут его осенило, его опыт должен послужить всем астронавтам:
- Непременно запомнить и обязательно передать в Агентство. В инструкцию по спасению экипажа надо записать правило - для того что бы вернуться к кораблю без приборов навигации, необходимо после завершения маршрута проехать десять километров и свернуть налево, под углом в сорок пять градусов! Потом постоянно держать курс левее, наткнувшись на следы скутера повернуть направо и ехать по ним!
Далее - http://proza.ru/2020/12/03/252
Свидетельство о публикации №220120300250