Время, в которое мы живём

Время, в которое мы живём и уроки, извлекаемые из него.

               
Предисловие

Основой для этого религиозно-философского размышления послужило слово архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) «О семи горячностях духа*» (1947) и мировые события 21-го века. Очерк находится в постоянной доработке.


1. Апокалиптический характер нашего времени.

Вопрос «В какое время мы живём?» стал сейчас важным как никогда. От правильного ответа на него во многом зависит спасение души каждого человека. Самую точную религиозно-философскую характеристику нашего времени, на мой взгляд,  дал архиепископ Иоанн Шаховской ещё в 1947 году в свой краткой статье «О семи горячностях духа», вышедшей в Нью-Йорке в издательстве «За Церковь». Эту статью высоко ценил старец Иоанн Крестьянкин и часто советовал читать её своим духовным детям. Вот что мы узнаём из неё:

«Жизнь людей стала в мире очень торопливой и становится все более торопливой; все бегут, все боятся куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие.

Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-й главе Апокалипсиса: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:10—12). Добавлю, что цель дьявола погубить как можно больше людей. Средство, которым достигается эта цель в первую очередь разделение людей, ибо "разделяй и властвуй" - это девиз дьявола.

Это событие, описанное в Откровении Иоанна, архиепископ объясняет не как аллегорию или символ, а как реальный факт эсхатологического характера  ещё невиданный в истории человечества**. Именно этим грандиозным апокалиптическим событием, произошедшим в последние 70 (если начинать отсчёт с распространения легализации убийства плода во чреве матери по всему миру), а может быть и  100 лет  отличается наше время от всех предыдущих эпох. В  горячке революций и мировых войн, в ожидании космических пришельцев, атомной катастрофы, войны миров и глобального потепления мы как в бредовом сне   н е   з а м е т и л и      начала последней самой масштабной войны против христианства и всего рода человеческого, возглавленной сошедшим на землю и море духом зла.  Архиепископ одним из первых снимает с наших глаз пелену неведения:

«Вы слышите: на землю и на море диавол сошел  в    в е л и к о й    я р о с т и,   зная, что немного ему остается времени. Вот откуда это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость и в технике, и в жизни, — все более безудержный бег людей и народов.» (архиеп. Иоанн Шаховской) Чего стоит только одна гонка вооружений! Отсюда и посеянное разделение по классовому, расовому и ценностному принципу.

Не думаю, что архиепископ Иоанн  ошибся в свой религиозно-философской трактовке нашего времени. Её придерживался и схиахимен Иоанн Крестьянкин:
 
«И поэтому, други наши, да не смущает вас ничто: ни скоротечность времени, ни смятения, смущения и неразбериха современного нам Вавилона в жизни стран и народов, уже захлестнувшие мир, ибо все это обобщается одним понятием – мы живем во времена апокалиптические. Трудно будет всем: и мирянам, истинно верующим, и священнослужителям, верой и правдой служащим Богу.»

Не видеть этого очевидного факта значит пребывать во сне, уподобившись трём апостолам, уснувшим  в Гефсиманском саду.

Иоанн Шаховской успел пророчески заглянуть и в наше 21-е столетье в одном из своих духовных стихотворений:

«Все народы мира — дети,
Смерть играет с ними в скалах,
И идет на них оскалом.
Двадцать первое столетье.»

Почти за сто лет  до 20-х годов 21-го века князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, потомок Святого равоапостольного князя Владимира, (имя Иоанн он получил после пострига в честь апостола Иоанна Богослова) прозревает оскал апокалиптического зверя последних времён.

Низвергнутый с неба дьявол сошёл на землю потому что смишком многие открыли для него свои эгоистичные сердца. Один из самых страшных знаков этого - легагизация абортов во многих странах мира. Аборт за редким исключением является принесением жертвы дьяволу, совершаемый во чреве матери. Дьявол же прячется в нашем эгоизме.



