Мама

Мама....
А называл ли я тебя так когда-нибудь?
Не могу вспомнить.
Как-то не было в нашей семье этих розовых соплей и телячьих нежностей.
Неласковая ты была. Вернее сказать не  играла в ласковость на  публику.
Наверное это в тебе от твоей матери, Натальи Васильевны.
Та тоже никогда  особых эмоций и большой чувственности не показывала.
Наверное время не располагало  к сантиментам. Выживать надо было, а не  чмокаться, ластиться и  строить умильные рожицы.

Какие сантименты могут быть  у  моей бабушки, твоей матери муж которой  оставив её с малолетней дочкой ушел к другой женщине забрав старшего сына?  Какой милоты ждать от  той-же бабушки  оставшейся с  десятилетней дочкой Катькой и  будущим сыном, Витькой в животе в  военном сорок втором году?  Хорошо хоть второй муж, Николай всё-таки с той войны вернулся.
И то!  Фронтовику погулять захотелось!  Кинулся ублажать всех молодух и вдовушек  в округе.
Какое ослюнявнивание, когда  с  пузом на лоб выгоняли на колхозное поле выкапывать лопатой  из прихваченной морозом земли  свеклу и жать серпами рожь?
Не до ласк бабе с двумя детьми на руках, никому не нужной и ни от кого помощи не ждущей.  В помощи тогда нуждались все.

Потому и не доставалось ласк, Катьке. Оставшиеся крохи  этой ласки мама Кати отдавала младшенькому -Вите.
А Катерина уже взрослая!  -Вон какая кобыла!  Надо мамке помогать!
В поле, нянчиться с Витенькой, пожрать сварить, у скотины убраться, в огороде спроворить...

Потому и рада была, Катя, когда посватался  ней парень. Молодой, да пригожий. Вырвалась наконец из каторги и беспросветности
Любила его моя мама.  Недолго только.  Утонул муж любимый.
Дальше  в биографии моей мамы белое пятно....

Новая история  мне известна уже с момента, когда мой отец, отслужив семь лет вернулся домой.
Встретил, маму, полюбил, стали жить вместе.
Потом неожиданно, бросив всё уехали в другой город.
Вернулись через  два года  с сыном, Колей.    Только недавно перебирая старые фотографии  я начал задумываться и вникать.
Путаница какая -то.  С датами.   По документам, Коля родился  в феврале  тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого, но  я помню,  как праздновали его день рождения в январе.  "-В ЗАГСе -мол  перепутали дату рождения и регистрации .  Потом в январе отмечать перестали. 
"-Раз уж в документе так -пусть так и будет!"

А ещё я фотографию нашел: Мама с Колей на руках и подпись: 1952г.
Как? Что?  -Уже не узнаешь. Все, у кого можно было спросить давно в мире ином.
Потому и не важно это уже.
Мама не  любила  телячьи нежности.
Зато мой папка их очень любил. К Маме  их проявлдял не сдерживаясь.
Особенно чуток поддавши.
Обнимет, всю зацелует. Катя, Катюша!  Вырвется, мамка из его объятий, утирается!  "-Всю обмуслякал своими брылами чёрт плешивый!"
Шибко любил свою, Катюшу мой батя!
Только в августе восемьдесят четвёртого, в  пятьдесят семь лет не стало его. Второй инсульт его добил!   Пару лет, после первого  помаялся и помер.
Ничего толком делать не мог, но о последнего старался.  Рука не работала, ноги тоже плохо ходили а всё  не хотел быть обузой своей женушке.
Суп затеет варить, пока она на работе -то вместо соли -соды насыплет, то  кастрюлю опрокинет,  то  забудет и всё сгорит у него.
Уж и ругала его, мама: "-Куда ты лезешь -то?
Дождаться не можешь что-ли, когда я с работы приду!?.
Улыбнётся виновато. Говорить то толком тоже не мог. Мычит, заикается, вспоминает слова, а потом рукой махнёт и чётко так:
"-А  -чтоб твою мать!!!"  -Это у него хорошо получалось. Наверное как один товарищ  выразился "генетическая память" подсказывала.!

А ещё  через  десять лет от опухоли в мозгу умер старший сын, Коля.
Бабушка  в девяносто седьмом Богу душу отдала.
Один я у Мамы остался.
Совсем не на меня она расчитывала в старости.
Но что делать "Судьбааа!"

