Потопление английских линкоров подводниками

Некоторыми историками прошедшие в ХХ веке ДВЕ мировые войны рассматриваются как две серии ОДНОЙ мировой войны, начавшейся в 1914 году и завершившейся в 1945 году.  И этому есть основания, но не будем об этом.

Как известно,  Британская империя к началу ХХ века была самой могущественной. Как говорили сами британцы, над ней никогда не заходит солнце, подразумевая наличие колоний, ставших позже называться доминионами, от Австралии далеко на востоке и Канады в западном полушарии.  Англия  назвала себя «владычицей морей», и с этим было согласны их противники на морских просторах.

Британцы многое делали, чтобы поддержать свое реноме владычицы морей.  У них был очень большой торговый и военно-морской флот. Именно англичане построили линейный корабль под названием Дредноут, давший начало новому поколению суперлинкоров.  Но строительство таких кораблей требовало очень много средств, и поэтому ими старались без нужды не рисковать.  Почти всю Первую мировой войну они простояли в базах, лишь изредка выходя в море.  Состоялось всего одно морское сражение с участием крупных кораблей – линкоров и тяжелых крейсеров в Северном море, получившим название Ютландского.

Во Вторую мировую войну  участники вступили в уверенности, что самой грозной силой на море являются линкоры.  Авианосцы с базирующимися на них тихоходными самолетами считались второстепенным оружием. Атака английских торпедоносцев с авианосца на итальянскую военно-морскую  базу в Таранто и японских самолетов на Перл-Харбор были еще впереди.

Начавшая Вторую мировую войну Германия, напав на Польшу, была континентальной державой, и военно-морской флот в ней не был в числе приоритетов.  Построенные в Германии линкоры «Шарнхорс» и «Грейзенау» уступали по мощи английским линкорам, а «Бисмарк» и  «Тирпиц» еще достраивались.  Поэтому основной силой на море, на которую рассчитывали немцы, являлись подводные лодки, но их количество было катастрофически мало.  Поэтому главной задачей субмарин было потопление транспортных судов, чтобы нанести урон торговому судоходству Британии, зависящей от поставок из своих заморских колоний.  При этом лодки не очень рисковали, а вот атаки на боевые корабли были опасны.

Война, которую объявили Германии Англия и Франция в сентябре 1939 года, получила название «странной», потому что боевые действия на суше не велись. Но вот на море они начались с первых дней войны.  И одним из резонансных фактов в войне на море явилось потопление «Атении».

Еще с конца августа немецкие подводные лодки находились в боевой готовности в открытом море. Едва получив сообщение о вступлении Англии в войну, подводная лодка U–30 под командованием Лемпа обнаружила пассажирский пароход, который следовал курсом, позволявшим лодке выйти в торпедную атаку. Пароход шел противолодочным зигзагом, то и дело меняя курс. Это вызывало подозрение. Учитывая, что пассажирские суда легко и быстро могут быть переоборудованы для военных перевозок, и установив, что пароход принадлежит Англии, Лемп решил атаковать его. Он был уверен, что атака является оправданной и не противоречит международным правовым нормам. «Атения» была потоплена, и вместе с ней погибло 117 человек, в том числе пассажиры, следовавшие из Англии в США, включая несколько американцев.  Германия боялась, что США объявят им войну, поэтому до 1946 года не признавалась в потоплении своей лодкой.

Трагическая ошибка повлекла за собой крайне неприятные последствия. Прежде всего, этот случай позволил Англии утверждать, что немцы вопреки международным конвенциям с первого же дня военных действий на море начали вести неограниченную подводную войну. Даже после того, как последующие действия немецких подводных лодок должны были убедить в том, что «Атения» потоплена по ошибке, Англия продолжала ссылаться на этот якобы показательный случай для оправдания своих собственных нарушений конвенций. Версия об умышленном потоплении пассажирского парохода «Атения» поддерживается в Англии и до настоящего времени. Позднее можно было доказать, что соответствующие ответные меры были предусмотрены Англией раньше потопления «Атении», независимо от этого события, и частично применялись Англией с самого начала войны.