Итак, вернёмся к  пророчеству 12-й главы Иоанна Богослова и его толкованию архиепископом Иоанном Шаховским. Здесь огромное значение имеет каждое слово, а именно:

1) на замлю сошёл « к л е в е т н и к  братий наших,  к л е в е щ у щ и й   на них», то есть эту клевету он принёс теперь на землю в невиданном прежде масштабе. Цель этой клеветы - "разделяй и властвуй". 

2) «сошел он в сильной   я р о с т  и », понимая «что немного ему остается времени» и что он не успевает,

3) «вот откуда всеобщая торопливость и в технике, и в жизни, — все более безудержный бег людей и народов»,
 
4) а поскольку князь тьмы является «отцом лжи» и первым учителем гордости, зависти и через то человекоубийцей, то после его сошествия так безмерно умножились в мире в последние десятилетия обман, гордость, зависть и человеконенавистническая злоба,  до предела наполнив собой эту яростную поспешность и торопливость.
 

2. Суетность и бесплодность «торопливости», охватившей мир.

Далее архиепископ внимательно рассматривает свойства этой  плотской «торопливости  и поспешности», заряженной колоссальной  энергией, воздвигающей и разрушающей «в очень короткие сроки целые города» и государства, создающей всё новые  и новые невиданные доселе чудеса научно-технического прогресса, возносящие человека до небес,  и приходит к выводу, что эта поспешность «суетна» и «бесплодна», так как «не увеличивает добра в мире». Вместо этого она только наносит непоправимый вред душе человека. Как это происходит?

«Материальность мира,   б ы с т р о    к р у т я сь,   втягивает в себя и душу человека. И душа гибнет, ей нет времени уже ни для чего возвышенного в мире, — все вертится, все кружится и ускоряет свой бег. Какая ужасная призрачность дел! И, однако, она крепко держит человека и народы в своей власти. Вместо духовного устремления, миром уже владеет   п с и х о з     п л о т с к о й    б ы с т р о т ы ,   плотских успехов. Вместо усиления святой горячности духа происходит все большее горячение плоти мира. Создается   м и р а ж   д е л,    ибо к делам призван человек и не может быть спокоен без дела» (архиеп. Иоанн Шаховской).

Однако призван он к делам добра, а не к этим  обманчивым миражам материального успеха, заменившим их. Вот какая печальная картина открывается перед духовным взором архиепископа:

«Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего душе не дающих дел, которые надо выполнить возможно скорее для того, чтобы можно было как можно скорее начать ряд других, столь же ничтожных дел <, не только не приносящих пользы душе, но и вредящих ей>» (архиеп. Иоанн Шаховской).


3. В чём цель этой дьявольской торопливости?

Архиепископ раскрывает перед нами тайную цель этой дьявольской торопливости:

«Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины» (архиеп. Иоанн Шаховской).
 
Кроме ускоряющегося бесплодного коловращения  осуществлению этой цели служит также колоссальное увеличение бесполезной, ложной и вредной информации, стремительное распространение её в самых широких массах и осложнение жизни дигитальными формами и процессами с множеством ключей, кодов, пинов,  сложных операций и их постояным обновлением.

Поэтому там где не смогло навредить человеку  ускорение, о котором пишет архиепископ, вредит увеличение  совершенно ненужной и вредной информации  или усложнение процессов обслуживания технических и дегитальных форм существования, отнимая у человека внимание, душевные силы и время, так необходимые ему для спасения.


4. В чём содержание этой дьявольской «торопливости и поспешности»?

Чем насыщена до предела эта дьявольская  поспешность? Прежде всего сатанинским   о б м а н о м ,   к л е в е т о й    и    г о р д о с т ь ю .  «Обреченное, предчувствующее свою гибель зло»  «раздувает» их на земле  «до последних пределов.»

1) В чём заключается  о б м а н, раздуваемый этим злом «до  последних пределов» ? 

Дьявольский обман выражен впрежде всего в том, что жизнь современного человека незаметно для него  затягивается в два стремительно вращающихся колеса. Одно из них деловое, а другое -  информационно-развлекательное.  Бедный человек весь день вертится как белка в колесе в своих бесчисленных делах и заботах, чтобы прийдя домой попасть в колесо развлекательной информации.

