Сорвиголова

 Сижу, слушаю дочкины причитания о том какой вредной и в то же время талантливой растёт её младшая дочь, думаю про себя, -по  сравнению со мной её девочка сущий ангел. Поддакиваю дочке. Если бы внучка вытворяла то, что вытворяла её бабушка, т.е. я в детстве, бедное было бы и это дитя и её родители.

   Было мне лет шесть.
 Я любила поджигать всё, что горело. Спички были моей страстью. Как бы мама не прятала, всё равно их находила. Огонь меня завораживал. Когда горела печка и никого не было в доме, я открывала дверцу и долго наблюдала за языками пламени.

 Однажды мама, зайдя в дом, застаёт такую картину:
 горящая головешка падает на пол, пытаюсь потушить её полотенцем, дым, искры на всю комнату, рядом в люльке недавно родившаяся младшая сестрёнка.
 В тот раз обошлось нравоучениями и углом. Мне в углу на коленях не очень нравилось, ещё мама насыпала зёрна кукурузы или пшеницы. Это было  моё наказание. Зёрна я разгребала, становилась коленками на чистый пол.
Папа нас никогда не наказывал, от мамы доставалось.

 В следующий раз подожгла большой стог сена.
 Родители держали корову и зимой тот стог не трогали, ждали весны когда корова отелится. Я его подожгла и любовалась полыхающим пламенем. Услышала крики и поняла, что мне несдобровать. Решила спрятаться в доме. В большой комнате в углу стоял треугольный столик, старинный такой, а на нём в стопках мамины праздничные тарелки. Забралась под тот столик, тихонько сижу. Слышу страшный крик мамы. Она думала что я в том стоге горю.
 Стог сгорел быстро, начали искать поджигателя. Мама меня обнаружила и хотела вытащить из-под стола. Хочу удрать, подымаюсь во весь рост, столик падает вместе с мамиными тарелками. Получила тогда прутом от мамы хорошо, даже папа не мог меня вырвать из её рук.
 
 Была чуть постарше. Мы держали корову и меня посылали носить заказанное молоко соседям. Корова Роза много молока давала, хватило и для дома, и для продажи.

 Прихожу к одним, а их девочка чуть меньше меня играет с милицейским свистком, так красиво свистит на нём. Прошу дать посвистеть, -не хочет.
- Дай посвистеть Валька по-хорошему, не дашь, встречу одну, прибью.
 Упёрлась, ни в какую. Решила я тот свисток украсть, уж очень хотелось свистеть на нём. Всё-таки стащила. Прихожу домой, свищу во весь двор. А мама уже знала, что я Вальке пригрозила.
- Где взяла свисток?- спрашивает.
- Мне его Валька подарила.
 Мама выломала прут и всю дорогу меня им стегала и заставляла всю дорогу свистеть.

 Дочка удивляется что средняя Катюша любит деньги.
Вряд ли она их любит так, как любила я в детстве.
Пробовала зарабатывать, но только не совсем честным трудом.

  По дороге в школу моей обязанностью было носить молоко еврейке тёте Саре.

 Из трёхлитровой банки тёти Сары я отливала молоко в литровую баночку с вечера мною приготовленную, в большую банку доливала воды из колодца.
 Свою баночку я выставляла на продажу на базаре, просила молочниц продать, пока я отнесу тёте Саре молоко.
 Так я имела почти каждый день двадцать копеек. На них брала булочку сдобную и сто пятьдесят грамм хороших шоколадных конфет.
 Мама нас никогда не обижала, давала копейки в школу по возможности, просто я тогда была горда тем, что у меня всегда водились деньги.
 Бизнес мой как начался, так неожиданно и закончился.

 Мама вышла на базар, её женщины молочницы спрашивают:
 -У вас корова так мало даёт молока, что ваша девочка только литр выносит на продажу?
 Мама видно почувствовала неладное.
 Она ответила:- так получается. Не могла мама  своего ребёнка опозорить перед чужими людьми. Потом сходила к еврейке Саре, та тоже спросила почему молоко не такое жирное, как раньше.