В свое время германское правительство опровергло утверждение противника о ведении немцами неограниченной подводной войны и даже оспаривало самый факт потопления «Атении» немецкой подводной лодкой. Надо сказать, что в тот момент правительство Германии считало такое заявление не отвечающим действительности, так как ни одна из находившихся в открытом море лодок не доносила об этой атаке. Лишь в конце сентября, то есть после возвращения U–30 в базу, из личного доклада командира лодки командующий подводными силами Германии Дёниц узнал о потоплении «Атении». Оказывается, Лемп отлично представлял себе последствия ошибки и поэтому своевременно не донес командованию о случившемся. Вместо того, чтобы хотя бы теперь признать факт потопления этого пассажирского парохода немецкой подводной лодкой и выразить сожаление по поводу ошибки, по настойчивому требованию политического руководства это по-прежнему упорно отрицалось. Лемп по приказу Дёница вырвал листы из журнала боевых действий, где отражался факт атаки «Атении»,  и заменил их.

Таким образом, можно сказать, что торпеды с немецкой подлодки U-30, ставшие прямой или косвенной причиной гибели 28 американцев, оказались первым "гвоздем" в "гроб" политики изоляционизма США в отношении войны в Европе и помогли президенту Рузвельту начать настройку американского общества на войну с Гитлером. Кроме этого потопление "Атении" позволило Великобритании официально не выполнять условия Лондонского морского соглашения на основании того, что противник отказался от его выполнения первым. В результате все надежды на ведения правила войны на море по договоренностям мирного времени рухнули.

Англичане на весь мир кричали о том, что немецкие подводники умеют воевать только с беззащитными пассажирскими и торговыми судами, и боятся это делать с боевыми кораблями.  Чтобы доказать, что это не так, Дёниц, в то время еще всего капитан 2 ранга, решил нанести удар в самое сердце британского флота, в базу Скапа-Флоу.  И восемьдесят один год  назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом,  а также о втором потоплении британского линкора, написано в данном материале.

Лучшая гавань на свете
Природа сделала Великобритании щедрый подарок, наградив её чудным местом под названием Скапа-Флоу. Эта естественная бухта на Оркнейских островах площадью свыше 300 кв. километров — одна из наиболее удобных гаваней на планете и может вместить в себя множество кораблей и судов с большой осадкой.

Изначально англичане не использовали её в военных целях. Но наступил ХХ век, и у британского флота появился новый противник — кайзеровская Германия. Строя мощный флот, немцы бросали вызов Великобритании.

Теперь британское Адмиралтейство обратило внимание на Скапа-Флоу и сделало её главной базой своих ВМС. Удачное расположение гавани позволяло Гранд Флиту легко контролировать выход из Северного моря. Теперь англичане могли блокировать прорыв немецких эскадр, быстренько выведя из Скапа свои линкоры.

Новое оружие
Казалось бы, британцам не о чем беспокоиться. Их могучий флот запер кайзеровские корабли в Гельголандской бухте. Англичанам нужно просто сидеть на Оркнейских островах и ждать, когда противник решится на генеральное сражение. Однако вскоре спокойствие островитян улетучилось. На арене морских баталий появилась подводная лодка, сразу заявившая себя грозным оружием.

Пятого сентября 1914 года немецкая субмарина U-21 потопила британский крейсер «Патфайндер». А спустя две недели произошла настоящая катастрофа — подводная лодка U-9 отправила на дно сразу три броненосных крейсера Его Величества.

Это был тревожный сигнал британскому флоту. В море появился противник, способный уничтожать военные корабли вне зависимости от мощности их брони или количества пушек.

Ужас Скапа-Флоу
Адмиралтейство обеспокоилось — ведь субмарина может скрытно, под водой, проникнуть прямо на рейд флота. В Скапа-Флоу всерьёз взялись за противолодочную оборону. Главные входы в гавань перекрыли сетевыми заграждениями, а в небольших проливах затопили блокшивы. Меры оказались своевременными — немецкие подлодки вскоре пришли.