Я не помню, чтоб маму называл мамой.
"Мам" -и всё.  "- Мам?" деловито -вопросительно, "-Мам!" призывно -озабоченно. "-Мам ласково -просяще.
"-Ну Мааам" -виновато извиняюшееся.
И с посторонними  её тоже только "Мать" называл.
Лично мне кажатся, что слово: "Мать" куда как ёмче, выразительнее и  уважительнее, чем разные мамулечки, мамочки, маманечки.
Мать она Мать и есть, а не какая-то  чау-чау или Жу-жу кудрявая

Да и я  никогда не был  Боречкой, Боренькой, Борюшкой.
Только  Боря, Борька, в лучшем случае Бориска.
Я долго не мог привыкнуть когда  жена стала называть меня разными ласковыми именами.
Вторая -конечно. Та, которая и сейчас. У первой я тоже был Боря -Борька. 
А тут: Боречка, Борькюнька, любименький, сладенький...
Дурдом какой-то!
Суровых мужиков уменьшительно -ласкательно не называют.
Казалось -неуважительно.
Долго сопротивлялся такому ласкательному уменьшению, но  сдался в конце концов.
В конце концов что заслужил -то и получи.

Обидно, конечно, что кличка  как у розового поросёночка, а не как у племенного хряка, на да ладно .
Дело к старости -какой уж хряк теперь...

Во многом!  -Ох во многом виноват я перед Матерью.
Не радовал я её. В основном только горе, да заботы приносил.
В школе учился так себе, если  смотреть снисходительно конечно.
Из армии пришел вообще без чемодана. Почти как в кино про Ивана Бровкина.
Сразу же  попивать начал.
Дальше вообще в опустившегося алкаша превратился.
В пьяном виде вёл себя хуже некуда.
Хамил, валялся, где попало, в ментовке ночевал бывало,  работу прогуливал, перед соседями позорил.
Из дома бежал. Вербовался, ездил по командировкам, по шабашкам.
И почти ничего  матери не приносил. Только долги свои, да пьяные выходки.

Вот старшим, Колей, Мать гордилась. Хвасталась всем, какой он у неё умный, красивый, самостоятельный.
Не то, что непутёвый младший.
Наплакалась моя мама со мной.
Потом пить бросил.  Жить вроде правильно начал.
Жену бы путёвую найти, да жить припеваючи.
Так -нет! Нашел бабу на восемь лет старше побывавшую замужем уже два раза официально и  бог знает сколько без штампа в паспорте.
Но ни разу ни слова плохого не сказала Мама о снохе.
Лишь бы жили  ладком.
В самом начале только  робко спросила у меня:   "Может подумаешь!" и получив в ответ:  "-Я сам в своей жизни разберусь" больше эту тему не поднимала...
А сноха маму ненавидела. Она всех ненавидела. Не могу вспомнить, чтоб о ком -то она говорила с добрыми интонациями.
Только презрение, ирония, ехидство.
А сколько добра моя мама принесла нам!  В не самые благополучные девяностые отрывала от себя и  посылала  с оказией продукты.
Мы тогда дом в деревне строили. Ни я ни жена толком не работали, всё подкопленное  за зиму летом уходило на материалы  и разные услуги. А много ли я заработаю на  временных работах, да "бомбя" -возя на своём Москвиче киоскёров, или просто пассажиров?
Через десять лет совместной жизни и я попал под потоки  ненависти и презрения.
Даже чуть не посадила меня моя бывшая.
Дачу продали   деньги поделили и разбежались.
Я убежал, как можно дальше, по совету тех-же ментов и прокуроров, которые заявления  экс женушки рассматривали
Но это другая история.

С второй моей женой отношения, Мамы были  хорошие.
Мама вообще ни с кем не конфликтовала.
Попросилась на Родину, в посёлок откуда мы перебрались  в город,  подсобрали совместными усилиями денег, купили дом.
Перевезли её. Сами остались в городском доме.
А потом и сами с женой в тот посёлок переселились...

Последние годы, мама  одна жила.
Я хоть и жил в том-же посёлке, но навещал не чаще раза в неделю. На разных окраинах посёлка мы жили.
Я считал, что достаточно. Сотовая связь к тому времени появилась . Созванивались постоянно. -Когда что-то надо я приезжал.
И тут позвонила соседка: "-Тётю Катю скорая увезла!"  -Три дня в реанимации, откачали вроде.
И как  раз случись авария на дороге несколько человек в тяжелом состоянии.
А мест в реанимации немного. Маму и перевели в общую палату.
Два дня она  там была. Вставать, ходить начала. Мы с женой навещали конечно.
И тут снова звонок!  К маме приятельница пришла. -Сидели, разговаривали. И вдруг, Мама повалилась и потеряла сознание.
Десять дней комы.  Десять дней я  дежурил в почти пустой больнице.
Народ весь на Новый год по домам отпустили.
 И памперсы санитаркам помогал менять  и  переворачивать и за лекарствами   в аптеку бегал.   Жена правда подменяла  иногда, чтоб  домой съездил.
На одиннадцатый день Мама затихла...   ... Послушал  позвал врача, врач развёл руками.
У меня день рождения восьмого января, седьмого Мама умерла.
Наверное мой праздник не захотела портить (улыбаюсь грустно).
Так я ине успел сказать Маме  слова благодарности. Так и не признался ей в любви.
Так и не попросил прощения за её слёзы...
 Прости меня, Мама!!!
.....................................
3 декабря 2020 г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.