 Мама домой пришла очень расстроенная, заплакала и сказала:
- я никогда не могла подумать что мне будет так стыдно за свою дочку.
 Лучше бы она меня отлупила, мне не было бы так больно.

 Потом много ещё я фортелей выкидывала. Вместе с мальчишками дралась, приходила злая и в синяках, вместе с ними играла в лова на высоковольтном столбе, взбиралась чуть ли не на верхушку железного столба минуя провода, играла в карты. Кто проиграет, пасёт весь день корову выигравшему, всего было.

 Хоть и взрослела, но оставалась такой же сорвиголовой.
.
 Как-то пошли в кино на вечерний сеанс. От мамы мы с сестрой ,естественно,
 удрали. Обратно толпой идём домой, детей было много на нашей махалле.
 Поспорили кто ночью пройдёт по польскому кладбищу. Оно находится и тянется вдоль дороги. Из пацанов вызвался Валик(покойный уже), отчаянный был.
Прошёл от начала до конца, определяли по свету фонарика.
 Из девчонок я решила показать свою смелость.
Иду, вся трясусь, кажется покойники со всех сторон тянут руки. Осталось пройти немного, вдруг моя нога куда-то проваливается.
Кладбище старое, видимо склеп нарушился.
 Я пробежала до конца кладбища со скоростью звука. Потом друзья говорили, что мой фонарик мелькал как комета. Никому не рассказывала, но  с тех пор ночью одна боялась идти мимо того кладбища.

 Мама вздыхала смотря на нас, старшую сестру и меня. Одна головы от книг не подымает, а другая бандиткой растёт(это обо мне). Бедная моя мама, сколько ей приходилось терпеть.

 Так было, пока в школе на меня не обратила внимание учительница русского языка и литературы покойная Мария Фадеевна, пусть земля ей будет пухом.

 Училась я легко, но без особой охоты.
Сочинение, которое  написала  за каких-то 15 минут отправили на районную олимпиаду, оно заняло там призовое место.
 Мария Фадеевна оставила меня после уроков и долго со мной разговаривала. Она рассказала что в детстве тоже была сорвиголовой.

 Посоветовала прочесть несколько книг.
 С тех пор и пошло.

 Были забыты мои друзья товарищи, экстремальные игры. Моими друзьями стали книги.

 Я читала всё подряд, без разбора. Читала на уроках, на переменках, ночью дома под одеялом с фонариком.
"Тихий Дон" читала раза четыре в разном возрасте, всегда воспринимала прочитанное по-разному.
Любовь к книгам, к чтению сохранила до сегодняшнего дня.

 Сейчас молодёжь в смартфонах, мы же выросли на чтении живых книг.

 Всю жизнь собираю книги. Внуки не очень любят их читать, всё больше в интернете.
 Но верю, когда-нибудь они возьмут в руки Александра Дюма или Мопассана, может Агату Кристи и так же как их бабушка будут читать от корки до корки не отрываясь.


Рецензии
БОГ ДАСТ - БУДУТ ЧИТАТЬ! МОИ СЕМЕРО ВНУКОВ ТОЖЕ НЕ ОЧЕНЬ-ТО ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ! НОЯ, КАК И ВЫ, НАДЕЮСЬ, ЧТО ПОЛЮБЯТ КНИЖКИ. У МЕНЯ В В 14-15 ЛЕТ БЫЛ ПЕРИОД ЗАПОЙНОГО ЧТЕНИЯ, ПОКА НЕ ПРИШЛО ВРЕМЯ ВЛЮБЛЯТЬСЯ... ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ И ЗДОРОВЬЯ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ!)))
А МОИ ЗАПИСКИ ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ ОТ НАЧАЛА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО И НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧТОБЫ НЕ ТЕРЯТЬ КАНВУ! ЖЕЛАЮ УДАЧИ! ))))

Андрей Михайлович Троицкий   18.01.2021 18:24     Заявить о нарушении
Надеюсь Прочитала несколько глав с удовольствием.
Поучительно и интересно.
Успехов и здоровья.

Ольга Негру   18.01.2021 23:26   Заявить о нарушении
ДАЛЬШЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЕЕ! )))

Андрей Михайлович Троицкий   19.01.2021 08:57   Заявить о нарушении