Двадцать третьего ноября 1914-го субмарина U-18, пристроившись под кормой входившего на базу транспорта, прошла через разведённые противолодочные сети. К счастью для англичан, «немку» вовремя обнаружили. Подлодку протаранили и потопили, а её экипаж взяли в плен.

Этот инцидент породил панику. Ложные тревоги в Скапа стали совершенно обычным делом. Дошло до того, что английские адмиралы были убеждены: их линкоры находятся в большей безопасности в открытом море, нежели на якорях в базе.
Довести до ума и забросить
Всё же в течение войны Адмиралтейству удалось довести систему ПЛО Скапа-Флоу до нормального состояния. Тому доказательство — гибель второй лодки, пытавшейся прорваться к англичанам.

Восемнадцатого октября 1918-го U-116 хотела пройти в гавань тем же путём, что и её предшественница. Но стальная акула была обнаружена с помощью подводных гидрофонов и подорвана дистанционно управляемой миной.

С окончанием Первой мировой Скапа-Флоу потеряла своё значение. Последним значимым событием в ней стало самозатопление сдавшегося кайзеровского флота летом 1919 года. До начала Второй мировой база уже не использовалась по назначению. Её оборона хирела, и все проведённые ранее работы свелись к нулю.

Британский флот вернулся в Скапа лишь в 1939-м, перед самым началом войны. Но когда комфлота адмирал Форбс провёл инспекцию базы, то понял, что она беззащитна. Дело дошло до того, что Форбс лично приобрёл баржу, чтобы затопить её в проливе Холм-Саунд, напоминающем «дырку» для подлодок. Такая расхлябанность не прошла для англичан даром. Вскоре за это пришлось дорого заплатить.

Мы вернёмся!
Командующего подводными лодками кригсмарине Карла Дёница Скапа-Флоу влекла, как кота сметана. Он считал, что, несмотря на неудачи Первой мировой, шанс прорваться в гавань есть. Дёниц был человеком дела и разработал план такой операции.

Собранные им разведданные говорили, что субмарина может проскользнуть сквозь тот самый пролив Холм-Саунд, который не был защищён сетями.
«Полагаю, что проход там возможен ночью во время прилива, — писал немец. — Самой большой трудностью является навигация». Дело в том, что во время прилива там очень сильное течение, которое можно преодолеть субмарине лишь под дизелями, работающими на полную мощность.  Субмарина 7-й серии на это была способна.

Оставалось только найти исполнителя. Выбор Дёница пал на командира U-47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Заручившись его согласием, адмирал ознакомил Прина с планом операции.

Прорыв через «игольное ушко»
Прин вышел в море восьмого октября 1939-го. Он осторожно пересёк Северное море, приведя лодку к Оркнейским островам в пятницу 13 октября. Там U-47 залегла на дне у Скапа-Флоу, ожидая темноты.

С наступлением ночи Прин поднял лодку на поверхность и взял курс на Холм-Саунд. Но ночь была светлой, по воспоминаниям, на севере были видны всплески северного сияния. Прину с большим трудом удалось провести свой корабль внутрь гавани через вторичный пролив — Кирк Саунд. Когда они шли проливом, на берегу проехала машина, которая осветила своими фарами лодку, а потом повернула назад. Все стоящие на мостике субмарины подумали, что их заметили, и сейчас начнется тревога. Но все оставалось по-прежнему тихо.

Теперь дело оставалось за малым -найти цели для торпед. В городке на берегу ярко горели лампочки на столбах и в окнах домов, на фоне которых можно было легко различить силуэты затемненных кораблей.

Однако немцев ждало разочарование. Субмарина свободно кружила по водной акватории, никем не замеченная. Но гавань была пуста! Оказалось, что командование кригсмарине само лишило себя успеха. Седьмого октября в Северное море вышла немецкая эскадра, чтобы совершить набег на британское судоходство. Прин не знал, что несколькими днями ранее британская эскадра Форбса ушла на поиски неприятельских кораблей.

