23. Деятельность по образованию личности
Если пытаться классифицировать педагогическое бытие, то оно образует некий пересекающийся класс, подверженный непрерывным изменениям на различных уровнях. Примером такого пересечения служит и самое предмет философии образования.
Универсальное множество бытие включает класс педагогическое бытие, педагогическое бытие, в свою очередь, включает подкласс бытие школы. Таким образом бытие состоит из слагаемых, отрицающих друг друга и самое бытие, классов и подклассов: педагогическое бытие не есть бытие, а бытие школы не есть педагогическое бытие в самом широком значении. В силу причастности к универсальному множеству внутри классов и подклассов действуют общие законы бытия, но имеется и особенное, бытие школы представляет собой единичное в общем, находящееся с особенным в единстве.
Если исходить из того, что существует множество исходных оснований и начал бытия (плюрализм), можем утверждать, что одновременно универсальное множество бытие включает класс человеческое общество, которое, в свою очередь, включает подкласс государство, отрицающее как отрицание человеческого общества и самоё бытие. То есть государство, человеческое общество и бытие находятся отношениях аналогичных описанным выше. И любая школа, как таковая, при этом – институт государства.
Однако отношения между субъектами школы несколько другие, особенно если под ними понимать интересы субъектов: учитель, ученик, родители. Все субъекты находятся в отношении частичного совпадения интересов, полностью в подчиненном отношении классу общество, и их интересы пересекаются с интересами государства, независимо от того, представляется: ли оно им как искусственное образование в результате общественного договора, или как развивающийся социальный организм наподобие семьи.
При этом, если родители и учителя как состоявшиеся личности в большинстве своём ощущают свое причастность обществу и государству, то ученик, как развивающаяся личность (в случае если индивид встал на путь развития), пока не способен в полной мере ощутить причастность государству, и смутно представляет себе причастность человечеству.
Отыскание элементов, общих для учителя, родителей и учеников приходится на развитие, образование, воспитание и самовоспитание личности ученика. Следовательно, данное пересечение есть и должно быть конгруэнтно личностям учеников, родителей и учителей. Любая личность признается современной педагогикой как первичная творческая реальность, имеющая чувство собственного достоинства, независимо от стадии ее развития. Если мы это признаем, то в этом случае совместная деятельность и коммуникация с другими членами общества будут восприниматься без страха и тревоги.
Замечаем, что общий центр деятельности в любой школе несколько смещен в сторону интересов родителей и учителей. Образование и воспитание личности ученика заключается в постепенном прохождении ученика от эгоцентрической позиции и удаления от нее в сторону общественных интересов.
== Воспитательная реальность ==
Любой живой организм подчиняется общим законам бытия и претерпевает изменения с момента зачатия до момента единения с неживой природой.
Человек – реальность материального мира. Если понимать под воспитанием целенаправленное развитие человека с момента рождения, то следует признать очевидное:
- последовательную смену объективных и субъективных состояний одного и того же человека;
- совокупность последовательных действий, обеспечивающих достижение результата в воспитании.
Таким образом, воспитание динамично и обладает характерными свойствами процесса в полной мере.
Если включить сюда освоение культуры, ценностей и норм общества, то в рамках единого процесса взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты: учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Следовательно, в воспитании просматриваются три составляющие:
- воспитание через образование;
- воспитание через организацию жизнедеятельности определенных общностей;
- самовоспитание личности.
И если мы рассуждаем о воспитательной реальности, то она безусловно существует в действительности, но ее не следует изолировать как от объективной реальности, т.е. материи, так и равно от субъективной реальности. А это значит, что воспитательная реальность:
- подвержена изменению в зависимости от состояния объективно-идеального бытия (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.);
- становится причиной изменений бытия личности и подвергается обратному воздействию со стороны самой личности.
Свидетельство о публикации №220120300384