Клуб комических героев. Куролесов

Из греческого '"Кирие, элейсон!" - "Господи, помилуй!"


...А не является ли Том Бомбадил http://proza.ru/2020/11/21/1079 героем-сновидцем?.. Героем, которому всё, что происходит вокруг, приснилось... http://proza.ru/2020/11/20/638
Или даже он - творец одной из бесконечного множества вселенных, входящих в Мультивселенную...
У Лукьяненко вроде был мир, который является вселенной какого-то генерала... Раз уж в ней происходят бесконечные войны...

Или вот, скажем, Куролесов Савва Потапович...


Бузиновские:
- Казни не было, - Булгаков готов снова и снова втолковывать эту непростую истину: тысячи покойных негодяев восстают из праха на балу, благополучно оживают отравленные любовники, оторванная голова конферансье возвращается на место, мгновенно выздоравливает сраженный чекистской пулей Бегемот, умирает и воскресает Лиходеев…
"Умерев, Куролесов поднялся, отряхнул пыль с фрачных брюк, поклонился, улыбнувшись фальшивой улыбкой и удалился при жидких аплодисментах...
Именно про артиста Куролесова сказано в эпилоге: "Он был, а остальных не было". И это тоже о нем - "единственном живом, влетевшем в этот сон":
«…Вдруг стал обращаться к кому-то, кого на сцене не было, и за этого отсутствующего сам же себе и отвечал, причем называл себя то „государем“, то „бароном“, то „отцом“, то „сыном“…».
Вот что втолковывает нам Булгаков: все народонаселение планеты - воплощения "единственно живого" Адама Кадмона, ячейки сознания, "клетки" гигантского организма. Он ведет каждого из нас по цепи жизней, питает "водой жизни" и получает дань - некий таинственный нектар, необходимый его бессмертной душе, рассеянной по мириадам галактик...
Уподобим верхнее нижнему. Представим, что несколькими этажами выше человечества существует "управдом" невообразимой реализационной мощи, для которого нижние миры нашего Солнца - как глина для скульптора. Он мысленно разыгрывает гигантский спектакль - единый, но разветвленный на триллионы триллионов сюжетов - транслируя Божественный Логос на подведомственный участок вселенского дна. Это - первый уровень. Второй и третий тоже подобны человеческим, но «сырье» для своих художественных отчетов «управдом» берет из придонных миров, - откуда непрерывно поступает и записывается поток литературы. Таким образом, работа гипотетического Управителя - те же три уровня Великого Делания, которые требуются и от простых магов.
- Один, один, я всегда один,  подтверждает «артист» Воланд.
Итого - три?.. Чудеса в Варьете и удивительная трансформация "нехорошей квартиры" выдают нашего "управдома". Гностики полагают, что Демиург создал и населил земной мир силой своего воображения. Мы - его персонажи. В эпилоге Булгаков предельно откровенен: например, про артиста Куролесова говорится - "единственный живой"! Совершенно, казалось бы, третьестепенное лицо, но автор с подозрительной горячностью убеждает нас, что не было никого, кроме этого Куролесова:
- Он был, а остальных не было.
Сказано также и о других персонажах из сна управдома:
- Ровно ничего с ними не случилось, да и случиться не может, ибо никогда в действительности не было их.
Глава называется - "Сон Никанора Ивановича". Демиург - спящий "управдом" планеты. "Единственно живой".
"Управдом" Воланд был, а остальных не было. Перед сеансом в Варьете афиша Воланда накрыла макет. В конце романа плащ летящего Воланда накрывает всю землю: идея принимает форму. Материализация. Мир снится усталому кукловоду нынешнего человечества, и этот сон незамедлительно наполняется веществом.
"Сон Черного Короля" - этот космический принцип воспроизводится во Вселенной сверху донизу. Сон во сне. Единственно Сущий сочиняет историю, воплощаясь в мириадах существ. - Имейте в виду, что Иисус существовал, - говорит «историк» Воланд. И многозначительно добавляет: - …просто он существовал, и больше ничего.
Ничего, кроме Иисуса?.. Именно так: про сон управдома сказано, что "воскресший" Куролесов был ("Умерев, Куролесов поднялся…"), а остальных не было. Ларчик просто открывался: слово "куролесить" произошло из греческого "Кирие, элейсон!" - "Господи, помилуй!"...


Что же касается дальнейших реинкарнаций Саввы Потаповича...


Мытищи. Зима. Ночь. В свете фонарей крупными хлопьями медленно падает снег. Раздаётся звон разбитого стекла.
Пионер Вася Куролесов стремглав убегает от дворника, который гонится за ним в валенках, тулупе и с метлой наперевес, убегает и думает:
- И на кой чёрт мне всё это надо?!! Этот имидж уличного мальчишки, эти битые стёкла, этот футбол посреди зимы... Сидел бы дома! Уроки-то сделал! Пил бы тихонько ароматный чай, читал бы моего любимого Эрнеста Хемингуэя и размышлял бы о смысле жизни...

Америка. Ки-Уэст. Штат Флорида. Жара. Эрнест Хемингуэй, изнемогая от жары, одной рукой устало утирает пот со лба, другой отодвигает от себя пишущую машинку и думает:
- И на кой чёрт мне всё это надо?! Эти тупые янки, эта жара, москиты, эта грёбаная писанина! Сидел бы сейчас в Париже, у моего лучшего друга Андрэ Моруа, попивали бы вечерний пунш, рядом лежала бы прелестная куртизанка... Поплёвывали бы на головы беспечным парижанам, любовались бы на Эйфелеву башню и размышляли бы о смысле жизни...

Париж. Вечер. Прохладно. Андрэ Моруа, держа бокал бокал с пуншем, походя обнимает прелестную куртизанку, с неподдельной усталостью смотрит в окно на Эйфелеву башню и думает:
- И на кой мне всё это надо? Эти слащавые парижане, эта потная баба, это вонючее пойло, эта башня, с которой вечно плюют на голову... Сидел бы сейчас в заснеженной Московии у моего лучшего друга Владимира Набокова, пили бы холодную русскую водку из запотевшего графина, закусывали бы чёрным хлебушком со свежей икоркой и размышляли бы о смысле жизни...

Мытищи. Зима. Ночь. В свете фонарей крупными хлопьями медленно ложится снег. Владимир Набоков в шапке-ушанке, тулупе, валенках и с метлой наперевес гонится за пионером Васей Куролесовым и думает:

- ПОЙМАЮ - УББЬЮ ССУКУ!!!


Рецензии