Цель — линкор!
Возвращаться упрямый командир U-47 не собирался. Преодолеть столько трудностей, дойти до конца — и уйти ни с чем? Ну уж нет! Вскоре в северном окончании гавани немцы обнаружили тень большого корабля, за ней ещё одну. Это были  старый линкор «Ройал Оук» и авиаматка «Пегасус». Последний немцы приняли за линейный крейсер «Рипалс».

Прин объявил торпедную атаку, и U-47 выпустила четыре торпеды, три из которых устремились к целям (четвёртая не вышла из торпедного аппарата). Удивительно, но гитлеровцы промахнулись. Лишь одна «сигара» попала в якорную цепь линкора и взорвалась. Взрыв торпеды не слишком обеспокоил команду «Ройал Оук». Там решили, что взорвалось что-то на корабле. Никому и в голову не пришло, что линкор атакует подлодка. На палубы высыпали лишь юнги, разбуженные взрывом, но их отправили досыпать в кубрики внутри корпуса. Большинство из них чуть позже уснут вечным сном.

Нужно сказать, что построенный еще до Первой мировой войны линкор устарел, и мог использоваться разве что как плавучая батарея со своими 381-мм орудиями главного калибра. Он недавно вернулся из плавания и поэтому экипаж отдыхал в эти ночные часы, оставив лишь небольшую вахту. В корпусе линкора были открыты многие иллюминаторы для проветривания внутренних помещений.

Тем временем U-47 выпустила ещё одну торпеду из кормового торпедного аппарата. Тишина. Стальная «сигара» ушла в темноту и не взорвалась. В эти годы у немцев частенько были такие проблемы с торпедами, надежность их была недостаточной.

Прин сохранял редкостное хладнокровие. Он дождался перезарядки торпедных аппаратов, на что ушло несколько минут,  и заново атаковал линкор тремя торпедами. На этот раз как минимум две из них поразили «Ройал Оук». Прогремел оглушительный взрыв, линкор накренился, в открытые иллюминаторы хлынула вода,  и вскоре старый линкор перевернулся и затонул. Беспечность англичан стоила им 833 жизней моряков, погибших на корабле, из 1200 членов экипажа, среди них погиб контр-адмирал  Блэгроув.

Триумф победителей и шок побеждённых
После гибели «Ройал Оук» в гавани начался переполох. Но U-47 удалось покинуть «осиное гнездо» и тем же путём выйти в открытое море. Причем ночь была светлая, лодка снова шла в надводном положении, но прожектора шарили по небу, надеясь увидеть самолеты немцев.

Прин снова положил лодку на дно и затаился. Его экипаж слышал многочисленные разрывы глубинных бомб на рейде Скапа. До англичан наконец-то дошло, что линкор стал жертвой подводной лодки. Но было поздно — она ускользнула.

U-47 прибыла в Вильгельмсхафен спустя трое суток. Там её ждала торжественная встреча. Затем Прин и его экипаж отправились в Берлин для получения наград. Столица встретила их восторженно, берлинцы ликовали. Ещё бы… немецкая субмарина побывала в пасти британского льва, выбила ему зуб и вернулась обратно невредимой.

В Лондоне же царил шок. Англичанами катастрофа 14 октября в Скапа-Флоу воспринималась, как если бы немцы взорвали Тауэр. Скрепя сердце, британское Адмиралтейство было вынуждено признать: главная база флота небезопасна. Оно перевело корабли на «запасной аэродром» — залив Лох Ю. Нашелся и стрелочник – командующий военно-морской базой адмирал Френч, который был с позором уволен со службы. Хотя именно этот адмирал бомбардировал Адмиралтейство служебными записками о том, что надо заняться укреплением базы.
 
Впрочем, перевод на другие место базирования не дало нужного результата. Немцы о нём знали и минировали подходы к заливу. Четвёртого декабря 1939-го магнитной миной был повреждён флагман адмирала Форбса — линкор «Нельсон». Со временем весь флот метрополии вернулся в Скапа-Флоу.