Так же как и в деловом колесе в информационно-развлекательном всё кажется ему очень важным, ничто нельзя упустить: ни мнения экспертов в вопросах политики, экономики и здоровья, ни очередную серию захватывающего сериала, ни ток-шоу, ни светского общения в соцсетях. Человек спешит  прожить стремительной жизнью сразу нескольких телевизионных героев, так же переполненной заботами, проблемами, страстями и стрессом, как и  у него, но теперь он это делает уже  с удовольствием, под сурдинку.

Это колесо, стремительно вращаясь,  пропагандирует этот торопливый и бесплодный образ жизни.   Оно уверяет нас, что у всех такая же как и  у нас жизнь, насыщенная важными делами, умело убеждает нас, что в исполнении этих дел и  заключается главный смысл человеческого бытия.   И  нет никакой другой жизни, в которой бы царили добро, спокойствие, внутренняя тишина, вечность, как и нет никакого другого смысла жизни.  В конечном результате это колесо приводит  к зависимости от такого бесплодного образа жизни.

Кроме того человек под влиянием потребительского мировоззрения и дьявольской поспешности, посеянных в нём,   т о р о п и т с я  получить от жизни как можно больше удовольствий. А это рано или поздно приводит его к извращениям, в которых  он окончательно теряет свой человеческий облик.

Так два эти колеса занимают всё жизненное пространство человека и становятся его основным жизненным содержаним. В них он начинает видеть смысл своей жизни.  «Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Все заполнено в жизни»  (архиеп. Иоанн Шаховской). А в конечном счёте эти колёса  отнимают у человека и саму человечность его.

Думаю, что именно в  этом прежде всего заключается грандиозный обман дьявольской торопливости, которую обнаружил в нашем времени  архиеп. Иоанн (Шаховской).

2) Какое место отводит эта дьявольская  спешка  добру?

Где остаётся  в этой  безумной  спешке добро?  «Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни — тем менее — в местах развлечений его. Добру негде приклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе, — не только в комнату, но даже в мысль, в чувство, в желание. Некогда! И как добро этого не понимает и пытается стучаться в совесть и немного мучить ее? Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого… Бедный человек! А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни?» (архиеп. Иоанн Шаховской).

3)   В чём выражается   к л е в е т а,  раздуваемая этим злом «до  последних пределов»?

В чём невиданная доселе клевета до предела наполняющая эту дьявольскую «суету»? Будучи низвергнут на землю дьявол заразил своей клеветой и злобой тысячи умов и языков. Они как никогда интенсивно с невероятной злобой клевещут на правду и истину, на христианство и Церковь, на государства и народы, называя чёрное белым, а белое чёрным. И вся эта клевета разростается до невероятных масштабов благодаря современным цифровым технологическим средствам: компьютерам, планшетам, смартфонам и прочим гаджетам.

Всеми своими силами эта дьявольская клевета стремится исказить учение Христово бесчисленными ересями, возводит явные пороки и грехи в норму поведения  и стремительно распростроняет эту гибельную ложь  благодаря средствам массовой информации.

Если же эти лукавые  языки не клевещут, то стараются отвлечь от истины и добра бессмысленными развлечениями, пустыми разговорами, «чрезвычайно важными» советами,  суевериями, предсказаниями лже-пророков, прогнозами астрологов, битвами экстрасенсов и служением  идолам: внешнему облику, деньгам и власти.

4)  В чём выражается  гордость,  раздуваемая этим злом «до  последних пределов»?

Наконец, эту торопливость и поспешность в высшей степени пронизывает дьявольская гордость. Под влиянием духа зла человек  как никогда стал гордиться своим титаническим успехом,  не замечая что этот успех духовно никчёмен и пагубен для него. Он как слепой Фауст гордо  думает что по его  проекту строится плотина, которая облагодетельствует человечество, слыша удары лопат, котороыми лемуры (ночные духи)  копают для него огромную могилу. Эта гордость во всём своём очевидном неприкрытом, жалком и бесстыдном виде являет себя в самых разных сферах политической, научной, культурной и частной жизни. 

