Три богатыря советской живописи

Три богатыря советской политической сатиры, так с восхищением говорил о Кукрыниксах, творческом коллективе советских художников-сатириков Михаиле Куприянове, Порфирии Крылове и Николае Соколове, их коллега по творческому цеху Павел Корин. Он всегда мечтал написать их портрет и был очень рад, когда представилась такая возможность.


При этом сам мастер не скрывал: работа шла трудно. Ведь ему надо было показать творческий мир художников, уловить их индивидуальность и своеобразие таланта. Но при этом избежать намека на шарж, который в портрете просто недопустим.

  Но самая большая трудность, о которой Корин сначала даже и не подозревал, заключалась в том, чтобы скомпоновать три пары ног в разном, характерном для каждой из моделей положении. «Долго дело не ладилось, — говорил потом художник. — Но к счастью, во время одного из сеансов Соколов зацепился ногой за ножку стула, и тогда работа пошла».

Портрет Кукрыниксов
 Начиная с 1920-х годов Кукрыниксы известны как литературные иллюстраторы. А вот уже с 1933 года становятся художниками политической сатиры и публикуют свои карикатуры в газете «Правда». Особым этапом в творчестве Кукрыниксов стала Великая Отечественная война. Политическая карикатура тогда стала не просто пропагандой, она поднимала боевой дух солдат. Эти три талантливых художника убивали врага юмором, вызывая улыбку у советских граждан в тяжёлые, изнуряющие годы войны. Так что не удивительно, что Корин мечтал их увековечить для народа. И это ему блестяще удалось в 1956 году.

  Итак, Николай Соколов, самый лиричный персонаж картины, над которым Корин работал дольше всех, находится в центре. Слева в углу сидит Порфирий Крылов. А уже отдельно, рядом со столом — в синем галстуке Михаил Куприянов. Он изображён практически в полный рост. Некоторые искусствоведы видят в этом психологически-реалистические особенности портрета: Куприянов в силу крупного телосложения просто не поместился за маленький стол.

 По словам Корина, писал он этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет. Случалось, что позировало трио по два-три часа, бывали и одиночные сеансы. Как оказалось, сложнее всего было «передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы».

Работа понравилась
  Следует обратить внимание на задний план портрета, написанного в мастерской Курыниксов. На первом эскизе фоном был изображён один большой сатирический плакат Кукрыниксов. Однако на окончательном варианте работы видно, что Корин поместил сразу три разных фрагмента политической карикатуры военного времени, тем самым по одному адресовав каждому из сидящих художников.

  Как потом вспоминал один из героев картины: «Павел Дмитриевич посмотрел пачку наших плакатов «Окна ТАСС» и отобрал то, что его устраивало. Надо сказать, что он с самого начала задумал наш портрет на фоне сатирических плакатов военного времени. “Ведь вы, — сказал он нам, — в первую очередь художники сатиры. Такими я и хочу вас показать”».

  Своей динамикой, яркостью красок картина понравилась сразу всем — как моделям, которые прекрасно разбирались в живописи, так и руководству. В итоге «Портрет художников Кукрыниксов» Павла Корина поступил в Государственную Третьяковскую галерею в 1959 году из Центрального выставочного зала, где эта картина претендовала на Ленинскую премию. И не важно, что премия была получена несколько позднее — в 1963 году. Главное, что в общем списке, выставленном на суд комиссии, значилась и эта работа, на которой были изображены три богатыря советской политической сатиры.

Корин
   Павел Дмитриевич Корин – российский и советский монументалист, живописец, мастер портрета, реставратор и педагог, профессор, академик Академии художеств СССР, Лауреат Ленинской и Сталинской премий второй степени.

 Художник родился 25 июня 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря. Позже расписывал монастыри по приглашению художника Михаила Нестерова. В 1912 году Корин поступил в Училище живописи ваяния и зодчества, учился у Константина Коровина и Леонида Пастернака.

 «Коринский» стиль в портретном жанре, по мнению искусствоведов, это не документальное повествование, а передача характера человека. Сегодня некоторые работы художника находятся в экспозиции Третьяковской галереи, некоторые — в запасниках музея.

Кукрыниксы
 Для современного поколения слово «Кукрыниксы» прежде всего ассоциируется с российской рок-группой. Когда готовила материал, на просторах интернета отыскала сообщение, как одного блогера привлекли к суду за то, что она опубликовала на своей страничке в соцсетях карикатуры Кукрыниксов: вроде как реклама фашистской символики. Более того, следователь сказал, что если надо и Кукрыниксов привлечёт. Будем надеяться, что это фейк, ибо если это случилось на самом деле, то приходится грустить о забвении гениальных мастеров советской сатиры.

  Для людей постарше, особенно тех, кто любил и ждал каждый выпуск журнала «Крокодил» или получал по подписке газету «Правда», слово Кукрыниксы, правильнее будет писать КуКрыНикСы, говорит многое. Эту периодику начинали читать только после просмотра их рисунков. Художники были любимы всеми, а их работы вызывали смех, пусть порой и с примесью грусти. Скажу более, их работы, особенно на тему НАТО, актуальны и по сей день.

Творчество Кукрыниксов
  В 1922 году два художника Михаил Куприянов и Порфирий Крылов, который учились в Высших художественно-технических мастерских в Москве, начали рисовать вместе. Поначалу это были стенгазеты. Потом к дуэту примкнул Николай Соколов, случилось это в 1924 году.

 Довольно скоро они настолько сработались, срослись, что стали одним человеком и их никто уже не представлял по отдельности. При этом следует отметить, у каждого из художников были и свои работы.

 Но в совместном творчестве они рисовали иллюстрации к книгам, карикатуры, высмеивающие человеческие пороки. Кроме того, им прекрасно удавались дружеские шаржи, политические плакаты. В 1969 году была издана всем известная книга Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», иллюстрации к которой рисовали Кукрыниксы. Кроме произведений Ильфа и Петрова, карикатуристы иллюстрировали книги Николая Лескова, Максима Горького, Антона Чехова, Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина.

 Вместе с другими художниками карикатуристы рисовали «Окна ТАСС» — агитационные военно-оборонные плакаты времён Великой Отечественной войны. их антифашистские плакаты поднимали боевой дух советских солдат. Листовки с карикатурами, попадая в руки людей, оказавшихся на оккупированной территории, вселяли веру в победу.

 Не забывали и о живописи. Здесь нельзя не вспомнить трагичное полотно «Таня», посвящённое подвигу Зои Космодемьянской. Во время работы над картиной, художники специально ездили в деревню Петрищево, где была повешена Зоя, разговаривали с местными жителями.

Подобных примеров в истории нет
   В истории живописи практически нет подобных примеров, где три человека, разных по характеру, могли бы столько лет творить вместе. Естественно у них были споры и разногласия, однако доброе отношение друг к другу они пронесли через всё творчество и жизнь. Результатом этого союза стали почёт и награды. Они были членами Академии художеств СССР, Героями Социалистического труда, народными художниками.

  Творческий союз распался со смертью в 1990 году Порфирия Крылова, в 1991 году не стало Михаила Куприянова. Николай Соколов умер в 2000 году.


Рецензии