Подвиг как пиар-акция
Великобритания признала успех немецких подводников. Заслуги U-47 отметил даже сам Черчилль:
«Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение».
Эти же слова стали признанием самого оглушительного провала британской ПЛО за всю войну. Да, Прину удалось совершить невозможное — то, что никто до него, да и после не повторил.
Конечно, потопление старого линкора на базе никак не сказалась на боеспособности британского флота. Зато прорыв Прина стал настоящей пиар-акцией для немецких подводников. Успех сделал их героями в глазах всей Германии и пролил на них дождь милостей со стороны руководства Третьего рейха.

Гюнтер Прин и его команда были лично награждены фюрером, который затем даже отобедал с ними. После этого подводники стали считаться элитой вермахта со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, Карл Дёниц убил двух зайцев: Гюнтер Прин вошёл в историю как подводник, совершивший невозможное, а немецкие подводные силы получили карт-бланш на развитие, о котором их командующий ранее мог только мечтать.

Судьба Гюнтера Прина и экипажа его субмарины трагичны. Они не вернулись из своего десятого поход в 1941 году. Причем причина гибели лодки так и не установлена.  Одно время считали, что его утопил английский эсминец, но потом выяснили, что тот атаковал немецкую субмарину в другом месте. Так что до сих пор  экипаж U-47 считается пропавшим без вести.

Второй английский линкор, потопленный в годы Второй мировой войны, был из той же категории линкоров Первой мировой войны, прошедший модернизацию в  межвоенный период.  В Британии, как и во  всем капиталистическом мире, была Великая депрессия, и строить новые линкоры было не на что.  Поэтому старые линкоры модернизовали, и они снова выходили в плавание.

Линкор «Бархэм»,  один из 5 построенных линкоров типа «Куин Элизабэт» (Queen Elizabeth, Valiant, Warspite, Barham и Malaya). Спущен на воду 31.10.1914. Вошел в строй 19.10.1915 года.

Водоизмещение (полное) 33 000 тонн. Скорость хода 25 узлов. Артиллерия (проектная) 8х381, 16х152 (с 1916 года – 14), 2х12фн, 2х76 (зенитные), 4х533мм подводных ТА. После модернизации в 30е годы, вооружение: 8х381, 8х152, 8х102 зенитных орудия.

Во время первой мировой «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ютландского боя. Линкоры в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, нанесшие серьезный урон. «Бархем» получил 6 попаданий, одним из которых было убито 26 и ранено 37 человек (около 5% экипажа корабля). Батареи "Бархэма" сделали 337 выстрелов против немецких кораблей и нанесли урон 5-ти линейным крейсерам адмирала Франца Хиппера. Корабль благополучно добрался до порта и более в боевых действиях 1-й мировой не принимал, так как ремонтировался, а немецкий флот не вёл активных действий в открытом море.

Начавшаяся Вторая мировая война застала его в Средиземном море, где он оставался, пока линкор не получил приказ вернуться в Англию в декабре 1939 года. Неудачи стали преследовать "Бархэма". 10 декабря затонул эсминец  «Duchess», сопровождавший «Barham», после столкновения с линкором в густом тумане. 28 декабря линкор был торпедирован U-30 к северу от Гебридских островов. Торпеда попала между бункерами боеприпасов носовых башен, по левому борту, что вызвало большую течь. В результате взрыва убито 4 из его команды еще 2 получили ранения. Тяжело добрался до порта Ливерпуля. Ремонт длился три месяца, возвратился на службу в апреле 1940 года.

Был отправлен обратно к Гибралтару, чтобы присоединиться к Королевскому военно-морскому флоту. Его первая миссия была уничтожить французский флот, стоявший на якоре в Дакаре 3 сентября. В бою  Barham был поражен дважды французскими береговыми батареями, 155-мм и 238 мм снаряда убили 9 и 12 моряков получили ранения среди экипажа.