В наше время гордость стала определяться как положительное свойство человека, а его латинский корень super ("superbia" - гордость) прочно вошёл в язык, как положительная ценность, к которой стремятся миллионы: "супергерой", "суперзвезда". 

Человеку и раньше была свойственна гордость, но никогда прежде она не достигала таких колоссальных размеров и не была так самоуверенна, как сейчас. Чего стоят только стремление сделать человека бессмертным в земной жизни. Идеи элитарной избранности, мессианства отдельных государств и идеологическое  направление трансгуманизма являются венцом этой гордости, ложно блистающим как диадема антихриста.

Наконец, никогда прежде дьявольский принцип "Разделяй и влавствуй" не был так действен и губителен как в наше время. (Он сеет вражду между расами, народами, странами, религиями, между народами и их правительствами и т.д)

5) Дьявольские мучения, излившиеся на мир.

Cойдя на землю, князь тьмы, будучи  человеконенавистником  щедро поделился с людьми своими собственними мучениями: ненасытностью, завистью, нетерпением, раздражительностью, страхом и отчаянием.
 
Это заметно  по   н е н а с ы т н о й    алчности,  поразившей богатых, и по ненасытной жажде власти, охватившей власть имущих.
 
Это заметно по сильной   з а в и с т и   к ним бедных, страдающих от благополучия миллиардеров, и желающих им зла.
 
Это прослеживается по   н е т е р п е н и ю   народных масс, выходящих на акции протеста, заканчивающиеся вандализмом, грабежом и насилием.

Никогда ещё раздражительность, гнев и злопамятность не владели  в такой степени несчастным человечеством.   
 
Это видно по массовым психозам   с т р а х а,   охватывающим население целых стран. Слова Святого Евангелия  «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21:26) начинают исполняться. О том как эти силы поколебались, мы  узнали  выше.

Это нельзя не заметить и по тому  о т ч а я н и ю,    которое овладевает многими людьми, приводя их к депресии и самоубийству.

Предупреждён значит вооружён. Знание времени, в котором мы живём, мобилизует в этой духовной войне, которая ведётся сошедшим на землю духом зла против всех людей и прежде всего против христиан.


5. Апокалиптическая эпоха, в которой мы живём, несмотря на свою тяжесть является основанием для великой  радости, а не  для печали.

Позитивный смысл происходящего архиепископ Шаховской видит в следующем:

«Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед и ускорять свой бег жизни» (архиеп. Иоанн Шаховской).

Пусть мы сами грешны, но никто не может отнять у нас бескорыстной радости за тех, кто победил дьявола «кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.» В этой радости мы хоть немножко, но пребываем с ними на небесах. Другой  источник радости для нас также дарованная нам возможность противостоять этой дьявольской борьбе против нас добрыми делами. Подумайте только сколько несчастных душ, ушедших из этого мира, хотели бы оказаться на нашем месте, чтобы хоть чуть-чуть послужить Христу!

6. Как противостоять этой дьявольской поспешности наполнившей мир обманом, клеветой и гордостью? 

Как противостоять этой дьявольской спешке, наполнившей мир обманом, клеветой и гордостью  и  погрузившей целые поколения  и народы  в стигийское болото призрачного, иллюзорного  и бесплодного существования, наполненного мучительной ненасытностью, завистью, страхом и отчаянием  без проблесков истины и  добра,

«Без Божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви»?

Архиепископ даёт подробный ответ, который можно назвать  духовной "Наукой побеждать":

«Все же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. «Ходи... в свете, пока есть свет» (Ин.12:35). Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел. Но, конечно, если ты на земле, этом преддверии как рая, так и ада, не захотел делать добра и даже думать о добре, вряд ли ты захочешь делать его тогда, когда окажешься среди ночи, за дверью этого существования, вытолкнутый из рассеявшей и развеявшей твою душу суеты земной жизни в холодную и темную ночь небытия. Оттого торопись делать добро! Начни сперва думать о том, чтобы его делать; а потом подумай, как его делать, а потом начни его делать.

