Два случая...
По рассказам бывалого подводника капитана 2 ранга Аникеева Александра Ивановича.
__________________________________________________
Здравствуй, Александр!- Начал я свой разговор со своим предшественником по службе флагманским химиком 48-ой ОБРЕМ ПЛ. - А ты сам на рыбалку ходишь часто?- Задал я Александру вопрос. И рассказал про свою сторию: "Я, когда на Мурманске служил, с Владимиром Федоровичем Чечениным однажды ходил на зимнюю рыбалку за Зевс. Три километра на лыжах и на оз.Кица, на подлёдный лов. С непривычки тяжело: на лыжах с полной выкладкой, по сопочкам.
Лунки, палатка , примус рыбацкий. Мороз трескучий. Чай в палатке из трав! А потом в избушку рыбацкую. Натопили буржуйку, ужин сварганили. По три стопаря выпили, поужинали и спать. А утром опять на лунки.
Не помню, что мы наловили тогда. Только потом три километра на лыжах обратно по сопочкам, среди дикого хвойного леса! Воздух- не надышишся!
А Чечен кричал: Не отставай! Не отставай! Это с его-то грузным весом! Да и старше меня он был лет на десять. Я тогда еле поспевал за ним!
Чечен,- это Владимир Фёдорович Чеченин, он был заместителем по политчасти у известного читателям командира боевой части пять лёгкого крейсера "Мурманск", Сабаева Сергея Николаевича. Это шутник Чечен, который щупал бейцы у Юры Сидорова, (молодого лейтенанта,зама БЧ-4). Чечен вместе с замом БЧ-2 в каюте номер 18, оторопевшего от неожиданности Юру, завалил на спину и до полусмерти испугал лейтенантика своей шуткой. Прописывали Юру. Проверяли ориентацию. А он потом пожаловался Заму Большому. Это была уже другая история".
А в это же время подводный атомный крейсер выполнял задачи боевой службы на просторах мирового океана. События, происходившие там, вызывают ощущения леденения кожи,-рассказывает настоящий подводник-Саша Аникеев.
..."Я передаю свои ощущения того момента:- А вот и смерть пришла! Рановато, но что поделать? Вторая мысль была:- Вот интересно мы же будем считаться пропавшим безвести? Будут ли жене платить пенсию? И сам себе отвечал:- Вряд ли! Третья мысль, ещё интереснее:- Будет ли смерть быстрой? Скорее всего, да! И никакого страха!"-Рассказывал мне он.
..."Все эти мысли промелькнули за секунды. Прожитая жизнь, как ускоренное кино. За секунды столько эмоций, а на последок дурная мысль:-Папа будет переживать. (У Александра отец был фронтовик, прошёл путь до Берлина. Несколько раз ранен, 20 лет носил в глазном яблоке 18 немецких осколков. Демобелизовался в звании-капитан авт.).
И вот 14800 тонн водоизмещения, заколотилась лодка! Глубина тащила АПЛ в бездну, а люди хотели жить.
Позднее проводилась разборка ситуации и выяснилось, что не дай бог командир дунул в лодку свой запас воздуха! Находясь уже на глубине более 400 метров, 900 тонн сжатого воздуха не смогли бы поднять почти 15000 тонную лодку.
То есть, спасибо командиру. Он сейчас вице-адмирал В.В.Патрушев, советник В.В.Путина по строительству подводных лодок России.
Начало одиссеи:1978 год,июль. Лето в разгаре. Вокруг цветочки (Был Приказ командира дивизии: Фотоаппарат хранить у особиста, а фотографировать с его разрешения может только офицер РТС группы управления ракетной стрельбой).
Под Северным полюсом глубины колеблются от 900 м. до 1,8 км. Это значительно больше чем глубины Баренцева моря. Там максимум 208 м.
Лёд, сам видишь в рост человека. Глубина не более 1,5 км.
Третья мысль ещё интереснее: будет ли смерть быстрой? Скорее всего да,но никакого страха. Все это промелькнуло за секунды. Прожитая жизнь как ускоренное кино. За секунды столько эмоций, а на последок дурная мысль:папа будет переживать.
Тут Саша повторился: То есть, сказал: Спасибо командиру. Сейчас он вице-адмирал В.В. Патрушев, советник Президента России по строительству подводных лодок России.
А что произошло тогда: Как всегда, глупая случайность. Это ж надо такому произойти: новейший ядерный подводный крейсер, идя в стартовом коридоре, на стартовой глубине 45 метров. находясь между; Рио Де-Жанейро и Лесото, словил топляк в океане.
Удар был в районе уравнительной цистерны. И, когда вахтенный инженер-механик пытался удеферентовать лодку, она медленно начала терять глубину. Вова(механик)-молодец. Тихо и спокойно сказал по каштану: "Аварийная тревога!Корабль не управляется по глубине!".
Мы разбежались по БП, а общекорабельная сеть работала и вот слышим крик механика: " Командир, давайте: "Дуть среднюю!"
А это есть командирский запас воздуха. Командир не закричал, а зашипел: "Я млядь тебе дуну! Оба реактора на 100 процентов мощности! Горизонтальные рули "На всплытие! Турбины на максимальные обороты!"
Если бы ты знал, как колотило лодку, но вдруг все-таки всплыли. Спустили водолазов, убрали топляк. Благо, что в тех широтах была ночь, и мы не были обнаружены. Продолжали нести боевую службу в прежнем режиме.
Только вот тогда у меня случилась незадача. Всё дело в том, что биологическая защита реакторов весит 180 тонн и рассчитана на безопасную мощность для людей в допустимых дозовых нагрузках только при семьдесяти процентов мошности реактора.А тут командир дал все сто процентов.
У меня КУРК* засветился как новогодняя ёлка, а ещё он орал, как раненый слон. Конечно, я нарушил все инструкции, подумав, что лучше переоблучиться, чем утонуть без вести пропавшими.
Я позже подошёл к командиру и доложил, что была ситуация. Он меня спросил: "Сколько ребята 6-го и 8-го отсеков получили?".Я сообщил: 3-х месячную дозу. Командир меня по-дружески попросил: "В отчётах это не указывать, забыть". И вдруг сказал: -Спасибо,Саша, что не влез с сигналом "Радиационная опасность". Сказал, что он мог бы отвлечься от главной угрозы!
В 1979 году, когда мы тонули в Западной Атлантике глубина под килем была 3,5 км. Вот это был аттракцион проверки на вшивость. Мы тогда провалились на 600 м оставалось только 50 м до предельной. В случае чего оставалась надежда, что сработает постулат расчетной глубины 800 м, но это вряд ли т. к. уже и на 600 стоял такой скрип корпуса, что теперь страшно вспомнить. Но и забыть невозможно"- поведал мне Саша.
____________________________________________________
Они не ходили на зимнюю рыбалку и не проверяли ориентацию сослуживцев. Их проверяло море!
Слава им и почёт!
_________________________________________________
3.12.2020 Воронеж- Минск
*- КУРК- корабельная установка радиационного контроля.
--
Свидетельство о публикации №220120300085
Жму кисть, с уважением, ВВЧ.
Полковник Чечель 22.11.2024 14:54 Заявить о нарушении