В ноябре он вошёл в Средиземное море, где начал сопровождать конвои к осажденной Мальте, также проводил рейды и атаковал противника на побережье. 3 января 1941 участвовал в бомбардировке Бардия. 28 марта принял активное участие в сражении у мыса Матапан, в котором были потоплены 3 тяжелых крейсера Италии (из них 2 – огнем линкоров «Уорспайт», «Бархем» и «Вэлиент» в ночном бою) и 2 эсминца. Англичане потерь не имели. 1 апреля со своей артиллерии обстреливал город Триполи.

В мае месяце он участвовал в операциях по всему Криту, отражал нападения бомбардировщиков Ju -88 27 мая. Одна из бомб попала прямо в одну из башен, были затоплены отсеки и вспыхнул пожар. Своим ходом дошёл до порта Александрии, где судно было отремонтировано для перехода в Дурбан (Южная Африка), где он оставался в сухом доке до 30 июля. Полностью отремонтированный вернулся в Средиземное море.

Уже в Средиземном море 24 ноября был включён в состав эскадры, выходящей из Александрии, для перехвата итальянских конвоев вдоль границ Северной Африки. На следующий день, 25 ноября в 16:30, получил по центру корабля попадание трех из четырех торпед с U-331, которой командовал капитан Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен. Линкор "Бархэм" затонул через 8 минут, унеся жизни 862 членов экипажа из 1257, в том числе погиб капитан Кук. 395 выживших были спасены эсминцами  «Hotspur» и  «Nizam».

Подводная лодка «U-331», которая потопила линкор - средняя немецкая подводная лодка типа VII С. Спущена на воду 20 декабря 1940 года. Водоизмещение – 769/861 тонн. Скорость хода – 17,7/7,6 узлов. Глубина погружения – 250 м (предельная – 295 м). Вооружение – 4 носовых и 1 кормовой 533мм ТА, 14 торпед или 26 мин ТМА, 1х88 пушка (220 снарядов), 1х20 мм зенитка. Экипаж – 49 человек.

С 31 марта 1941 года по 17 ноября 1942 года совершила 10 боевых походов. 10.10.1941 лодка вступила в артиллерийский бой с тремя британскими десантными судами и повредила одно из них — HMS TLC-18 водоизмещением 372 брт, однако в результате обстрела получила значительные повреждения. В бою был смертельно ранен боцман субмарины, ещё один артиллерист был ранен. 9 ноября 1942 года потопила вспомогательный военный корабль «Лидстаун» водоизмещением около 9000 брт. 13 ноября 1942 года U-331 была атакована эскортным кораблём и экстренно погрузилась. Из-за последовавшего удара о дно лодка получила серьёзные повреждения.

Что интересно – на счету лодки ни одного транспорта! Такое ощущение, что командир предпочитал «охотиться» на дичь, которая «могла дать сдачи». Или с местом охоты не везло?

В начале третьего боевого похода, 17 ноября 1941 года субмарина высадила в Египте диверсионную группу из восьми человек, целью которых было уничтожение железнодорожного полотна (операция «Акула»). Их миссия провалилась, однако U-331 в том же походе повезло.

С 18 по 25 ноября 1941 года, не дождавшись возвращения диверсионной группы, U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум - Мерса-Матрух.

25.11.1941, в 14-30 вахтенные заметили на горизонте дым. Направив лодку в направлении дыма, Тизенхаузен вскоре смог рассмотреть мачты эсминца. Затем стало видно крупное соединение боевых кораблей. Они часто меняли курс, лишая Тизенхаузена возможности для перехвата. Однако затем соединение пошло практически прямо на него.

Около 16-00 лодка ушла под воду. Затем в перископ стало видно, как на одном из линкоров поднялись сигнальные флажки - "К повороту приготовиться". Как раз во время поворота соединения лодка смогла проскользнуть внутрь ордера - расстояние между эсминцами во время поворота с сохранением ордера увеличилось до 500 метров, что позволило лодке войти в ордер. Как ни странно, на одном из двух эсминцев, между которыми прошла U-331, была установлена тогда еще экспериментальная модель активного гидролокатора - ASDIC (аналогичные, полученные СССР по ленд-лизу, именовались «Дракон-129»), который обнаружил лодку, однако капитан его счел, что это то ли косяк рыбы, то ли помехи, вызванные другим эсминцем, также входящим в поворот на большой скорости.