<Иными словами, будь хоть в малой степени воином Христовом в этой битве с силами тьмы и Бог поможет тебе.>

Торопись думать, торопись делать. Время коротко. Сей вечное во временном. Введи это дело, как самое важное дело, в твою жизнь. Сделай это, пока не поздно. Как ужасно будет опоздать в делании добра. С пустыми руками и с холодным сердцем отойти в иной мир и предстать на Суд Творца.

Кто не поторопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности. Теплохладным диавол не даст сделать добра. Он их свяжет по рукам и ногам, прежде нежели они подумают о добре. Добро могут делать только пламенные, горячие. Быть добрым в нашем мире может только молниеносно-добрый человек.

И чем дальше идет жизнь, тем больше молниеносности нужно человеку для добра. Молниеносность — это выражение духовной силы, это — мужество святой веры, это — действие добра, это — настоящая человечность!

Поспешности суеты и зла противопоставим быстроту, горячность движения в осуществлении добра. Господи, благослови и укрепи!

Быстрота раскаяния после какого бы то ни было греха — вот первая горячность, которую принесем Богу. <Только она может противостоять  духу гордости и самооправдания, царящему в современном мире.>

Быстрота прощения согрешившего пред нами брата — вот вторая горячность, которую принесем. <Только она может противостоять духу осуждения, зависти, вражды и злопамятства, воцарившемуся в современном мире >

Быстрота отклика на всякую просьбу, исполнение которой возможно для нас и полезно для просящего,— третья горячность. <Только она может противостоять миражу бесплодных дел, кажущихся нам важными.>

Быстрота отдачи ближним всего, что может их вывести из беды,— четвертая горячность духа, Богу верного. <Только она может противостоять миражу бесплодных дел, кажущихся нам важными.>

Пятая горячность: умение быстро заметить, что кому надо, и вещественно и духовно, и умение послужить хоть малым каждому человеку; умение молиться за каждого человека. <Только она может противостоять миражу бесплодных дел, кажущихся нам важными.>

Шестая горячность — умение и быстрая решимость противопоставить всякому выражению зла — добро, всякой тьме — свет Христов, всякой лжи — истину. <Только она может противостоять духу клеветы, поразившему современный мир.>

И седьмая горячность веры, любви и надежды нашей, это — уменье мгновенно вознести сердце и все естество свое к Богу, предаваясь в Его волю, благодаря и славословя Его за все» (архиеп. Иоанн Шаховской). 

Немногие обладают этой духовной молниеносностью и горячностью веры надежды и любви в делании добра. Будучи первым, кто их в себе не имеет, я обратился к писаниям  Святых Отцов и умудрённых Богом старцев и составил себе в помощь из их драгоценных советов памятку «Что является спасительной сущностью веры, надежды и любви?»  Может быть она пригодится и вам.



----------------

Приложение

* Сравните с  Христовым наставлением  «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк.12:35), а так же с апостольским наставлением: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5:19).



** Сравните с философским (аллегорическим) пониманием апокалиптического зверя:

«На наших глазах апокалиптическое видение зверя, выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь: господствующая в современной жизни тенденция выражается именно в превращении человеческого общежития в усовершенствованного зверя, попирающего всякий закон божеский и человеческий: к этому результату ведут головокружительные успехи современной техники, с одной стороны, и столь же головокружительно быстрое падение человека и человечества, с другой стороны. Звериное начало утверждает себя как безусловное начало поведения, которому должно быть подчинено все в человеческой жизни. В особенности современное государство, с его аморализмом, с его стремлением использовать всю культуру как средство для осуществления животных целей коллективного эгоизма, являет собою как бы конкретное воплощение начала зверочеловечества.» (князь Евгений Трубецкой) 


Рецензии
Очень современно. Дьявол использовал НТП. И будет использовать дальше.

Анатолий Заводчиков   18.09.2022 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   18.09.2022 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.