Когда Тизенхаузен снова поднял перископ и довернул лодку в позицию атаки, U-331 находилась точно на траверзе головного корабль колонны, который был определен как линкор класса «Queen Elizabeth». Тизенхаузен произвел залп всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами.

Обычно во время залпа механик лодки принимал меры к тому, чтобы удержать лодку под водой - когда нос лодки становится легче на 6 тонн, он пытается резко выпрыгнуть из воды. На советских подлодках того времени были предусмотрены торпедозаместительные цистерны, которые в момент выстрела автоматически заполнялись водой, немцы же полагались исключительно на опыт и умение механика. Опыта ему на этот раз  не хватило - рубка лодки, а затем и её нос, выскочили из воды. В перископ было видно, как один из линкоров меняет курс, пытаясь протаранить лодку, а второй ведет по ней огонь вспомогательным калибром.

Спасаясь от таранного удара, штурман задраил люк, ведущий в боевую рубку, командир скомандовал: "Все в нос!", свободные от срочных обязанностей матросы побежали в носовой отсек. Механик в это время пытался максимально быстро затолнить носовые балластные цистерны, однако сильный дифферент на корму мешал ему сделать это (в цистерне образовался "пузырь", который не мог выйти через кингстон, в то время как стравливать воздух в лодку было небезопасно по той же причине). Лодка оставалась на поверхности 45 секунд.
Примерно тогда же, когда верх рубки снова скрылся под водой, в лодке услышали три взрыва, а чуть позже еще один.

Лодку спасло то, что «Valiant» в момент атаки начинал левый поворот, чтобы остаться в ордере после поворота, и не мог быстро переложить руль направо, чтобы протаранить лодку (все-таки, тридцать тысяч тонн водоизмещения - масса весьма инертная), а «Queen Elizabeth» был слишком близко, и стволы вспомогательного калибра не могли опуститься достаточно низко, чтобы попасть в рубку - даже на минимальном угле возвышения они стабильно давали перелёт. Наконец, лодка начала погружаться. Глубиномер Папенберга зашкалил за 20 метров. Барометрический глубиномер дошел до показателя в 80 метров, и остановился. Лодка продолжала погружаться, было слышно потрескивание корпуса, однако глубиномер по-прежнему показывал 80 метров.

Наконец, Тизенхаузен стряхнул оцепенение, приказал механику остановить погружение и послал матроса в носовой отсек к резервному глубиномеру. Матрос вернулся бледный - стрелка глубиномера лежала на ограничителе, что означало, что глубина превышала 260 метров - при том, что записанная в документах предельная глубина у подлодки проекта VII-B составляла 100 метров, а реально её опускали максимум на 150. К счастью, во время экстренного погружения лодка сумела практически ускользнуть из ордера, а сильный взрыв на борту «Barham» заглушил шумы погружения лодки и ухода её полным ходом.

Так выяснилось, один из матросов в спешке перекрыл не тот вентиль, и отключил глубиномер центрального поста от соответствующего кингстона. Когда вентиль был открыт, стрелка глубиномера также легла на ограничитель. Лодку срочно подняли на глубину около 100 метров, и направили прочь от ищущих её эсминцев. Уйти от них было неожиданно легко. В 21-00 лодка всплыла на поверхность. Уже позже командиру сообщили, что потопленный им корабль -  «Bahram», что он попал тремя торпедами из четырех, причем одна вызвала возгорание, а затем и взрыв в артиллерийском погребе. Barham перевернулся и затонул. Британцы были настолько потрясены потерей, что официально признали её только через 2 месяца после потопления.

Но и сама лодка U-331 была потоплена 17 ноября 1942 года в Средиземноморье к северу от Алжира в районе с координатами 37°05; с. ш. 02°27; в. д. После получения тяжёлых повреждений в результате атаки самолёта типа «Hudson» лодка сигнализировала о сдаче, однако была потоплена атаковавшим британским самолётом типа «Albacore» с авианосца «Formidable». 32 человека погибли, 17 членов экипажа, включая командира, были выловлены приводнившимися британскими самолётами и попали в плен. В 1946 году командира освободили из плена в одном из лагерей для военнопленных в Канаде, он вернулся в Германию, но в 1950 году снова уехал в Канаду, где работал до своей смерти в 2000 году простым столяром.

Линкор «Бархем» оказался единственным английским линкором, потопленным в открытом море подводной лодкой. Вообще, что интересно, английский флот как бы «коллекционировал» причины гибели линейных кораблей. Каждый из них погибал «по-своему». Ну, или оптимисты могут сказать, что Royal Navy дважды на одни грабли не наступал?

1. Линкор «Одэйшес», погиб, подорвавшись на мине. 27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин». Капитан попытался подвести тонущий корабль к берегу и выбросить на мель, но в 10:50 машинное отделение было затоплено и «Одейшес» потерял ход.
Лайнер «Олимпик» при помощи эсминца «Фьюри» взял аварийный корабль на буксир, однако сильно осевший в воду и неуправляемый «Одейшес» оборвал тросы. Затем крейсер «Ливерпуль» пытался буксировать линкор и также потерпел неудачу.
В 19:15 корма скрылась по водой, остававшиеся на линкоре члены экипажа были эвакуированы.
В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».

2. Линкор «Вэнгард», погиб от внутреннего взрыва. 9 июля 1917 года произошёл взрыв пороховых погребов линкора «Вэнгард», стоявшего на якоре в гавани. Линкор вместе с 843 моряками затонул практически мгновенно. Причина взрыва не была установлена точно; наиболее вероятная версия — незамеченное самовозгорание угольной пыли в бункерах, перекинувшееся на соседние отсеки.

3. Линкор «Ройал Оук», потоплен подлодкой, находясь в базе. 14 октября 1939 года, с началом прилива, немецкая подлодка «U-47» (командир капитан-лейтенант Гюнтер Прин) благополучно проскользнула на рейд якорной стоянки Скапа-Флоу. В одном из кораблей противника Прин узнал английский линкор «Royal Oak», другим было вспомогательное судно «Pegasus».
«Royal Oak» ввиду своего пожилого возраста использовался как плавучая зенитная батарея, а его мощные орудия должны были прикрывать близлежащую акваторию. В это время на «Royal Oak» было 1200 человек экипажа, 200 из которых находились на вахте. На корабле была введена светомаскировка.
В 1:04 14 октября прозвучал взрыв. Большинство из экипажа корабля решило, что это следствие атаки самолёта. Общая тревога не была поднята. Через несколько минут (в 1:16) раздались ещё несколько взрывов. Корабль начал быстро крениться на правый борт. Один из взрывов повредил систему освещения и громкую связь. Последний взрыв вызвал детонацию одного из погребов. Вспышки и пламя ввели в заблуждение тех, кто уже был на палубе. Создалась иллюзия атаки с воздуха. В 1:29 минут корабль перевернулся и затонул на глубине 30 метров. Погибло 833 моряка.

4. Линкор «Бархем», 25.11.1941 г. потоплен немецкой подводной лодкой в Средиземном море.

5. Линкор «Принц Уэльский», потоплен японской авиацией. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.

Таким образом, из пяти потерянных Англией линейных кораблей-дредноутов, НИ ОДИН не погиб от артиллерийского огня крупных кораблей противника!

Линейным крейсерам Британии в этом плане «повезло» больше – «Индефатигейбл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл» погибли во время Ютландского сражения, «Худ» – потоплен артиллерией «Бисмарка» и только «Рипалс» был утоплен японской авиацией, вместе с линкором «Принц Уэльский».


Рецензии